Фрагмент для ознакомления
2
института муниципального управления. Синтез эффективных компонентов указанных моделей обладает большой теоретической и практической перспективностью, в особенности в условиях современного российского государства с его существенными региональными различиями и местной спецификой политической и экономической организации.
Выводы по главе
Муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно выходит, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления.
Принципы местного самоуправления – это условия существования местного самоуправления, в которых отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местного самоуправления.
На основании принципов местного самоуправления определяется построение и функционирование муниципальной власти.
На основании принципов местного самоуправления становится возможным понять черты, признаки и характеристики местного самоуправления.
На основании принципов местного самоуправления возможно определить эффективность организации местного самоуправления и его деятельности. Принципы местного самоуправления обеспечивают преемственность органов местного самоуправления.
Правовой основой принципов местного самоуправления является Хартия местного самоуправления, Конституция РФ, закон № 131-ФЗ.
Ключевую роль в обеспечении эффективной деятельности муниципального управления имеет государственный контроль за деятельностью муниципальных органов. Можно выделить пять основных моделей муниципального управления: автономная (англосаксонская), либерально-административная (романо-германская), этатистская (иберийская), советская, «прямая демократия», каждая из которых отличается определенной спецификой организации взаимоотношений и взаимодействия государства и общества в рамках института муниципального управления. Синтез эффективных компонентов указанных моделей обладает большой теоретической и практической перспективностью, в особенности в условиях современного российского государства с его существенными региональными различиями и местной спецификой политической и экономической организации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Система муниципального управления
Муниципальное управление в современной России начало реформироваться в 1991 году. С этого периода данный процесс продолжается. Для его успеха необходимо осуществить выбор из возможных моделей муниципального управления.
После принятия ФЗ-131 начался процесс трансформации моделей избрания глав муниципальных образований – моделей организации муниципального управления. Согласно данному закону порядок избрания глав в течение шести месяцев должен быть установлен законом субъекта РФ, а не уставом муниципального образования.
При этом не было указания на необходимость учета мнения населения или консультаций с органами местного самоуправления. Установленный полугодовой срок оказался очень небольшим и население не заметило, как местное самоуправление подверглось государственному администрированию.
Большая часть регионов успела выполнить требование закона в срок (до 27 ноября 2014 г.).
На основании внесенных изменений были сформированы следующие модели организации муниципального управления в РФ:
1. Избрание главы муниципального образования проходит на местных выборах. Глава возглавляет местную администрацию, а председатель представительного органа избирается депутатами из состава представительного органа.
До принятия ФЗ-131 данная модель была наиболее распространена. Сейчас модель чаще встречается в поселениях, где представительным органом является сход граждан, на котором и происходит избрание главы муниципального образования.
2. Избрание главы муниципального образования проводится депутатами из состава представительного органа.
Глава муниципального образования в данном случае является председателем представительного органа.
Данная модель более всего распространена в России, хотя нардовластие в этом варианте максимально ограничено. Реальная власть в данном случае максимально сосредоточена главой местной администрации, на которого влияют представительный орган, депутаты, администрация региона и губернатор.
3. Глава избирается населением и возглавляет представительный орган. Представительный орган назначает главу администрации по итогам конкурса. Модель распространена в муниципалитетах с населением более 200 тыс. человек, поскольку так посредством депутатов населению проще выразить свою волю.
При проведении выборов могут быть применены различные виды избирательных систем согласно ФЗ №131-ФЗ, закрепленных уставом конкретного муниципального образования.
В законах субъектов также определяются условия применения тех или иных избирательных систем на основании вида муниципального образования, численности населения и других факторов (п.3 ст.23 ФЗ №131-ФЗ).
В пример можно привести ст. 4 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2005 года № 966-КЗ «О муниципальных выборах в Краснодарском крае». В данном законе указано, что: «Избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах проводится по мажоритарной системе абсолютного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более половины голосов избирателей, поданных за всех кандидатов, фамилии которых включены в избирательный бюллетень)».
