Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе человек, имея социально–общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, в связи с этим возникает необходимость развивать нравственные качества детей дошкольного возраста для формирования гармоничных отношений с окружающими.
Современное общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
ФГОС ДОУ подчеркивает, что образование должно содержать в себе развитие личности дошкольника, в которое входит создание образа мира, ценностно–смысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям. Формирование нравственных ценностей – это основная задача современного дошкольного образования.
Свои исследования проблеме формирования нравственных качеств посвятили Р.С. Буре, A.M. Виноградова, В.А. Горбачева, Г.Н. Година, Т.С. Комарова, А.Д. Кошелева, В.К. Котырло, А.И. Липкина, Петерина, Т.О. Пономаренко, С.Е. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.М. Утробина, Т.Н. Титаренко, В.Г Цуканова, Э.В. Штиммер, О.А. Шаграева, Е.К. Ягловская и др. В то же время данная проблема на современном этапе не теряет своей значимости.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания детей старшего школьного возраста в игровой деятельности.
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальная проверка педагогических условий формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования. Предположение о том, что нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если:
– учитывать возраст детей;
– использовать специально разработанные игры.
Цель, объект и предмет исследования, определили постановку и решение следующих задач:
– определить сущность и специфику нравственного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ;
– раскрыть психолого-педагогические аспекты формирования нравственных качеств у дошкольников;
– дать общую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
– изучить исходный уровень сформированности нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;
– разработать комплекс игр по нравственному развитию старших дошкольников.
– проанализировать результаты исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме исследования, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические и практические выводы, сделанные в работе относительно формирования нравственных качеств у старших дошкольников, могут быть использованы педагогами и психологами дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, раскрывающих основные задачи работы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Сущность и специфика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности». [23.c.71]
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [28.с.52], – пишет Харламов И.Ф.
В.И. Ядешко, считает, что все стандарты имеют единую основу – они укрепляют нормы социального поведения и эти нормы дети выражают так: «нельзя обманывать взрослых», «маленьких нельзя обижать» и т. д. То есть, дети пришли к выводу, что «хорошо», а что «плохо». Если ребенок может объяснить, почему нравственные нормы необходимо соблюдать, значит можно смело сказать, что эти нормы у него сформированы, а так как это осмысление сформировалось, то можно считать его личностью, которая в будущем может объяснить свою жизненную позицию. Личность является неотъемлемой частью общества. Жизненные социальные принципы необходимы в обществе, как залог стабильности нравственных устоев. Нравственные устои у ребенка формируются в дошкольном возрасте и продолжают складываться в течение всей его жизни.
Задачами нравственного воспитания являются[30]:
– формирование компонентов механизма нравственного воспитания;
– формирование нравственных качеств, представляющих ценность для данного общества в данный исторический период.
Даже фрагментарный анализ подходов к проблемам нравственного воспитания в середине прошлого и начале нынешнего века приводит к выводу, что современный подход к систематизации задач нравственного воспитания отличает иное соотношение индивидуального и коллективного.
Рассмотрев подробно механизм нравственного воспитания, можно сделать вывод, что последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (сложности и т.д.) и от возраста объекта воспитания. Процесс воспитания, в том числе дошкольников, всегда связан с желанием получить результат. «Сама цель воспитания – это ожидаемый результат деятельности, который направлен на формирование личности ребенка. С тех времен, как человечество начало думать о воспитании детей в будущем, желаемым результатом стало воспитание всесторонне сформированной и гармоничной личности» [23.c.56].
В воспитании дошкольников ориентироваться на идеальную цель особенно необходимо. Мнение об «идеальном человеке» формируется у ребенка в детстве, со временем оно должно укрепляться, обрастая мелкими подробностями, а в будущем видоизменяться под действиями нравственных устоев, присутствующих в современном обществе. «Формирование же морально-нравственных устоев общества зависит от многих факторов, таких как финансовое состояние общества, морально-этическое состояние, географическое положение и т.д.» [19.c.113].
