Фрагмент для ознакомления
2
освоение учебного материала, формирование готовности к личностному взаимодействию.
Итак, использование интерактивных методов обучения на уроках в школе помогает достичь триединой цели обучения: учебной, развивающей и воспитательной.
Функции педагогического взаимодействия регулируют факторы, связанные с учебно-воспитательным процессом, особенностями общения и правовыми нормами, свойствами педагога и учащихся. Функционирование может быть внешним и внутренним.
Внешнее функционирование педагогического взаимодействия проявляется в событиях, поступках, действиях, результатах.
Внутреннее проявление в доминантных реакциях, готовности действовать в определенной ситуации согласно обстоятельствам, что сложились. Оно тесно связано с соответствующим уровнем интеллектуальных способностей, умением логически оценивать ситуации педагогического взаимодействия, скоростью реакции, нестандартным мышлением, самостоятельностью.
Функционирования педагогического взаимодействия ограничено тремя направлениями: регулятивно-практическим, ценностно-ориентационным и эмоциональным (аффективным), в основе которых лежит информационный обмен.
Регулятивно-практическая функция проявляется в саморегуляции и самокорректировании своего педагогического взаимодействия с учениками.
Регуляция процесса педагогического взаимодействия, корректировка поведения и поступков, как учащихся, так и учителей невозможны без обмена информацией, который является процессом взаимного, встречного, симметричного переноса и воспроизведение структурных особенностей систем взаимодействия.
Регулятивно-практическая функция включает регулирование, корректировку учителем взаимоотношений отдельных учеников, ученика и коллектива, к которому он относится. Она проявляется также в саморегуляции и самокорректировании учителем своего педагогического взаимодействия с учениками [1, 60].
Еще одной функцией педагогического взаимодействия учителя и учащихся является ценностная ориентация. В учебном процессе через педагогическое взаимодействие происходит познание учителем и учениками друг друга, ориентация в их личности, поведении (внешняя сторона функции), а также самопознания и самоориентация педагога и воспитанника (внутренняя сторона педагогического взаимодействия). Диалектика этой функции такова: ценностные идеалы, уровень сформированности общественного сознания и социальной активности, интересы и способности, состояние рефлексии, навыки сотрудничества, способы самоутверждения.
Эта функция указывает также на информацию, которую учащиеся воспринимают и которая становится их внутренней потребностью и помогает ориентироваться в окружающей среде. Под ее влиянием формируется определенный стиль мышление, жизнь детей, происходит изменение эмоциональных и мотивационных процессов, замена одних моральных ценностей другими.
Педагогическое взаимодействие учителя и школьников достигнет нужных результатов, когда на уроке и вне его будет учитываться эмоционально-волевой фактор. Поэтому третьей функцией педагогического взаимодействия считаем эмоциональную (аффективную). Учитель должен «чувствовать» ребенка, уметь радоваться и сопереживать ему, выражать эмоции для создания доброжелательного климата в учебно-воспитательной работе [13, 7].
При организации учебно-воспитательного процесса педагогическое взаимодействие позволяет более эмоциональный контакт учителя и учеников. Это первая составляющая аффективной функции. Вторая заключается в выявлении культуры чувств, направленности на педагогическое взаимодействие, способствует саморегуляции настроения и эмоций.
Основу аффективной функции составляет информация, имеющая эмоциональную нагрузку. Это сведения об эмоциональном и психическом состоянии учащихся и учителя, «настроенность» их на взаимодействие, отношения между учителями и учениками класса, чувства симпатии, антипатии, индифферентности, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
От эмоционального характера педагогического взаимодействия учителей и учеников зависит весь учебно-воспитательный процесс, потому что каждое педагогическое действие имеет определенный эмоциональный фон, который обогащает или объединяет всю учебную работу.
1.3 Позиции и техники взаимодействия учителя и учеников
Остановимся на основных позициях во взаимодействии учителя и учеников.
1. Позиция превосходства: «Я – над другими». Учитель, который строит взаимодействие с такой позиции, использует обычно авторитарный стиль общения, осознанно или неосознанно прибегает к принуждению, приказам, давлению, запугиванию и унижению достоинства учеников для того, чтобы оставаться в позиции «Партнерское взаимодействие учителя и учеников - ключ к саморазвитию успешного педагога над другими». Такое взаимодействие вызывает противодействие в одних учеников, что выражается в спорах, нежелании выполнять задание учителя, а у других учеников приводит к равнодушному, безынициативному, незаинтересованному отношению к предмету и к учителю, который его преподает. Учитель также часто ощущает внутреннюю неудовлетворенность в результате такого взаимодействия.
2.Позиция подчиненности: «Я– под (снизу)» Эта позиция характерна для учителя, который чувствует себя неуверенно, не верит в себя, свои силы, имеет заниженные самооценку и чувство собственного достоинства. Она выражается в неуверенном голосе, отсутствии его эмоциональной окрашенности, возможно, также в обращениях к ученикам с частыми прошениями и неуверенными просьбами. Это чувствуют ученики, и взаимодействие при таких условиях не является продуктивным: дети не слышат и не хотят слышать учителя, выполнять то, что он предлагает. Причина столь непродуктивного взаимодействия – в отношении учителя к самому себе: он не уважает себя, свое достоинство, не любит себя, и поэтому сознательно становится в позицию «Я – под (снизу)». При таком взаимодействии, прежде всего, страдает учитель от своей нереализованности как педагога, а косвенно – учащиеся, поскольку неполноценное взаимодействие приводит к неэффективно организованного педагогического процесса и некачественного результата педагогического труда [15, 142].