Выборы депутатов могут производиться по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, пропорциональной или смешанной системе.
В Пермском крае была закреплена модель «представительный орган – глава муниципального образования – глава местной администрации (управляющий)». После этого вышел ФЗ, который установил новую модель.
Согласно данной модели глава муниципалитета избирается представительным органом из кандидатов, представленных конкурсной комиссией. При этом половина состава конкурсной комиссии определяется главой субъекта РФ.
Данная пропорция была определена для скрытого увеличения государственного влияния на народовластие в крупных муниципалитетах.
Для реализации данного требования в Законодательном собрании Пермского края был внесен проект Закона Пермского края № 401-ПК.
Глава совета муниципальных образований Пермского края отметил по этому поводу: «прямые выборы проходят на любви и эмоциях и не дают профессионалу стать хозяином. Нам надоело двоевластие и непонимание, куда мы движемся».
В нашем же случае наблюдается проблема все большего вмешательства государства в осуществление местного самоуправления.
Особую значимость приобретает вопрос об организации эффективно действующей системы регулирования и контроля государственной властью деятельности органов муниципального управления. В большинстве европейских стран государство, в соответствии с давними традициями муниципального управления, не вмешивается в деятельность муниципалитетов, фактически выступая лишь в качестве гаранта бесперебойного функционирования муниципальной системы управления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Европейская хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // "Собрание законодательства РФ", 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Закон Свердловской области «Об отзыве губернатора Свердловской области» // СПС «Консультант плюс» URL: httр://bаsе.соnsultаnt.ru/rеgbаsе/сgi/оnlinе.сgi?rеq=dос;bаsе=RLАW071;n=111958. (дата обращения: 07.06.2020).
4. Закон Тверской области 27 декабря 2012 года №134-ЗО «Об отзыве губернатора Тверской области». [Электронный ресурс] - URL: httр://www.rg.ru/2013/01/09/tvеr-zаkоn134-rеg-dоk.html. (дата обращения: 07.06.2020).
5. Закон Псковской области от 12.02.2009 N 837-оз «О местном референдуме в Псковской области» (принят Псковским областным Собранием депутатов 29.01.2009) // СПС «Консультант плюс» URL: httр://bаsе.соnsultаnt.ru/rеgbаsе/сgi/оnlinе.сgi?rеq=dос;bаsе=RLАW351;n=19656. (дата обращения: 07.06.2020).
6. Закон Волгоградской области от 16.11.1998 N 222-ОД (ред. от 10.02.2015) «О местном референдуме в Волгоградской области» (принят Волгоградской областной Думой 22.10.1998) // СПС «Консультант плюс» URL: httр://bаsе.соnsultаnt.ru/rеgbаsе/сgi/оnlinе.сgi?rеq=dос;bаsе=RLАW180;n=127549;frоm=112870-0;rnd=189271.07337788632139564;;ts=01892716398808083031327. (дата обращения: 07.06.2020).
7. Закон «О референдуме Калужской области и местных референдумах в Калужской области». [Электронный ресурс] - URL: httр://www.zskаlugа.ru/filеs/uрlоаds/аttасhmеnts/dосumеnt/363.рdf.
8. Агеева А.Н. Партисипативные социальные технологии принятия муниципальных управленческих решений в зарубежных странах // Juvenis scientia. 2017. № 8. С. 38-41.
9. Агибалова О.Ю. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 48-53.
10. Бейдина А.Р. Особенности американского муниципального управления // В сборнике: Инновационное развитие муниципальных образований Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор К.И. Галынис. 2017. С. 64-68
11. Билль М.В. Зарубежный опыт нормативно-правового регулирования и организации государственно-частного партнерства // Российский юридический журнал. 2014. № 6. С. 27-34.
