Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как правило, существует два основных подхода к пониманию конфликта. Первый определяет конфликт как столкновение сторон, сил, мнений и пр. Если рассматривать данный подход, то конфликты возможны и в неживой природе. Второй подход заключается в понимании рассматриваемого процесса как столкновения разных интересов, мнений и пр. Здесь участники конфликта – группа людей [1, с. 54]. Что является необходимым условием возникновения конфликта? Прежде всего, это наличие у субъектов конфликта противоположно направленных целей и суждений, мотивов. Предконфликтной является ситуация, когда конфликтующие субъекты противодействуют, но не переживают негативных эмоций. Но эмоции также могут переживаться, но не проявляться. Сферами противодействия конфликтующих субъектов могут быть общение, поведение и деятельность. Конфликт - важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, и, как следствие — «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1, с. 33].
Целью данной работы является рассмотрение участников конфликта и их характеристики. Задачи:
- описание сущности конфликта;
- рассмотрение источников возникновения конфликтов;
- изучение участников конфликта, мотивы их поведения;
- анализ моделей поведений в конфликте, стилей разрешения конфликтов;
- рассмотрение тактики поведения в конфликте в зависимости от типа личности;
- описание вопроса профилактики, управления и разрешения конфликтов;
- рассмотреть ситуацию на практике – участников конфликта и способы его разрешения.
1 Сущность конфликта
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д. [1, с. 45]
Анализируя труды Конфуция, уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей.
Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний [1, с. 154]. Весьма интересны взгляды на конфликт и его причины английского экономиста эпохи Просвещения А. Смита, который в разработанной им Теории нравственных чувств формулирует идею «любви к себе», согласно которой определенная степень эгоизма человека, его корыстные интересы при условии их гармонии с общими устремлениями к благополучию и счастью позволит избежать конфликтных ситуаций в обществе.
По мнению А. Смита, именно стремление человека к его собственному благополучию побуждает его к благоразумию и справедливости. Более того, именно благоразумие и справедливость, по мнению мыслителя, являются основными предпосылками, как предупреждения, так и разрешения конфликтов. Таким образом, уже на первых этапах разработки проблемы конфликта мыслители предпринимают попытку объяснить сущность данного феномена с позиций его специфики как явления социального; исследуют причины конфликтов и пути их предупреждения и разрешения.
Являясь явлением социальным, особый интерес исследованию проблемы конфликта проявляют социологи и психологии. Так, представитель немецкой школы социологии Г. Зиммель, исследуя разнообразные формы социального взаимодействия, в качестве одной из таких форм выделяет конфликт.
Элементами конфликта выступают:
-субъекты конфликта;
-личностные характеристики, мотивы и цели субъектов конфликта;
-сторонники конфликта;
-причина конфликта [1, с. 160].
Субъекты конфликта - это участники данного процесса, отстаивающие собственные интересы и направленные на достижение целей. В связи с этим, объектом конфликта является непосредственно то, на что претендуют субъекты конфликта, т.е. основная цель, к достижению которой стремится каждый противоборствующий субъект конфликта.
Структуру конфликта образуют разнообразные взаимосвязи между его элементами. Элементы и структура конфликта находятся постоянно в процессе изменения, так как конфликт всегда находится в развитии.
При анализе структуры конфликта можно выделить основные понятия, такие как:
Рисунок 1 - Основные понятия структуры конфликта
Таким образом, на основе данных, представленных на рисунке 1, участниками (сторонами) конфликта могут быть как отдельные индивиды, так и социальные группы, государства, организации и т.п. Так, наиболее типичные стороны конфликта представлены отдельными личностными аспектами (личностями, социальными группами). На основе данной классификации участников (сторон) возможны следующие типы конфликтов типа:
-личность - личность;
-группа - группа;
-аспект личности - аспект личности;
-личность - группа.
Следует отметить, что стороны конфликта характеризуются, разнообразным набором существенных признаков. Например, в социальном отношении стороны (участники) конфликта отличаются друг от друга целями, установками, мотивами, ценностями и т.п.
Целями конфликта выступают удовлетворение ущемленных интересов и претензий, удовлетворение эмоций (в том числе и разрядка), восстановление справедливости.
Рассмотрим наиболее распространенные мотивы конфликта:
Рисунок 2 - Мотивы конфликта
Также к мотивам конфликта, представленным на рисунке 2, можно отнести покушение на статус, ошибки в восприятии, несправедливость или непонимание.
2 Источники возникновения конфликтов
Причины конфликта могут быть разнообразными:
Рисунок 3 - Причины конфликта
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2019. 591 с.
2) Башкин М. В. Конфликтная компетентность: метод. указания / Яросл. гос. ун–т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. 72 с.
3) Белов, В.М. Психология здоровья / В.М. Белов. - СПб.: «Алетейя», 2019
4) Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 2019. 334 с.
5) Петровская Л. А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 2019. С. 128–131.
6) Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. - М.: Просвещение, 2015
7) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2018. 192 с
8) Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: «Питер», 2020.