Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1. Что такое кризис?
Кризис всегда рассматривался исследователями неоднозначно. Так, в переводе с греческого krisis - это решение, переломный момент. Согласно экономической энциклопедии, кризис - это глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой - либо сферы человеческой деятельности.
Применительно к хозяйствующему субъекту «кризис» - это глубокое расстройство экономической жизни, острое затруднение с производством, финансами и сбытом.
2. Какую роль играют кризисы в социально-экономическом развитии?
разрушение наименее устойчивых и жизнеспособных, исчерпавших свой потенциал элементов системы, препятствующих ее эффективному функционированию и развитию;
освобождение пространства и создание основы для утверждения и слабых элементов новой системы;
сохранение и обогащение основы существования системы, ее наследственного опыта и накопленного потенциала, позволяющего успешно переживать кризисы и переходить в будущее состояние.
3. Каковы причины возникновения кризисов?
По непосредственным причинам возникновения кризисы разделяются на природные, общественные, экологические.
Природные вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.
Причиной кризиса могут быть и общественные отношения во всех видах их проявления. В современных условиях большое значение имеют экологические кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасны) технологий, пренебрежение требованиями законов природного равновесия.
4. Можно ли прогнозировать кризисы?
Кризисы предсказуемы. Их можно предвидеть и своевременно принять меры для того, чтобы пройти кризисную фазу цикла в сравнительно короткий срок и с меньшими потерями. Конечно, степень предсказуемости кризисов неодинакова.
5. В чем различия между факторами, причинами и симптомами кризисов?
Симптомы проявляются в показателях, их состоянии и в тенденциях изменения, отражающих функционирование и развитие организации. Причины нередко кроются глубже внешнего проявления кризисных признаков. Причиной возникновения кризисной ситуации в деятельности предприятия могут быть внешние либо внутренние факторы.
1) внешние факторы: тип экономической системы, несбалансированная кредитная политика или ее полное отсутствие, структура потребностей населения, уровень доходов и накоплений населения, величина платёжеспособного спроса клиентов-предприятий, фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования, темп и размеры инфляции, научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;
2) внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы, отсутствие или неправильные принципы ее действия, нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции, невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре. Указанные причины не являются непосредственными причинами возникновения кризиса на той или иной стадии жизненного цикла предприятия и тем более его банкротства.
6. Как связаны между собой жизненные циклы организаций и организационные кризисы?
Кризис - глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности. Понимание эволюции феномена кризиса и современных концепций важно не только в теоретическом плане, но и для практики управления кризисными ситуациями, т.е. для снижения соответствующих рисков до социально приемлемого уровня и смягчение негативных последствий.
Кризис организации вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрами окружающей среды, что в свою очередь обусловлено неверной стратегией, неадекватной организацией бизнеса и, как следствие, слабой адаптацией к требованиям рынка. Задача специалистов по связям с общественностью в этом случае – предотвращать эти кризисы, разрешать или устранять их наиболее опасные общественные последствия. В большинстве случаев организационные кризисы поддаются определенному предвидению и позволяют управлять их протеканием.
Кризисы – неотъемлемый атрибут социальной жизни, поэтому организация в процессе своей деятельности сталкивается с кризисными ситуациями. Функционирование и развитие любой организации происходит циклически: периоды стабильной деятельности сменяются скачкообразными, неопределенными во времени этапами, на которых происходит количественное изменение параметров деятельности. Эти циклы могут переплетаться, накладываться друг на друга или отличаться различными фазами