Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, институт главы муниципального образования является важной основой реализации местного самоуправления. Его деятельность регламентируется законами и муниципально-правовыми актами Российской Федерации. Правовой статус данной должности совершенствуется, наполняясь новыми элементами, увеличивается степень ответственности глав крупных поселений, в том числе при участии Президента РФ (например, утрата доверия для глав городских округов).
1.2 Характеристика ответственности главы муниципального образования
Законодательство об общих принципах организации местного самоуправления содержит нормы, указывающие на установление ответственности в отношении выборного должностного лица. Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предписывает обязанность, в соответствии с которой уставы муниципальных образований должны содержать в обязательном порядке виды ответственности главы муниципального образования, основания на наступления ответственности, порядок решения вопросов, основания и процедуру отзыва главы муниципального образования с должности.
Например, действующий Устав города Пензы содержит указание на то, что ответственность главы муниципального образования применяется в соответствии с упомянутым выше федеральным законом. На этом раскрытие содержательно важных вопросов прекращается, кроме того, что указано несколько чрезмерно фрагментарных фраз об основаниях. В этом Уставе более подробно представлены лишь основания удаления главы муниципального образования. Это и многое другое видится явным недостатком реализации такого значимого направления, как ответственность, которое потенциально должно способствовать обеспечению контроля над деятельностью судьи. Сказанное обусловливает актуальность этой темы исследования.
В ст. 73, 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закреплены общие положения об ответственности в целом представительного органа местного самоуправления и главы муниципального образования в частности .
Особенно большая проблема, если обращать внимание на эти нормы, состоит в вариативности классификаций видов ответственности. Известно, что существует конституционная, уголовная, гражданская, административная и иные виды ответственности. Все они могут быть успешно адаптированы к институту главы государства муниципального образования, в то время как в уставах муниципальных образований в ряде случаев ответственность практически не конкретизирована, что позволяет избегать ее этим субъектам. Еще большее количество проблем возникает и при определении какого-то конкретного вида ответственности, а тем более при привлечении к тому или иному виду ответственности.
Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет право издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования. Но это не может быть реализовано в любых случаях, для этого федеральное законодательство предусматривает ряд законных оснований:
- при издании акта, противоречащего Конституции РФ и иным актам (законы субъекта Федерации, Уставы субъектов РФ). Издание акта об отрешении может происходить только в том случае, если судом будет установлено издание противоречащего акта, что выльется в принятие законного решения. Более того, чтобы отрешение все-таки произошло, виновное лицо еще и не должно принять мер по исполнению вынесенного решения суда, что допускается в рамках его полномочий;
- при издании должностным лицом акта, не имеющего нормативного характера, если данный акт повлечет нарушение прав и свобод человека и гражданина, если он несет угрозу национальной безопасности страны, угрозу территориальной целостности страны, единству, обороноспособности, оказывает влияние на многие другие такие аспекты. Это касается также и правового акта.
Чтобы полноценно реализовать аспект защиты прав и свобод субъектов рассматриваемой сферы, специально установлен ограничительный срок – один месяц со дня вступления судебного решения в законную силу. Этот срок выделяется для того, чтобы субъект имел право издать акт об отрешении. Этот срок обязательно должен быть не более шести месяцев с того дня, как судебное решение вступило в законную силу, при изначальном продлении срока на законных основаниях .
Глава муниципального образования, если в отношении него был издан упомянутый выше акт, имеет право в таком же судебном порядке его обжаловать. На это предоставлен срок в десять дней. Суд рассматривает жалобы и в такой же срок принимает решение об отказе или удовлетворении. Помимо сказанного, глава муниципального образования может быть удален в отставку уполномоченным представительным органом муниципального образования. Удаление возможно осуществить на основании инициативы депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта РФ. Для этого также установлен предельно точный перечень оснований: решения, деяние главы повлекло наступление предусмотренных законодательством последствий; неисполнение обязанностей; неудовлетворительная оценка деятельности; несоблюдение предписанных ограничений и запретов; допущение какого-либо массового нарушения гарантий прав и свобод по признаку расы, национальности и иным признакам, если только это повлекло за собой нарушение межнационального или межконфессионального согласия, вызвало наступление конфликта на данной почве.
Представленные аспекты ответственности главы муниципального образования в большей мере обладают общим характером. Более перспективной сегодня видится ответственность по отраслевому признаку. Есть основания полагать, что контроль за деятельностью глав муниципальных образований может быть улучшен именно за счет развития различных видов отраслевой ответственности.
Уголовный кодекс РФ устанавливает ряд видов ответственности, где субъектами преступления выступают специальные субъекты. Одним из таких является именно глава муниципального образования. Содержание ответственности выражается в лишении, ограничении прав и свобод за совершение преступления. Показательная специфика ответственности состоит в характерности для главы муниципального образования особого правового статуса, раскрытого содержанием норм муниципального права.
