Фрагмент для ознакомления
2
Другой характерной особенностью проявления чувств в младшем дошкольном возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте могут возникнуть внезапно, иметь бурное протекание, и так же быстро прекратиться. Более значительный контроль над эмоциональным поведением может возникнуть у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми.
Младшие дошкольники имею ряд психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе психодиагностического обследования эмоциональной сферы.
К таким особенностям, прежде всего, можно отнести сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. Говоря о сознании в контексте его взаимосвязи с эмоциональным развитием, мы имеем в виду произвольность, внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.
Как сознательно регулируемые, эти процессы у большей части младших дошкольников находятся на сравнительно низком уровне развития, так как когнитивное развитие в данном возрасте еще далеко не завершено. Приобретение познавательными процессами произвольности начинается у ребенка примерно с трех - четырехлетнего возраста и завершается только к концу подросткового возраста.
Поэтому, осуществляя психодиагностику детей младшего дошкольного возраста следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню эмоционального развития ребенка.
Для того, чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, подбор тестовых психодиагностических заданий должен подбираться таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции эмоциональной сферы.
Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности эмоциональных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.
1.3 Анализ психолого-коррекционных методик по развитию эмоциональной сферы младших дошкольников
Осуществление гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения данными знаниями, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции.
Нами выделены основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка младшего дошкольника:
- Сюжетно-ролевые игры - эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
- Трудовое воспитание - элементарные трудовые поручения.
- Театрализованная деятельность - передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
- Совместные праздники, досуги.
- Использование художественной литературы - мир словесного искусства вобрал в себя безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника.
Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев.
- Использование музыки - вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, дошкольник приобретает первоначальные понятия музыкального настроения, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
- Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
- Наглядность - один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности — пример взрослого.
Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
- Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
– пиктограммы,
– графические изображения лица,
– силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
– «подвижные аппликации».
- Развитие речи — активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
- Подвижные игры — высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
Развивающую среду дошкольного учреждения необходимо обогатить различными элементами, которые создают у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые будут способствовать:
– преодолению стресса адаптации,
– успешному адаптированию в дошкольном учреждении,
– развитию и укреплению психологического и эмоционального здоровья каждого ребенка.
Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ. НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
2.1. Изучить средство коррекции (народная игрушка) у детей младшего школьного возраста
Народная игрушка - это целостный культурный феномен, с помощью которого передается и сохраняется социально-культурный опыт, в том числе воспитательный и художественный, а также устанавливается связь времен и поколений. «Игрушка - культурное орудие, с помощью которого ребенок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям собственного народа» [4].
Игрушка – духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре и зле, с помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений. Подлинная народная игрушка учит добру и красоте, мудрости, является одним из средств духовно-нравственного воспитания.
Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит через восприятие традиций, заложенных в игрушке: народные куклы, глиняные игрушке, различные народные росписи, которые несет в себе большой пласт культурной информации, поэтому данные игрушки являются знаковыми или символьными атрибутами воспитания детей, которые выполняют несколько функций [4].
– культурологическая – это включение традиций, ритуалов, морально – этических норм и духовных постулатов данного народа или народности;
– эстетическая – это красота игрушки, какой образ она формирует в сознании ребенка, например, народный костюм на кукле, или роспись на глиняных игрушках;
– развивающая – любая игрушка служит развитию способностей имеющихся в ребенке, так русская матрешка направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и несет идею, что все состоит из более мелких частей,
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ахтян, А.Г. Особенности воспитательно-образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей раннего возраста на основе ознакомления с народной культурой [Текст] //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 2. - С.88 - 91.
2. Ветрова Л.М., Ершова Л.В. Традиционная деревянная игрушка. Культурно-ценностный аспект //Международный студенческий научный вестник. 2016. № 4-5. С. 649-650.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
4. Гилева, И.В. Народная игрушка как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста [Текст] //Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2014. - №3. - С.6 - 8.
5. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы [Электронный ресурс] / Д.И. Гасанова. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2014. 74 c.
6. Диагностика нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Альбом диагностических методик, Москва Издательство «Принт», 2000
7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т.1
8. Зеньковский В.В., проф. Психология детства. - Лейпциг: Изд-во «Сотрудник», 1924
9. Изард, К. Э. Психология эмоции [Текст] / К Э. Изард. — СПб.: Питер, 2000. — 280 с.
10. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст] / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -164 с.
11. Калюжный А.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Калюжный. Электронные текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. 322 с.
12. Ковычева Е.И. Народная игрушка / Е. И. Ковычева. - М.: Владос, 2014. - 159 с.
13. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с.
14. Кэмпбелл, Р. Как справиться с гневом ребенка [Текст] / Р. Кэмпбелл. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 190 с.
15. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]/В.В. Лебединский. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
16. Леви В. Детская агрессия: как вникать и что делать [Текст] / В. Леви // Семья и школа. — 2010. — № 3. — С. 16–18
17. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: Психологические основы дошкольной игры // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Т. 1. - М., 1983.
18. Лепехина, О. Н. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии / О. Н. Лепехина, Т. Н. Курмаева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 346-349
19. Мишина М. А. Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России: дис. ... канд. культурол. наук: 24.00.01 «Теория и история культуры». СПб., 2011
20. Новикова, В. Ф. Шалимов // Дефектология. — 2016. — № 5. — С. 34–37.
21. Принципы диагностики психического дизонтогенеза и клиническая систематика задержки психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Г. Р.
22. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т.1
23. Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика [Текст] : Пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова ; Горьк. гос. пед. ин-т им. А. М. Горького. - Горький : Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с
24. Тихонова, С. В. Понятие «эмоциональная сфера». Ее структура, содержание и условия развития / С. В. Тихонова. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 299-301
25. Ульянова Л.В. Роль традиционной народной куклы в духовно-нравственном воспитании учащихся в объединении «Мягкая игрушка» //Современная образовательная практика и духовные ценности общества. 2016. №. 3. С. 202-206.
26. Фролова С.В. Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2009.
27. Шулика, М.В. Значение народной игрушки в жизни детей младшего дошкольного возраста [Текст] //Вестник томского государственного университета. - 2013. - №6. - С.82 – 85