Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования – агрессивное поведение детей является одной из проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества. Повышение детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивному поведению, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно принять корректирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессивное поведение, как устойчивая форма поведения, не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит проблемы не только окружающим, но и самому себе.
В минувшие годы выросла степень агрессивности детей: они стали более громкие, неусидчивые, стремительные и проще входят в инциденты, драчливы. С разговоров с родными, можно сделать вывод, то, что ребята сейчас стали враждебнее, нежели ранее. С ними сложно справляться, они зачастую безжалостны. В желании достигнуть собственной цели они манипулируют родителями. В печатных изданиях, журналах начали больше информировать о враждебных «штучках» ребенка школьного возраста по отношению и к собственным родственникам, и к людям старшего возраста. Статистика говорит о том, что число опасных правонарушений совершают люди, не достигшие совершеннолетия, таким образом, и число тяжких преступлений в этой возрастной группе.
Проявление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста все больше волнует родителей, воспитателей и общество в целом. Агрессивное поведение, в разной степени, присуща каждому человеку, в том числе детям, которые еще не научились контролировать свое поведение, и в наше время недостаточно нравственно воспитаны. В дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим. В период дошкольного детства ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он стремится во взрослую жизнь, появляется желание активно в ней участвовать. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее преодолению. В конце дошкольного возраста все эмоциональные процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. Различные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Обычно, с развитием эмоционально-волевой сферы, с постепенным усвоением норм и правил поведения, проявления детской агрессивности в старшем дошкольном возрасте у большинства детей снижаются. Но у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, переходя в устойчивое качество личности.
Многочисленные наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности.
Методологическая основа исследования: большой вклад в разработку общеметодологических и методических агрессии и агрессивного поведения в отечественной психологии детей внесли такие исследователи, как А.А. Реан, Ю.М. Антонян, Л.С. Выготский, Ю.Б. Можгинский, И.А. Кудрявцев, В.Г. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление. Л.С. Выготский, Воронова В.Я., Леонтьев А.Н. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А., Спиваковская А.С., Эльконин Д.Б. и другие.
Объект исследования – агрессивное поведение дошкольников.
Предмет исследования – особенности агрессивного поведения дошкольников.
Цель исследования – изучить особенности агрессивного поведения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «агрессивное поведение»
2. Охарактеризовать особенности агрессивного поведения дошкольников
3. Подобрать адекватный возрасту испытуемых диагностический инструментарий.
Методы исследования: изучение литературы и других источников, теоретический анализ, обобщение.
1.Понятие «агрессивного поведения»
Проблема агрессивного поведения в целом имеет длительную историю исследований в отечественной и зарубежной психологии. Агрессивное поведение в отечественной психологии рассматривается скорее не как самостоятельный феномен, а как результат действия других, более значимых феноменов, таких, как асоциальность личности, отклоняющееся поведение и т.п. [14]
Характеризуя поведение, Р.М. Шамионов отмечал, что данная категория длительное время было объектом спекуляций, вместе с тем, ставшим наиболее употребимым на протяжении ХХ века [26]. В зарубежной психологической науке под поведением понимается действия, реакции, процессы, операции. Иными словами, поведение в таком смысле может рассматривать как любая изменяемая реакция организма. В отечественной психологии поведение рассматривается в более узком аспекте – как характерное для живого существа взаимодействие с окружающей его средой, которое опосредовано как внешней, так и внутренней активностью. Категория «поведение» в таком аспекте применяется как применительно отдельных субъектов, так и группам особей, а также социальных групп и общностей [26]. Поведение человека можно рассматривать как продукт социальных связей и отношений, коллективных форм взаимодействия и сотрудничества.
Обращаясь к анализу агрессивного поведения можно отметить, что агрессивное поведение является вариантом социального поведения в одном из наиболее значимых аспектов, проявляясь в взаимоотношениях с другими людьми и самим собой. Социальное поведение – это вариант проявления активности человека в обществе, имеющего собственную специфику и социальные цели.