В частности, ст. 285 УК РФ устанавливает ответственность главы в том случае, если им будут совершены определенные действия (бездействие): использование служебных полномочий вопреки интересам службы, чтобы достигнуть корыстной или иной личной заинтересованности. Данные деяния должны повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан. Ст. 286 УК РФ закрепляет ответственность за совершение действий, предельно выходящих за границы установленных полномочий этого субъекта, если такие действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов государства, граждан, организаций. Этот перечень уголовно наказуемых деяний может быть продолжен, так как существует ряд посягательств в рассматриваемой сфере.
Кодекс РФ об административных правонарушениях также устанавливает ответственность для глав муниципальных образований. К примеру, ст. 5.45 КоАП РФ устанавливает ответственность за ряд противоправных действий следующего характера: использование своего положения (должностного или служебного) в целях выдвижения, избрания кандидатов; поддержка или выдвижение референдума и пр. Важным аспектом действующего законодательства является закрепление случаев, когда глава к двум основным видам ответственности – административной или уголовной – привлечен быть не может, что абсолютно оправдано в демократическом государстве. Речь идет о тех случаях, когда глава выражает свою позицию, мнение на голосовании; совершает какие-либо другие действия в рамках реализации правового статуса, даже если это происходит после сложения полномочий. Если главой была допущена клевета, выражение публичных оскорблений, какие-либо другие нарушения, это повлечет за собой наступление ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
Трудовой кодекс РФ устанавливает особенности привлечения к дисциплинарной ответственности. Это могут быть выговоры, замечания, увольнение. Конкретного рода составы дисциплинарных правонарушений закреплены трудовым законодательством, федеральными законами, законами субъектов Федерации.
На основе сказанного можно сделать вывод о том, что главы муниципальных образований могут привлекаться ко многим видам ответственности. В этом и состоит основное количество сложностей в
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Авилов В. В. Некоторые вопросы удаления главы муниципального образования в отставку как меры конституционной ответственности /В.В. Авилов // Вестник Владимирского юридического института ФСИН РФ. – 2011. – № 2. – С. 11-20.
2. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2015. – № 30. – С. 17-18.
3. Андреева Л.А. Глава местного самоуправления: правовой статус и полномочия / Л.А. Андреева // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LI-LII междунар. науч.-практ. конф. № 7-8(48). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 127-131.
4. Андриченко Л.В., Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы/ Л.В. Андриченко, А.Н. Домрин, В.А. Сивицкий, А.Н. Чертков // Журнал российского права. 2005. – №3. – С. 100-126.
5. Артюхов Ю.С. Удаление главы муниципального образования в отставку (законодательная конструкция, проблемы квалификации)/Ю.С. Артюхов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2011. – №4. – С. 2.
6. Васильков Г.А. К вопросу о порядке удаления главы муниципального образования в отставку по результатам неудовлетворительной оценки его деятельности представительным органом /Г.А. Васильков // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – Т. 2, вып. 4. – С. 11-14.
7. Дементьева О. Институт временной финансовой администрации: правовые проблемы реализации //О. Дементьева // Муниципальное право. – 2008. – №2. – С. 16-19.
8. Жамборов А.А. Некоторые особенности института удаления главы муниципального образования в отставку /А.А. Жамборов // Успехи современной науки. – 2017. – Том 6. №1. – С. 43-46.
9. Жамборов А.А. Институт главы муниципального образования: организационные и функциональные аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. //А.А. Жамборов Краснодар, 2016. 245 с.
10. Заболотских Е.М. Правовой механизм удаления главы муниципального образования в отставку /Е.М. Заболотских // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – №5. – С.12-15.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. –№ 16. – Ст. 1692.
12. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular – Дата обращения: 06.04.2020.
13. Кошелев, Е.В. Удаление главы муниципального образования в отставку /Е.В. Кошелев // Новая наука: стратегия и векторы развития. – 2015. - №1. – С.25.29.
14. Не хватает докторов // Ваша газета (Анапа). 2010. 12 ноября.
15. Подводя итоги 2009 г. (отчет главы курорта Т. Евсиковой) // Салют-плюс Анапа. 2010. 2 мая.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 11. – Ст. 2843.
17. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 (в ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 24. – Ст. 532.
18. Устинова, О. Ю. Ответственность главы муниципального образования в Российской Федерации / О. Ю. Устинова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2014. – № 28. – С. 7–12.
19. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular – Дата обращения 06.04.2020.
20. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 07.05.2009 г. №90-ФЗ // Российская газета. 2009. 30 мая.