Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Построение эффективной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации является одним из базисных условий укрепления российской государственности, фактором демократизации социальных и государственных институтов, средством формирования устойчивой диверсифицированной связи между гражданами и низовым звеном публичной власти. Сегодня правовой статус главы муниципального образования представляет большой интерес как в научном, так и в практическом плане и является дискуссионным вопросом. Одни ученые предлагают увеличить его полномочия, что может привести к большей заинтересованности граждан в политике, решении местных вопросов, т.е. в развитом гражданском обществе, однако в этом случае может увеличиться произвол со стороны муниципальных органов власти.
Актуальность данной темы заключается в том, что с принятием в 1993 г. Конституции РФ в России начинает получать развитие местная власть, основы которой закреплены в главе 8. В 1995 г. принимается Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который конкретизировал основы организации местного самоуправления, но позже утратил силу. На смену ему пришел Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, который продолжает действовать в настоящее время.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового статуса главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие правовой статус главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления.
Целью работы является анализ правового статуса главы муниципального образования.
Задачами настоящей работы являются:
- исследовать главу муниципального образования как должностного лица местного самоуправления;
– раскрыть полномочия и основные направления деятельности главы муниципального образования в Российской Федерации;
– рассмотреть организационно-правовые основы статуса глав местного самоуправления в муниципальных образованиях Тюменской области;
- проанализировать статус, полномочия и основные направления деятельности главы поселенческого муниципального образования на примере Искинского сельского поселения Нижнетавдинского района.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: А.М. Гидзев, Ю.М. Морозова, В.А. Куприянов, М.Д. Кязимов, И.И. Корякин, К.Д. Корякин, В.Н. Юртаева, О.Ю. Устинова, Д.Ю. Федорова, Т.В. Капранова и др.
Структуры работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Глава муниципального образования как должностное лицо местного самоуправления
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет основное определение главы муниципального образования, в соответствии с которым, им является орган местного самоуправления и одновременно должностное лицо местного самоуправления, которое в обязательном порядке входит в структуру органов местного самоуправления в любом муниципальном образовании. Значимость главы муниципального образования в принятии многих решений, возникающих на местном уровне, огромна, играет по сути своей главенствующую роль по защите и представлению интересов граждан муниципального образования.
Федеральный закон № 131-ФЗ в ч. 1 ст. 36 закрепляет понятие главы муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования в соответствии собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей, гарантий, ограничений и запретов .
Данная должность является выборной.
В большинстве МО муниципальные выборы по избранию главы муниципалитета не проводятся. Глава местной администрации избирается представительным органом МО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Так, например, ч. 4 ст. 30 Устава МО Калининский район Краснодарского края закрепляет положение об избрании главы МО Советом МО по конкурсу, т.е. глава не избирается населением. Также в Уставе МО Славянский район Краснодарского края в ч. 4 ст. 30 закреплено аналогичное положение. Устав МО город Краснодар Краснодарского края в ч. 5 ст. 35 также указывает на избрание главы МО по результатам конкурса.
Многие другие Уставы МО содержат подобные нормы, характеризующие порядок избрания главы МО. Такое положение, на наш взгляд, не является правильным, так как в выборах главы не принимает участие тот субъект, которому глава подконтролен и подотчетен, - это население муниципалитета.
Можно отдельно выделить плюсы прямых выборов:
1) более высокий уровень легитимности, обеспечивающий более четкое разделение властей между исполнительным и представительным органами местной власти;
2) повышенный уровень участия населения в осуществлении власти на местном уровне;
3) более высокий уровень ответственности, так как прямые выборы возлагают прямую ответственность за главу МО, что влияет на его отношение к населению.
Некоторые ученые-правоведы считают, что избрание главы представительным органом, а не населением является недопустимым, так как при таком раскладе население остается в стороне, глава ориентируется на мнение депутатов, что противоречит демократическим принципам власти народа .
Организационная независимость является непременным условием для установления самостоятельности местной власти. Также существует мнение, что такое законодательное закрепление является следствием желания государства устранить население от местных выборов. Политика «укрепления вертикали власти».
При таком раскладе невозможно существование оппозиции, что в дальнейшем может привести к приданию принципу многопартийности декларированного характера. Устранение такого влияния государства возможно лишь при создании и слаженном действии гражданского общества в РФ .