В ряду зарубежных исследователей, занимавшихся проблемами агрессивного поведения можно выделить, например, работы Л. Бендер. Ученый указывала на то, что агрессивность можно рассматривать как тенденцию приближения к объекту или же удаления от него. Ф. Аллан рассматривает агрессивность как некоторую внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним воздействиям и вызовам.
Х. Дельгаро указывал на то, что агрессивное поведение можно рассматривать как вариант поведенческой реакции, которая характеризуется проявлением силы для нанесения вреда или же ущерба отдельной личности или же обществу в целом [3].
По мнению А.А. Реан, Е.П. Ильина, источником агрессивного поведения можно рассматривать агрессивность личности. Агрессивность является комплексным свойством, качеством личности. Агрессивность является устойчивой особенностью, достаточно постоянной характеристикой, которая обуславливают отдельные варианты поведения личности. Агрессивное поведение объясняет последовательность и постоянство поведения человека, а также позволяет раскрыть личностные особенности человека в общении, деятельности, а также образе жизни [19].
По мнению Л.М. Балабановой, Л.Н. Собчик и др., агрессивное поведение можно рассматривать как основной типологической, характерологической особенностью, чертой человека, это обобщенная характеристика поведения личности [14].
В исследования Р. Бэрона, Д. Ричардсона и др., агрессивное поведение можно определить как склонность человека, избирательная направленность человека к определенной деятельности [6].
Следует отметить то обстоятельство, что в психологии достаточно часто понятия агрессивности и агрессивного поведения рассматриваются как связанные, но не тождественные. Агрессивность рассматривается как свойство личности, тогда как внешнее выражение этого свойства выступает агрессия. В таком смысле агрессия будет тождественна понятию «агрессивное поведение». Такая позиция проявляется в работах, например, Л.М. Семенюк. По мнению ученого агрессивность является свойством
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.
2. Авдулова Т.П. Психология школьникового возраста: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2012. 238 с.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: учебник для вузов 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Питер, 2013. 512 с.
4. Артеменко Б.А. Основы клинической психологии детей и школьников: учебное пособие для вузов: Цицеро, 2014. 151с.
5. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов.-СПб.: Речь, 2014. - 144 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д Ричардсон. — СПб: Питер, 2014. — 352 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов,2011г.-624 с
8. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие, 2003г.
9. Долгова В. И., Ниязбаева Н. Н. Ценностное содержание современного образования: эмпирическое исследование // Вестник национального университета им. Абая. Серия «Педагогические науки. No2 (42). 2014. Алматы, 2014. с. 29-32.
10. Дубровский, В. И. Лечебный массаж / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2017. - 464 c.
11. Ерзин А.И. Диагностика и коррекция агрессивного поведения [Электронный ресурс]: учебное пособие. Электрон. текстовые данные. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2012. 254 c.
12. Захаров А.И. Неврозы у детей и их лечение, 2007г.
13. Изард К.Э. Психология эмоций, 1999г.
14. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.
15. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю. Электрон. текстовые данные. М.: Академический Проект, Трикста, 2011. 317 c.
16. Лютова Е. Н., Мотина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, тревожными и агрессивными детьми. М.: Генезис,2000
17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения: учебное пособие для вузов. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
18. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. -Педагогическое общество России,2000г.
19. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — №5. – С. 3-8.
20. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 1998. – 96 с.
21. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как субъектная регуляция [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые данные. М.: Институт психологии РАН, 2010. 352 c.
22. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов, 2008г.
23. Тишков В.А. Теория и практика насилия. Антропология насилия. – СПб., 2016
24. Фокин, В.Н. Китайский точечный массаж: Руководство по диагностике и лечению / В.Н. Фокин. - М.: Гранд; Издание 2-е, 2016. - 592 c.
25. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения; практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000
26. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: Учеб. пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 186
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, 2011г.