Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Термин «мораль» связана с латинским термином «mores» - «нрав, обычай, характер». Мораль очень тесно перекликается со словом «нравственность». Само понятие морали представляет собой сложное явление. В повседневности мораль – это определенная общность правил, норм поведения, которые направляют и регулируют поведение людей .
Право во всех его многообразных формах - это система норм, нацеленность общественных отношений. Правосудие связано с темой нравственности. Внутренняя моральность права – одно из важных условий эффективности самого права. Право не претендует на то, чтобы в структуре социальных ценностей быть выше нравственности. Но социальные схемы, говорящие о второстепенности права, не могут быть чем-то вредным по определению.
Целью данной работы является рассмотрение общего и различного в морали и праве.
1 Сущность морали
Перед тем, как разбирать сущность морально-психологической подготовки, обратимся к понятиям морали.
Само понятие морали представляет собой сложное явление. В повседневности мораль – это определенная общность правил, норм поведения, которые направляют и регулируют поведение людей . Но в чем же тогда отличие морали от правил техники безопасности, права и пр?
Специфика морали состоит в том, что предписания морали универсальны, общечеловечны и применимы в самых разных ситуациях.
Кроме того, мораль базируется на авторитете мнения социума и на нравственных убеждениях определенного индивида. Самих норм морали можно выделить огромное множество. Это могут быть самые простые и самые обобщенные нормы.
Но и в нравственной жизни должны существовать определенные авторитетные ориентиры – Высшие Ценности, которые бы давали направление жизни общества и индивида.
Моральное поведение – это не механическое исполнение определенной структуры предписаний. Высшие Ценности – это сама жизнь человека, гармония, порядок, свобода, уважение чести и достоинства каждой отдельной личности. Благодаря Высшим Ценностям наша жизнь наполнена полнотой и духовностью, особыми смыслами. Вежливым может быть и преступник. Но полноценная жизнь с высокими ценностями доступа только человеку, который соответствует в своем поведении с Высшими Ценностями.
Еще один подход к исследованию морали – натуралистический. Данный подход рассматривает мораль с точки зрения эволюции животного мира. Данный подход характерен для трудов Ч. Дарвина (ученый говорил о том, что совокупность чувств человека есть у животных в зачаточном и развитом состоянии), Г. Спенсера, П. Кропоткина и пр. Ч. Дарвин, например, говорил о том, что собаке присуще чувство почтения своему хозяину. П. Кропоткин отмечал, что нравственность – это развитие инстинкта общительности. Нравственный процесс, считал П. Кропоткин, начался уже в животном мире и передался человеку. Поэзия, искусство «облагородило» нравственный процесс и досталось человеку уже в более совершенном виде.
Также о зачатках нравственности у животных говорил и религиозный философ В. С. Соловьев. Он говорит, что животным присущи чувства сострадания и жалости. О подобном говорили Ч. Шеррингтон, Д. Мак-Фарленд, П. В. Симонов. Последние ученые говорили о том, что альтруизм способствует сохранению и развитию вида. Но, так или иначе, натуралистические подходы к морали являются редукционными, связаны с низведением высшего к низшему . Широкое распространение имеют направления социальной природы морали. В этих теориях нравственные ценности подменяются интересами социума в целом и интересами различных групп в обществе. Нравственные ценности в таких теориях связываются с настоящими потребностями людей и групп в обществе.
Что же касается структуры морали, то здесь можно сказать следующее. Как правило, современные ученые выделяют в морали две самостоятельные области:
1) Моральное сознание;
2) Нравственная практика (реализация нравственных идей, чувств).
Моральное сознание является сплавом чувств, представлений, выражающее наиболее сильные стороны существования человека – взаимоотношения человека с другими людьми, с социумом. Это выражается в понятиях добра и зла, справедливости, совести и пр.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Н. А., Понятие общественной нравственности и ее характеристика как объекта преступления // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 4. — С. 128-131
2) Ерохина Ю. В., Право как модель решения этических проблем // Философские науки. — 2019. — Т. 62, № 3. — С. 77-96.
3) Калашян М. А., Справедливость: между правом и моралью // Вопросы философии. — 2019. — № 6. — С. 199-205.
4) Нечевин Д. К., Право и нравственность: научно-правовой и исторический анализ : монография. — Москва : Юрайт, 2019. — 202, [2] с. ;
5) Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы : учебник для бакалавров / Н. А. Омельченко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015.
6) Осин В. Н., Система общепризнанных ценностей // Философия права. — 2020. — № 4. — С. 38-46.
7) Сырцев Н. Ю., Роль нравственности и морали в построении демократического правового государства // Аграрное и земельное право. — 2019. — № 5. — С. 26-28.
8) Харт Г. Л. А., Право, свобода и мораль. — Москва : Издательство Института Гайдара, 2020 [т.е. 2019]. — 129, [1] с.
9) Шульга Р. Ю., Вопросы морали и нравственности в фокусе правового регулирования: российский и зарубежный контекст // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 12. — С. 56-61.