Согласно нормам ФЗ № 131 условиями конкурса могут предусматриваться требования к уровню профессионального образования кандидата, претендующего на должность главы МО (абз. 7 ч. 2 ст. 36). Данное положение является неоднозначным, так как нет четкой регламентации данных требований. С одной стороны, будущему главе МО перед вступлением в должность стоит получить хотя бы одно профессиональное образование (высшее), так как в таком случае сразу повышается авторитет должностного лица, увеличивается количество теоретических и практических знаний, полученных за годы учебы. С другой стороны, непонятно, каким должно быть это образование: экономическое, юридическое, управленческое или иное.
Вопросы местного значения очень разнообразны и требуют осведомленности во многих сферах жизнедеятельности общества. К тому же, к сожалению, не всегда годы учебы в университете проходят с пользой для обучающихся, поэтому нет гарантии того, что будущий глава МО добросовестно обучался, изучал проблемные моменты, которые могут возникнуть при решении проблем местного значения. Данный вопрос имеет дискуссионный характер, но по нашему мнению, актуальное содержание норм законодательства отвечает современным реалиям .
Таким образом, избрание главы муниципального образования занимает одно из важных мест в жизни муниципалитета, так как именно данное должностное лицо оказывает решающее воздействие на все население МО, в целом. Порядок избрания главы МО вызывает некоторые проблемные вопросы, требующие их разрешения на практике. Необходимо стремиться к тому, чтобы выборы главы муниципальных образований все чаще были прямыми, поскольку избрания данным образом будет более благополучно влиять непосредственно на муниципальное образование и на государство в целом.
1.2. Полномочия и основные направления деятельности главы муниципального образования в Российской Федерации
Полномочия главы муниципального образования являются важнейшей составляющей правового статуса. В научной и учебной литературе под полномочиями местного самоуправления понимаются закрепляемые нормами муниципального права за субъектами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований в соответствии с их
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Закон Тюменской области от 29 декабря 2005 года № 444 «О местном самоуправлении в Тюменской области» // Вестник Тюменской областной Думы. № 12. 2005.
4. Устав Искинского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района: принят Решением Думы Искинского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района № 1 от 03.11.2005.
5. Аминов И.Р., Яхин В.М. Правовой статус главы муниципального образования // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей V Международной научно-практической конференции. 2018. С. 112-115.
6. Власов В.А., Лазутина Е.И., Голиков В.А. Статус главы муниципального образования // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 28-30.
7. Гидзев А.М. К вопросу об избрании главы муниципального образования // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 15 (33). С. 42-44.
8. Давлетшина Г.Т., Суфянова Е.З. Ответственность главы муниципального образования // Интеграция наук. 2019. № 1 (24). С. 376-378.
9. Иванова М.А., Соколов Н.О., Классен И.А. Глава муниципального образования // научные достижения и открытия 2019: сборник статей VIII Международного научно-исследовательского конкурса. 2019. С. 90-93.
10. Коропятник П.А., Суфянова Е.З. Правовой статус главы муниципального образования // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 5 (21). С. 841-844.
11. Корякин И.И. Административное право: учебное пособие для бакалавров / И.И. Корякин, К.Д. Корякин. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2018. 192 с.
12. Куприянов В.А. Проблематика статуса главы муниципального образования // Студенческий форум. 2019. № 38-2 (89). С. 20-22.
13. Кязимов М.Д. Правовой статус главы муниципального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-4 (39). С. 20-23.
14. Никифоров В.М. Полномочия главы муниципального образования при решении вопросов местного значения // Отечественная юриспруденция. 2017. № 11 (25). С. 9-13.
15. Рузич А.С. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации // Студенческий вестник. 2018. № 11-2 (31). С. 20-22.
16. Рябоконев А.В. Статус главы муниципального образования: актуальные вопросы правового регулирования // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 35-39.
17. Устинова О.Ю. Место главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Л.Т. Чихладзе. 2017. С. 121-125.
18. Федорова Д.Ю., Капранова Т.В. Порядок избрания главы муниципального образования // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие»: Сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции, Международной научно-методической конференции, Международной студенческой научная конференции. 2018. С. 187-190.
19. Юртаева В.Н., Морозова Ю.М. Глава муниципального образования как высшее должностное лицо // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 221-224.
20. Администрация Тюменского муниципального района: официальный сайт // https://atmr.ru/.