3. Партнерская позиция: «Я – наравне». Взаимодействие, построенное с партнерской позиции «Я – наравне с учениками», выражается не в панибратстве с учениками, а в искреннем, открытом общении, по которому педагог доверяет ученикам, ощущает собственное достоинство и уважение к достоинству детей, получает удовольствие от того, что его воспринимают, заинтересованно слушают, с желанием или пониманием выполняют предложенные задачи.
Партнерское взаимодействие в системе «Педагог – ученик» – это взаимодействие, основанное на отношениях, что обеспечивают равенство партнеров в восприятии друг друга, которое выражается в возможности открыто высказываться и воспринимать другого, не унижая собственное достоинство и достоинство партнера.
Педагог, который умеет строить отношения на партнерских началах, воспринимается учениками и коллегами как желаемый собеседник, с которым легко и приятно общаться, выполнять общие дела. Партнерское взаимодействие с позиции равенства с учениками обеспечивает эффективный педагогический процесс, который базируется на взаимном доверии, взаимоуважении и взаимопонимании или попытке их достичь. А при условии понимание педагогом основ построения партнерского взаимодействия вполне вероятно научить и другую сторону (учащихся) такого взаимодействия. Следовательно, важное значение, для построения партнерского взаимодействия учителя и ученика имеет умение педагога помогать самому себе: утверждать собственное достоинство и осознавать свою ценность, учиться принимать себя таким, каким ты есть, с любовью к себе, без критицизма («самоедства»), а с конструктивным анализом, изменяясь в настоящем и планируя изменения на будущее.
Предложенные ниже техники помогут учителю в этом. Многократное повторение техники, в зависимости от потребности, даст возможность принять себя, поддержать самого себя. Они построены как шаблоны и в зависимости от ситуации их можно изменять, дополнять, сокращать, то есть творчески применять.
Педагогические техники, обеспечивающие установление партнерского взаимодействия: [20, 10]
Техники самопомощи педагогу (их желательно проговаривать вслух или мысленно, с верой, эмоционально, чувствуя то, что произносишь).
Техника принятия себя: «Я принимаю себя с любовью (благодарностью, уважением, пониманием) такой, какой я есть».
Техника поддержки себя: «Я знаю, верю, чувствую, убеждена, что (решу эту проблему, справлюсь с этой задачей, достигну хорошего / наилучшего результата)».
Техника принятия себя: «Я люблю (ценю, уважаю) и одобряю себя».
Далее предлагаем техники обращения к ученикам, которые помогают устанавливать взаимодействие с учениками с партнерской позиции «Я –
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андрущенко В. Формирование личности учителя в современных условиях / В. Андрущенко // Политический менеджмент. – 2015. - № 1. – C. 58-69.
2. Башинская Т. Педагогическая проблема / Т. Башинская // Начальная школа. – 2014. - №12. – С. 55-58.
3. Велитченко Л. К. Психологические основы педагогического взаимодействия / Л. К. Велитченко. – М.: Высь, 2016. – 151 с.
4. Велитченко Л. К. Педагогическое взаимодействие: теоретические основы психологического анализа. Монография / Л. К. Велитченко. – М.: ПНЦ АПН, 2015. – 355 с.
5. Власова О. И. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. зал. / Е. И. Власова. – М.: Лыбидь, 2014. – 400 с.
6. Галузинский В.М. Педагогика: теория и история: учеб. пос. для студ. вузов / В. М. Галузинский, М. Б. Евтух. – М.: Высшая школа, 2017. – 237 с.
7. Гордин Л. Лекции по педагогике. Методика педагогического влияния /Л. Гордин, В. Коротов, Б. Лихачев. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
8. Дволучанская В. Реализация идей учебного сотрудничества в профессиональной деятельности учителя начальных классов / В. Дволучанская // Научный вестник. – 2019. – № 1. – С.25-30.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И. А. Зимняя. – М.: Логос, 2016. – 384 с.
10. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Как-Калик. – Грозный: Чечено-Ингушский государственный университет им. Л. Н. Толстого, 2014. – 138 с.
11. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2012. – 190 с.
12. Киричук О. В. Диалог в контексте педагогического взаимодействия / О. В. Киричук // Диалогическое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: Книга для учителя / за ред. В. В. Андриевской, Г. О. Балла, А.Г. Волынца и др. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 301 с.
13. Киричук О. В. Проблемы психологии педагогического взаимодействия / О. В. Киричук // Психология: науч. сб. – 2018. - Вып. 37. – С. 3-12.
14. Коломинский Я. Л. Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский. – СПб.: Речь, 2017. – 240 с.
15. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Е. В. Коротаева. – М.: Akademia, 2015. – 256 с.
16. Матвиенко О. В. Подготовка будущих учителей к педагогическому взаимодействию: монография / О. В.Матвиенко – М.: Гардарики, 2016. – 382 с.
17. Седых К. В. Психология взаимодействия систем: «семья и образовательные институты»: монография / К. В. Седых. – М.: Окружающая Среда, 2018. – 260 с.
18. Седых К. В. Психология взаимодействия семьи с образовательными социальными институтами / К.В. Седых. – М.: Гардарики, 2012. – 135 с.
19. Семиченко В. А. Психология педагогической деятельности: учеб. пособие / В. А. Семиченко. – М.: Высшая школа, 2014. – 335 с.
20. Широких О. Цели и ценности педагогического образования: какой учитель нужен современной школе? / О. Широких // Воспитание школьников. – 2015. – № 4. – С. 8-13.