Фрагмент для ознакомления
2
Продолжая как и все регионы развиваться в сложных социально-политических и экономических условиях, дестабилизирующих отечественную макроэкономику, с учетом негативного влияния санкционной политики США и стран – членов Европейского союза, экономическое развитие Санкт-Петербурга не сокращает темпы роста.
Благодаря функционированию достаточного уровня диверсификации отраслей экономики, обеспечивая устойчивость при внешнем влиянии факторов западной политики, преодолевая зависимость от сырьевой отрасли, ставшей непреложным вектором развития посткоммунистической экономики. характерной для российской экономики в целом.
Сильными сторонами экономики города являются способность достичь устойчивого роста экономики путем внедрения программ альтернативного типа деятельности, способных повысить эффективность работы со всеми видами ресурсов, несомненно важная роль в данной процессе принадлежит активно внедряемым технологиям и механизмам государственно-частного партнёрства и использования всех имеющихся видов ресурсов.
Благодаря разработке особой экономической зоны «Санкт-Петербург», разместившей по состоянию на 2019 год сорок пять резидентов: двадцать два из которых специализируются на фармацевтике и биотехнологиях, двенадцать на области приборостроения, четыре ведут деятельность в области информационных технологий и телекоммуникации, пять – в области микроэлектроники .
При этом, исходя из общего анализа преобладания в составе многокомпонентной экономики города производств высокотехнологического и среднетехнологического характера, создаются оптимальные условия для роста объема добавленной стоимости произведенного продукта.
При этом, рассматривая сильные стороны экономики города, следует также уделить внимание сферам, оказывающим стимулирующее влияние на развитие системы экономики к которым, по мнению многих отечественных исследователей экономики Санкт-Петербурга следует относить развитую внутригородскую транспортную инфраструктуру.
Наличие всех видов транспорта, позволяющего контакты внешнего характера любых объемов: воздушного, железнодорожного, водного, автомобильного, при этом не следует умалять роль и значение мощностей логистики в комплексе морской портовой зоны, деятельность, проводимую в аэропорту «Пулково», систему железнодорожных развязок, а также и резервы ресурсов территориального характера, которые вовлекаются в работу.
У города имеется собственный внутренний потребительский рынок, а также развитый рынок товаров инвестиционного типа, которые в настоящий момент характеризуются значительным объемов оборота товаров, создавая в первую очередь инвестиционную привлекательность для зарубежных предприятий, выводящих собственные технологии и продукты на отечественный рынок.
Несмотря на достойный перечень положительных компонентов экономики Санкт-Петербурга, в экономике города наличествуют и некоторые ключевые проблемы, затрудняющие поступательное положительное ее развитие.
Среди наиболее актуальных проблем экономики Санкт-Петербурга существуют объективные проблемы внешнего характера, неподвластные ситуационным решениям местного характера, связанные с обострением дискриминирования всей отечественной экономики путем мер санкционной политики, проводимой США и странами – членами Европейского союза в настоящее время.
По вышеуказанной причине ключевые секторы отечественной экономики не только в масштабах страны, но и непосредственно в самом Санкт-Петербурге весьма ограничены в возможности получить доступ к зарубежному финансированию, что происходит на фоне усиливавшихся скачков развития мирового товарного и финансового рынка.
Санкт-Петербург обладает развитой экономикой, которая по частично внешнего характера обстоятельствам не может в полной мере реализовать собственный инновационный и инвестиционный потенциал, что влечет за собой недостаточность разработки таких областей будущего как разработка и внедрение инновационных технологий.
При этом понижается и конкурентоспособность продуктов, производимых местными предприятиями, падает производительность труда, не в полном мере способная обеспечить уровень соответствия потребностям рынка труда, необходимого для развитой инновационной наукоёмкой экономики.
Предметно затрагивая каждую область, попадающую в сферу проработки семнадцати государственных программ стратегии 2035 Санкт-Петербурга, необходимо кратко привести данные по каждой из областей, оцениваемых экспертами – создателями стратегии 2035 как заслуживающих анализа и оценки.
Основа экономики Санкт-Петербурга, а также важнейший источник аккумуляции городского бюджета – промышленный комплекс. К перечню сильных сторон промышленного комплекса города необходимо отнести многоотраслевой характер его структуры в сочетании с высоким уровнем взаимодействия как внутри каждой отрасти промышленности, так и в их кооперационном координированном взаимодействии.