12. Борисова О.В. Управление персоналом в государственном и муниципальном управлении при развитии цифровых технологий в современных условиях // В сборнике: Образование. Наука. Культура Сборник научных статей Материалов международного научного форума. Гжельский государственный университет. 2019. С. 584-586.
13. Дуброва М.В. Общественный контроль в управлении государственными и муниципальными финансами: опыт сша и российской федерации // В сборнике: Перспективные научные исследования и разработки в кооперативном секторе экономики материалы Международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений: в 2-х частях. 2015. С. 641-644.
14. Еникеева Д.Р. Оценка статуса представительных и исполнительных органов местного самоуправления россии и сша в правовом и социальном аспектах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2011. № 40 (257). С. 104-108.
15. Ермасова Н.Б. Государственные и муниципальные финансы теория и практика в россии и зарубежных странах 2-е изд: Учебное пособие для вузов / Москва, 2008. Сер. 53 Бакалавр. Социально-экономическое направление (1-е изд.)
16. Иванцов М.В. Менеджеризм как идеологический императив современного государственного управления // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 331-336.
17. Инновации в отраслях народного хозяйства как фактор решения социально-экономических проблем современности // Сборник докладов и материалов III Международной научно-практической конференции / 2013.
18. Карасев О.Ю. Зарубежный опыт управления муниципальным имуществом // Право и современные государства. 2013. № 1. С. 16-23.
19. Кириллов Л.Г. Муниципальное управление и проблема общего блага (что следует изменить в действующих принципах муниципального управления) // Муниципалитет: экономика и управление. 2019. № 4 (29). С. 14-22.
20. Кисленок А.А., Уразова Е.А., Беляева М.В. Применение системы сбалансированных показателей в государственном и муниципальном управлении: опыт сша // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий Материалы международной научно-практической конференции: в двух книгах. Под редакцией: В. А. Федорова,Л. Г. Кузнецовой, Е. А. Карловской, А. Е. Зубарева, М. М. Третьякова. 2014. С. 236-241.
21. Колмыков А.О., Борисова О.В. Цифровые технологии в управлении персоналом в сфере государственного и муниципального управления // Вестник Гжельского государственного университета. 2019. № 1. С. 66-75.
22. Короткова Ю.А. Сервисное управление: механизмы внедрения и перспективы в муниципальном управлении // В сборнике: Управленческие науки в современном мире Сборник докладов научно-практической конференции. 2019. С. 434-438.
23. Лысов П.В. Управление пространственными социально-экономическими системами: зарубежный опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 4 (132). С. 123-130.
24. Мамбеталиева Г.С. Лоббизм в сша: основные принципы деятельности // Путь науки. 2016. Т. 2. № 9 (31). С. 82-84.
25. Метелева Е.Р., Кормщикова Т.В. Проблемы управления образовательными системами на муниципальном уровне публичного управления в России // В сборнике: Транспорт. Экономика. Социальная сфера (Актуальные проблемы и их решения) сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 246-250.
26. Миненко А.В. Предпосылки развития стратегического управления как одной из функций субъекта управления сельского муниципального образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5-4. С. 132-134.
27. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник. Москва, 2012.
28. Назарова Т.О. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами муниципальной системы управления // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 1. С. 68-71.
29. Никулин М.А. Особенности правового статуса главы муниципального образования в зарубежных странах // В сборнике: Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 153-157.
30. Никулин М.А. Особенности правового статуса главы муниципального образования в зарубежных странах // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2017. № 13. С. 153-157.
31. Овчинников Н.К., Белогруд И.Н. Перспективы интеграции механизмов влияния как отрасли психологии управления в государственном и муниципальном управлении // Самоуправление. 2019. Т. 2. № 3 (116). С. 209-212.
32. Огнева В.В. Интегративные возможности международного сотрудничества стран СНГ в сфере подготовки кадров государственной службы // Управленческое консультирование. 2014. № 2 (62). С. 7-14.