Реальные же цели воспитания реализовываются в конкретном обществе по отношению к конкретным людям. Идеальные цели воспитания, в отличие от реальных, имеют исторический характер, и в разные исторические периоды бывают различными. Они обращены, на удовлетворение потребности общества в тех или иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных, ориентаций общества. Во времена Советского Союза моральные требования были настолько велики, что поведение нынешнего общества, с его принципами и поступками, в те времена казались бы антиморальными и антисоциальными.
Поведение нынешнего подрастающего поколения отбрасывают современное общество, порой в каменный век. Если на протяжении всего советского периода в истории России самым главным было воспитание коллективизма, в другие годы того же периода самым главным было воспитание патриотизма. Сегодня, значимыми стали, деловые качества, предприимчивость и прочее, в то время как социальные и моральные нормы сдвинулись на второй, а бывает и на третий план.
Каждый раз, основанный обществом идеал, направлен на дошкольное детство, так как фраза «все начинается с детства», не только журналистская, публицистическая, она имеет глубокое научное, значение и обоснование.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш.А. Амонашвили –М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, – 2014. – 464 с.
2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский – М.: Знание, – 2013. – 61 с.
3. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова – Тюмень: Изд–во Тюменского гос. унив., – 2015. –152 с.
4. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, –2018. – 318 c.
5. Буре Р. С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2016 – N 5 – С. 16–17.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, –2006, – 93с.
7. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие /И.А.Колесникова, Н.Б.Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», – 2015. – 336 с.
8. Гильгенберг, И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / И.В. Гильгенберг – Челябинск, – 2012. – 23 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, –2013. –512 с.
10. Дмитриева И. Г. Целостный подход к духовно–нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс До и После. – 2017 – № 7 – С. 50–54.
11. Кондрашова Н. В. Устное народное творчество в воспитании старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015 –N 2 – С. 113–117.
12. Коневская Е. М. Формирование морально–ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы // Педагогическое образование и наука. – 2019 – N 3 – С. 31–34.
13. Куликовская И. Э. Духовно–нравственное воспитание ребенка // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2019 – № 2 – С. 92–106.
14. Короткова, Л.Д. Духовно–нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки / Л.Д. Короткова. –М.: Перспектива, –2016. – 136 c.
15. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. – М.: Просвещение, –2014. – 176 c.
16. Ломбина Т. Н. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. – 2017 – N 2 – С. 68–88.
17. Лазурский, А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях среде / А.Ф. Лазурский – СПб.: Тип. Александрова, – 2012. – 40 с.
18. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян //Социологические исследования / Н.И. Лапин – 2015. – No 5. – С. 3– 19.
19. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико–исторический анализ воспитательных ценностей России в XIX и XX веках) / Б.Т. Лихачев – Самара: Издательство СИУ, – 2014. – 85 с.
20. Лихачев, Б.Т. Воспитание и социум: личностные смыслы общественного самосознания / Б.Т. Лихачев – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, – 2009. – 150 с.
21. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, – 2012. – 480 с.
22. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно–нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. – М.: Владос, –2013. – 351 c.
23. Нравственность в современном мире – Мн: Изд. ООО «Красико– Принт», – 2013. – 128 с.
24. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. – М.: Изд– во Оникс; Изд–во Мир и образование, 2014. – 976 с.
25. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков –М.: Новая школа, – 2013. – 304 с.
26. Паршукова Г.В сказочной стране цикл занятий по нравственному развитию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2018 – № 4 – С. 71–78.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5–е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», –2009. – 336 с.
28. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания/ И.Ф. Харламов //Педагогика– 2013. – No 3. – С. 52– 60.
29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. – 2016. –№1.
30. Яновская, М.Г. Эмоционально–ценностные технологии нравственного воспитания / М.Г. Яновская – Киров.: Изд–во ВГПУ, – 2018. – 93 с.