Фрагмент для ознакомления
2
выступают высшие должностные лица регионов в лице президентов республик, губернаторов областей и краев и так далее, система представительных и исполнительных органов государственного управления регионального уровня.
В основе системы государственного управления находятся следующие признаки: во-первых, государственное управление подразумевает осуществление различных функций, направленных на соблюдение государственных интересов и обеспечения свобод и прав населения страны; во-вторых, осуществление функции управления возлагается на специально созданных государством субъектов, действующих по поручению и от имени государства, а также субъектов, которым передается часть государственных полномочий в сфере управления; в-третьих, для каждого субъекта государственного управления устанавливаются определенные пределы компетенции в соответствии с требованиями законодательства.
Государство как особый субъект управления оказывает существенное влияние на специфику деятельности по осуществлению государственного управления. В основе этой деятельности находится верховная власть, обеспечивающая основание для легитимности господства определенных людей и органов над остальным обществом. Главной специфической характеристикой государственной власти является ее распространенность на все население страны. Государственная власть подразумевает признание ее всеми членами общества, даже не согласными с ее политикой, по причине того, что в демократических системах власть осуществляется решениями большинства. Еще одной характеристикой государственного управления выступает свойство системности .
Данное свойство обеспечивает такие характеристики государственной власти как субординация, согласованность, координация, целеустремленность, эффективность и рациональность. Системность государственного управления представляет его элементы, компоненты и взаимосвязи в определенной упорядоченности, обеспечивающей принципиально-теоретическое и методологическое значения.
Государственное управление направлено на решение проблем, невозможных к разрешению в индивидуальном порядке. Государство призвано обеспечивать защиту национальных интересов. Для решения государственных задач формируется система органов, ответственных за выполнение определенных функций. В качестве субъектов государственного управления выступают должностные лица и органы государственного управления, наделенные в законодательном порядке определенными полномочиями по осуществлению государственного управления общественными процессами.
Субъекты государственного управления классифицируются по различным признакам, в том числе: ветви власти, в рамках которых выделяют исполнительных субъектов государственного управления, законодательных субъектов государственного управления и судебных субъектов государственного управления; уровни власти, в рамках которых выделяют национальные органы власти, региональные органы власти; сферы деятельности, которые подразумевают формирование специализированных органов государственного управления, например, министерство образования, министерство иностранных дел и так далее; характер, цели и средства воздействия на объекты управления, в том числе административное управление, экономическое управление и прочее; характер институционализации, подразумевающий существование формальных институтов институциализированных органов государственного управления и различных общественных институтов, действующих при них; состав, подразумевающий наличие индивидуальных и коллективных органов государственного управления.
В качестве объекта в государственном управлении выступает совокупность элементов общественной среды, взаимосвязи этих элементов, которые подвергаются изменениям под воздействием субъектов государственного управления. Объекты государственного управления характеризуется следующим образом: во-первых, они обладают самоактивностью, то есть способностью к самодвижению внутренних побудительных мотивов; во-вторых, они наделены целеустремленностью, которую государству необходимо учитывать при формировании государственной политики; в-третьих, они обладают адаптивностью, то есть способностью приспособления к воздействию государственных органов власти; в-четвертых, они наделены способностью самоуправления; в-пятых, они находятся в зависимости от условий общественной жизнедеятельности объективного характера .
1.2. Эффективность системы государственного управления
Важнейшей характеристикой государственного управления является степень его эффективности. Под эффективностью госуправления имеется ввиду ее действенность, результативность, экономность и гибкость. Необходимо отметить, что в отношении данного вопроса сформировалось два подхода: «первый анализирует уровень деятельности (соотношение «затраты – выпуск») при этом в тени остаются итоги деятельности, либо все внимание уделяется результатам, без учета затрат на их выполнение».
Во втором подходе ведущее значение имеет понятие результативности государственного управления – степень целедостижения сформированных государственным аппаратом задач. Этот термин имеет более узкое значение, так как под эффективностью государственного управления имеется ввиду соотношение степени результативности управления с затратами на достижение данного результата.
Необходимо отметить, что, хотя второй обозначенный подход, на первый взгляд является более разумным, так он позволяет осуществлять калькуляцию управленческих решений с точки зрения их затрат и выгод, а значит и выявлять степень эффективности управления, он, при этом, грешить экономизмом. Оценка деятельности государственного аппарата с позиций экономической выгодности имеет множество ограничений, заключающихся в том, что, во-первых, для реализации данной формы управления привлекаются такого рода ресурсы, которые с трудом могут быть посчитаны (степень доверия населения к органам власти, манипуляция общественным мнением, спекуляция на социальных ценностях). Во- вторых, государственное управление в результате своей деятельности может создавать такой продукт, который даже ввиду своей экономической эффективности может характеризоваться социально-политической безрезультативностью.