33. Особенности управления изменениями в зарубежном и отечественном здравоохранении / Кривенко Н.В., Козлова О.А., Кузнецова Н.Л. // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 6 (56). С. 35-44.
34. Особенности формирования федеральной контрактной системы сша: организационно-институциональный аспект / Вовченко Н.Г., Епифанова Т.В., Гурин О.Ю. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015. № 2. С. 105-115.
35. Передовые практики защиты национальных интересов: опыт россии и зарубежных стран / Брагина З.В., Пономаренко Е.В., Асадулина И.Г. Кострома, 2014.
36. Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир // V Международная научно-практическая конференция / Под общей редакцией В.Н. Скворцова; ответственный редактор Н.М. Космачева. 2015.
37. Психология / Неруш Т.Г., Ольхова Л.А., Паймук А.Д., Шорина А.В. Саратов, 2019.
38. Роль инновационного предпринимательства в развитии экономики России / Пухова М.М., Миловидова Н.А., Смирнова А.А. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 21. С. 92-96.
39. Сингатулин В.Н. Особенности управления персоналом в системе муниципального управления // В сборнике: Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации сборник материалов национальной студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 255-258.
40. Совершенствование муниципального управления в условиях реализации федерального проекта "цифровое государственное управление" / Намханова М.В., Шалковская Н.А., Шуневыч О.Б. // В сборнике: дистанционные образовательные технологии Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Посвящается 75-летию ГПА. Ответственный редактор В.Н. Таран. 2019. С. 371-375.
41. Тарасов В.А. Несостоятельность (банкротство) муниципальных образований: опыт сша и предложения для россии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. Т. 4. № 2. С. 47-59.
42. Управление конфликтными ситуациями в органах государственного и муниципального управления / Дарбинян М.О., Харазишвили Л.В., Сысоева Л.В. // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. 2019. С. 595-598.
43. Факторная значимость управления проектами как новой культурой управленческой деятельности в системе государственного и муниципального управления / Роздольская И.В., Чичерин Ю.А., Кравченко Е.Ю. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 3 (76). С. 9-22.
44. Хадиуллина А.А. Программно-целевое управление как инструмент управления устойчивым развитием муниципального образования (на примере Сармановского муниципального района) // В сборнике: Трибуна молодого ученого - 2019 Сборник научных трудов. Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП). Казань, 2019. С. 136-142.
45. Хаустова Н.А. Новые политические институты в системе глобального управления // В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 576-581.
46. Царенко А.С. «Бережливое государство»: перспективы применения бережливых технологий в государственном управлении в России и за рубежом // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 45. С. 74-109.
47. Черкасов А.И. Некоторые особенности института муниципального управляющего в соединенных штатах америки // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2015. № 3. С. 14-17.
48. Чиркова Ю.Р. Анализ соответствия образовательного стандарта по направлению "государственное и муниципальное управление" требованиям эффективного государственного управления // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2019. № 4 (29). С. 54-57.
49. Чуланова О.Л., Чуракова Д.С. Применение agile-коучинга в управлении проектными командами в государственном и муниципальном управлении // Материалы Ивановских чтений. 2019. № 1 (23). С. 39-52.
50. Эффективность современных средств массовой информации российской федерации на международном уровне / Лябах А.Ю., Алифанов Р.В., Гаджиев Т.Х. // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2016. № 4 (18). С. 11.
51. Яхонтова Е.С. Управление человеческими ресурсами в муниципальных органах управления образованием: результаты исследования // В сборнике: Корпоративный менеджмент и бизнес-образование сборник научных статей. Москва, 2019. С. 8-15.
52. Innovation in sectors of national economy as a factor of solving socio-economic problems of modernity // сборник докладов и материалов VI Международной научно-практической конференции / АНО ВО «Институт непрерывного образования». 2016.
53. https://www.kp.ru/online/news/1609826/