Отраслями промышленного комплекса города, носящими статус главных, являются отрасти высокотехнологичной и среднетехнологичной продукции, что составляет существенную часть продукта структуры обрабатывающего производства, куда не включают в данном случае производство кокса и нефтепродукта.
Санкт-Петербург известен своими достижениями в такой областях энергомашиностроения, судостроения, приборостроения, создание электронного, оптического оборудования, транспортных средств, оборудования. Благодаря работе в вышеуказанных секторах Санкт-Петербург обеспечивает 11% в общем объеме машиностроительной продукции России, куда необходимо включить четверть объема автомобильной и судостроительной продукции.
Также город находится на втором месте по объемам производства фармацевтической продукции и медицинских товаров. Благодаря развития данного направления посредством учреждения особой экономической зоны с двадцати двумя акторами данного направления Санкт-Петербург имеет все возможности для завоевания лидерской позиции в данном сегменте.
Кластерное развитие в экономике города также активно развивается, например, в сегменте обрабатывающего производства, что позволяет раскрыть промышленный потенциал города исходя из имеющейся материально-технической базы и высококвалифицированного персонала.
Регулярно встречаются в литературе мнения экспертов о рассмотрении города в качестве центра аккумуляции проектов по защите интересов России Арктике. Следует обозначить активное развитие военно-промышленного комплекса города, где сосредоточены наукоемкие отрасли и высококвалифицированные специалисты, разрабатывающие продукцию не только для внутреннего, но и для внешнего рынков.
К главным благоприятным факторам, способствующим положительной динамике развития промышленности, следует отнести возможность повысить конкурентоспособность производимого продукта путем активной работы по привлечению инвестиций, сопряженных с внедрением передового опыта создания продукции высоких технологий, способной к конкурированию на мировом рынке.
Благоприятно скажется на развитии промышленного комплекса пролонгирование политики замещения импорта, преодоление барьеров на пути к налаживанию адекватного взаимодействия в области глобальной торговли.
К факторам, носящим негативный и деструктивный характер воздействия на промышленный комплекс Санкт-Петербурга следует отнести недостаточно высокую способность конкурировать с мировыми лидерами по причине невозможности освоить передовых технологии из-за санкционной политики запада, сюда же следует отнести отсутствие возможностей обмена опытом на уровне учреждений высшего профессионального образования.
Имеется и внутренняя проблема, характеризуемая недостаточной качественной проработкой взаимодействия производственного сектора города с имеющимися научными организациями.
Также в промышленном секторе сложно наладить привлечение инвестиций, необходимых для того, чтобы модернизировать производство, в связи с их дороговизной.
Имеется недостаток в квалифицированных кадрах в классе специалистов рабочих профессий, недостаточно хорошо проработаны программы переориентированию производства в рамках военно-промышленного комплекса к производству общегражданского профиля в первую очередь по причине жесткого нормативного регулирования данной области федеральным законодателем.
В перечень ключевых областей развития включена наука и инновации, что нашло свое отражение в миссии города. Имеющийся потенциал в сфере инноваций выстроен путем аккумулирования на территории Санкт-Петербурга ВУЗов, НИИ, в городе имеется кадровый контингент специалистов – ученых с высоким уровнем квалификации. В НИИ города проводятся научные исследования как фундаментального, так и прикладного порядков.
К главным благоприятным факторам, способствующим развитию данной отрасли следует относить рост конкурентоспособности, а также качественное улучшение взаимной работы учреждений промышленности и НИИ, активное международное сотрудничество, возможность ознакомиться и принять передовые достижения технологий, благотворно на развитии города скажется дислоцирование на его территории международных исследовательских центров.
К негативным факторам развития в данной области следует относить неготовность экономики города в полной мере воспринимать предлагаемые инновационные технологии, отсутствие конкретных шагов по привлечению
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 № 172 в ред. федер. закона от 31.12.2017 г. № 507-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014 № 26 (часть I) ст. 3378.
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 в ред. Указа Президента от 19.07.2018 г. № 444 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 № 20 ст. 2817.
3. О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 в ред. Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.06.2019 № 378 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gov.spb.ru/norm_baza/npa– (дата обращения: 19.03.2020).
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 в ред. Указа Президента от 19.07.2018 г. № 444 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 № 20 ст. 2817.
5. Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2015 № 193 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]: - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201904260005. – (дата обращения: 01.05.2020).
6. О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553: Постановление от 13.02.2019 № 67 [Электронный ресурс]: - URL: Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 25.02.2019. – (дата обращения: 01.05.2020).