Этот вопрос связан с положением экономики, которое говорит о невозможности осуществлять ценообразование для общественных благ в рамках исключительно рыночного взаимодействия – нельзя определить цену правопорядка, отсутствия массовых заболеваний, политической стабильности. Значит нельзя определить насколько эффективно достигаются эти самые правопорядок и отсутствие массовых заболеваний. Тут можно говорить о правопорядке и здоровье нации только как о результатах государственной политики, а значит ее результативности. То есть о результативности государственного управления можно говорить во всех его проявлениях, тогда как перейти на уровень оценки эффективности управления можно только в некоторых видах государственного управления, в основном в экономической и финансовой сферах .
Нужно отметить, что современная наука стремится преодолеть эту проблему. Основным средством тут является стремление придать каждого явлению объективной реальности денежный эквивалент, например, посчитать стоимость человеческой жизни.
Важнейшую роль в определении результативности и эффективности государственного управления играет вопрос об определении их критериев, а также их показателей.
Относительно критериев эффективности управления существует в массовой, а также профессиональной среде, существует множество спекуляций, которые пытаются продавить идею о наличии в современном мире самих собой разумеющихся критериев эффективности государственного управления. Понятно, что такого рода утверждения являются всего лишь спекуляцией, позволяющих тем или иным социальным группа свои представления об эффективности в качестве общепризнанных. Подлинные критерии эффективности государственного управления, которые бы позволили осуществлять непредвзятую оценку функционирования государственного аппарата, требуют непредвзятого теоретического анализа со стороны научного сообщества. Только оно способно сформировать валидный комплекс критериев оценки эффективности государственного управления.
Под критериями эффективности государственного управления имеется ввиду признак, на фундаменте которого оценивается эффективность системы государственного управления в целом, либо отдельно взятых управленческих решений. Он представляет собой признак, при помощи анализа коего можно определить качество управления.
Ввиду отмеченного выше тезиса о том отсутствии возможно посчитать затраты и выгоды от каждого управленческого решения, в современном мире стали преобладать критерии оценки эффективности, которые пытаются определить именно результативность управления, через выявления влияния тех или иных решений на качество жизни населения страны. Этот подход к определению уровня эффективности управления является более универсальным, по сравнению с подходом, пытающимся свести результативность государственной политики к экономическим показателям.
В управленческой науке принято выделять следующие виды критериев результативности государственного управления:
1) Ценностно-рациональный критерий – оценивает результативность на уровне государственных стратегий развития. Выявляет степень соответствия результатов управленческий решений государственным интересам и общественным ценностям;
2) Целерациональный критерий – оценивает результативность на уровне конкретных государственных программ развития. Выявляет степень соответствия конечных результатов комплекса управленческих решений поставленным конкретной программой развития целям;
3) Прагматический критерий – оценивает результативность на уровне конкретных управленческих решений. Определяет степень соответствия результатов управленческого решения, тем задачам, которые были заложены в данный акт в качестве цели этого решения.
Говоря о критериях эффективности государственного управления отмечают следующие критерии:
1) Целеориентированность – выражается в степени соответствия управляющих воздействия целям, исходящим из функционального положения государства в обществе. Исследуется путем анализа деятельности организации с точки зрения соответствия целевой направленности ее существования;
2) Временной – определяется тем временем, которое необходимо государственному, а также системе государственного управления, на формирование комплекса целей своего функционирования и реализацию этих целей.
3) Сложности организации субъекта управляющего воздействия – определяется уровнем сложности структуры государственного управления, количеством элементов государственного аппарата, которые необходимо задействовать для формирования и реализации той или иной цели государственного управления;
4) Издержки на обеспечение функционирования государственного аппарата, а также результативной деятельности системы государственного
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
2. Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова, Д.С. Петров, И.В. Трушина, Н.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
3. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2017. – 255 с.
4. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 364 с.
5. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 684 с.
6. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2016. – 556 с.
7. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2017. – 304 с.
8. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
9. Пономаренко, Е.В. Управленческая экономика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. – М.: Юрайт, 2018. – 216 с.
10. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
11. Сажина М.А. Управленческая экономика. Учебник / М.А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2018. – 208 с.
12. Тарасенко, О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций актуальные вопросы корпоративного права / О.А. Тарасенко // Юрист. – 2018. – № 23. – С. 15-18.
13. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2016. - 480 с.
14. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2016. – 432 с.
15. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2016. – 570 с.
16. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2016. – 200 с.
17. Чеканский, А.Н. Управленческая экономика. Практика применения. Учебное пособие / А.Н. Чеканский, В.А. Коцоева, С.Е. Варюхин. – М.: Дело, 2018. – 170 с.
18. Чепелева, Г.В. Управленческая экономика. Учебное пособие / Г.В. Чепелева, Н.А. Далисова. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. – 156 с.