Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе мы коснемся вопросов диагностики кризисных ситуаций, выявление проблемных зон приведших компанию к критическому состоянию, направления, методы и инструменты выхода из сложившегося положения и итоговых мероприятий, в случае невозможности выйти из кризиса.
Появление и широкое распространение термина «антикризисное управление» в России, называемое в зарубежной литературе как «кризис-менеджмент», необходимо отнести к середине 90-х годов прошлого века.
В условиях дисбаланса и отсутствия равновесия управление системами, требует от руководства компании освоения практических навыков прогнозирования и диагностирования кризисов, устранения негативных факторов и их отрицательных последствий. На сегодняшний день ряд экономистов, связывают понятие антикризисного управления исключительно с осуществлением арбитражными управляющими мероприятий в рамках судебных процедур банкротства организации.
Другие же экономисты считают, что антикризисные меры следует применять, только когда финансовое положение компании на рынке резко ухудшается, а перспектива несостоятельности становится очевидной. Так, по их мнению. антикризисное управление представляет собой комплексные мероприятия по выводу организации из кризисного состояния. Другими словами антикризисное управление имеет в своем завершении выход организации из фазы кризиса, что проявляется либо в исчезновении риска банкротства, либо - при более «мягком» варианте – в преодолении убыточности компании.
Антикризисное управление, под этим понятием принято понимать систему принципов и методов выработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направляемых на прогнозирование кризиса в компании и обнаруживание его ранних стадий, анализирование его симптомов и устранения угроз проявления кризисных ситуаций, предупреждение кризиса и подготовительные мероприятия к нему, диагностирование причин его возникновения; анализ и принятие быстрых мер по минимизации потерь и негативных последствий кризиса, разработку процедур по его преодолению.
1 АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 ДИАГНОСТИКА РИСКОВ И ПОТЕРЬ С ЦЕЛЬЮ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Каждая компания, начиная с момента образования, сталкивается с целым рядом вопросов, способных спровоцировать острый кризис, сопровождаемый резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в жестких конкурентных условиях ведут к несостоятельности отдельно взятых субъектов хозяйственной деятельности или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут появиться на любом этапе жизненного цикла компании. Возникновение идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение мощностей производства, функционирование, развитие, упадок, банкротство или реорганизация — это перечень этапов циклического развития компании. Она может пройти их все, а может и остановиться в развитии, не достигнув необходимых результатов, прекратить свою деятельность.
В тот момент, начала своей деятельности компании на рынке, как правило, уже действует существенное число фирм-конкурентов. Занять определенную нишу, позицию своей торговой марки сложно. Многие компании разоряются, не вынеся конкуренции. Поэтому во многих государствах с развитой экономикой разработаны меры поддержки малого предпринимательства, которые заключаются в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогов, предоставление на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке компаниям проще пройти этап количественного и качественного роста, достичь устойчивости позитивных тенденций в развитии. Кризисы не редко возникают и на зрелых предприятиях, которые утрачивают свою положительную динамику и способности достигать соразмерной прибыли.
Кризисы на предприятиях могут обнаруживаться: в форме ужесточения конфликтов, способных привести фирму даже к развалу. Моральное устаревание применяемых технологий и утрата конкурентных преимуществ, а также существенный отток ресурсов при росте числа банкротств — также являются симптомами растущей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникающие в компании, обусловлены ее финансово-хозяйственной деятельностью. В связи с чем, антикризисное управление, прежде всего, имеет своей целью устранить и не допустить пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизировать хозяйственную деятельность.
Кризисное финансовое положение предприятий требует от руководства проведения ряда нетрадиционных мер, использовать в управлении методы и подходы, которые существенно отличаются от управления в обычных, стабильных, условиях. Понятие "кризис" - обозначает "решение", "поворотный пункт" или "исход". Экономический кризис в организации отражает ее сложное финансовое состояние, характеризуемое неудовлетворительными значениями целого ряда показателей, первым признаком которого является отрицательный финансовый результат, или валовой убыток от осуществления деятельности, снижение уровня рентабельности или скорое сокращение размера прибыли по периодам.
Причины неплатежеспособности ранее благополучных предприятий: изменения рыночных условий; давление конкурентной среды; злоупотребления со стороны руководства или персонала; деятельность проверяющих или надзорных государственных органов; публикации новых законов или других нормативных актов, перемены в политической ситуации, обусловленные перераспределением власти; стихийные катаклизмы и т. д. Каковы бы ни являлись причины ухудшения финансового положения, первопричиной любого кризиса в компании является низкий уровень профессионализма руководства компании.
Диагностика кризисов в компании — это совокупные методы, направленные на выявление проблемных зон, слабых и "узких" мест в управлении системой, являющиеся причинами неблагополучного финансового положения и других негативных показателей в производстве. Диагностика - это оценка деятельности организации с точки зрения достижения общего управленческого эффекта, и как выявление отклонений, существующих параметров системы от заданных первоначально, и как оценка функционирования компании в подвижной, меняющейся внешней среде в целях предупреждения кризисов.
Методы диагностики кризиса включают в себя: мониторинг внешних факторов и системная аналитика сигналов о вероятных изменениях положения и конкурентного статуса организации, аудит финансового положения, аналитика кредитной политики и задолженности организации, выявление рисков, оценка текущего состояния компании и прогноз ее возможных состояний в перспективе.
Инструменты диагностики кризисного состояния используются в зависимости от типа кризиса и формы его проявления к ним относятся: статистические мероприятия, прогнозирование, моделирование, эксперименты, экспертизы, маркетинговые анализы и т. д.
Системные исследования сигналов о вероятных изменениях положения и конкурентного статуса компании, позволяют рассматривать в целый ряд совокупных параметров, служащих индикаторами кризисных проявлений, повышением рисков при выполнении миссии компании, или, напротив, могут свидетельствовать о расширении возможностей компании. Данный метод является эффективным на этапах ранней диагностики кризисов, где ключевой
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Антикризисное управление". Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2002, с. 432.
2. "Антикризисный менеджмент" / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". — Издательство "ЭКМОС", 1999.
3. Кирсанов А.И. "Антикризисное управление". — М. — 2000.
4. Попов Р.А. "Антикризисное управление". — М.: "Высшая школа", 2003. — с. 429.
5. Александров Г.А. "Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура". — М.: "Бек", 2002. — 544 с.
6. Родионова Н.В. "Антикризисный менеджмент". — М.: "ЮНИТИ", 2002. — с. 223.
7. "Стратегия и тактика антикризисного управления" / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина, С.-Петербург, 1996, с. 510.
8. Фомин Я.А. "Диагностика кризисного состояния предприятия". — М.: "ЮНИТИ", 2003. — с. 349.
9. Бобылева А.З. "Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика". — М.: "Дело", 2003. — с. 256.
10. "Экономическая стратегия фирмы" / Под ред. А.П. Градова. — Спб.: "Специальная литература", 1995.
11. "Государственное регулирование экономики в современном мире". — М.: "Наука", 1989.
12. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Тамбовцев В.Л. "Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность". — М.: "Экономика", 1997.