7. О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа: Постановление правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2005. - № 52 (часть III) ст. 5743
8. Об обеспечении реализации Указа Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: поручение Правительства Российской Федерации от 22.05.2018 № ДМ-П13-2858 // Текст поручения официально опубликован не был.
9. Албин И.Н. Генеральный план Санкт-Петербурга с 2016 по 2043 годы / И.Н. Албин // Управленческое консультирование. – 2018. - № 2. – С. 67-69.
10. Батчаев А.Р., Жихарев В.С. Санкт-Петербург в постсоветский период: экономические стратегии и развитие / А.Р. Батчаев, В.С. Жихарев // Вестник «Экономические и социальные перемены: тенденции и прогноз». – 2018. - №2. – С. 23-28.
11. Бутова Т.В. Анализ системы стратегического управления городом на примере Санкт-Петербурга / Т.В. Бутова // Вестник Евразийской науики. – 2018. - № 12. – С. 13-16.
12. Бондарь Ю.П. Политический анализ: проблемы методологии // Белорусский государственный университет культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 63-68.
13. Валовый региональный продукт Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2016-2017 года. Стат. Сб. / Петростат. – Санкт-Петербург. – 2019. – С. 13.
14. Введение в политологию: учебник / В. П. Пугачев, А. И. Соловьев. – Москва: КноРус, 2015. – 514 с.
15. Воронков С.С. Особенности формирования продовольственной стратегии Санкт-Петербурга /С.С. Воровков // Управленческое консультирование. – 2019. - № 1. – С. 14-16.
16. Гаджиев, К. С. Политология : учебное пособие для среднего профессионального образования / К. С. Гаджиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 213 с.
17. Гловели Г.Д. Исторические лабиринты политической экономии: заметки по поводу неочевидного юбилея // Вопросы политической экономии. 2015. № 1.
18. Гончаренко А.П. Экономика России в цикличности мирового экономического развития и пути выхода из кризиса / А.П. Гончаренко // Вестник российского экономического университета им Г.В. Плеханова. – 2018. - № 5. - №6-39.
19. Горбова, Г.А. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Г.А. Горбова, С.И. Самыгин. - М.: МарТ, 2016. - 336 c.
20. Данилина В.С. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития региона / В.С. Данилина, А.В. Осташков // XXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки». – 2018. – С. 34-37.
21. Дмитриев, В. В. Политология и социология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
22. Игонин С.А. Направления стратегии развития здравоохранения Санкт-Петербурга в целях реализации положения
23. Ирхин Ю.В. Теория политики как концептуальная методология политических исследований // Вестник Пермского университета. Сер. Политология и история. 2008. № 2. С. 109–123.
24. Исаев, Б. А. Политология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Б. А. Исаев. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с.
25. Короленок, Л. Г. Основы политологии: пособие / Л. Г. Короленок. – Гродно: ГрГМУ, 2012. – 235 с.
26. Константы русской политической культуры. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 345 c.
27. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 444 с.
28. Кравченко С.А. Поворот сложности: востребованность интеграции естественных, социальных и гуманитарных наук // Научный эксперт, № 7–8, 2012. С. 76–77.
29. Куканова, Е. В. Политология и социология : учебник для вузов / Е. В. Куканова, П. Д. Павленок. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 248 с.
30. Ланцов, С. А. Политология : учебник для академического бакалавриата / С. А. Ланцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с.
31. Лавриненко, В. Н. Политология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко ; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 400 с.
32. Лаврова Т.А. Особенности развития и стратегического планирования рекреационного комплекса города на примере города федерального значения – Санкт-Петербурга / Т.А. Лаврова. – 2018. - № 7. – 22.25.
33. Лосева Е. Д. и др Взаимосвязь неравенства в доходах и экономического роста в странах ЕАЭС / Е.Д. Лосева // Вестник Орловского государственного университета. – 2018. - № 5(17). – С. 45-47.
34. Ирхин, Ю. В. Политология в 2 ч. Часть 1. История политической мысли : учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Ирхин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 370 с.
35. Мухаев, Р. Т. Политология в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Р. Т. Мухаев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 377 с.
36. Новоселов А.С. Актуальные проблемы разработки стратегии социально-экономического развития региона / А.С. Новоселов, А.С. Маршалова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. – 2017. – № 3. – С. 32-38.
37. Осипова А.Д. Особенности формирования управленческой стратегии в управлении городом / А.Д. Осипова // Экономическое обозрение. – 2018. - № 7. – С. 64-66.
38. Плаксин, В. Н. Политология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Плаксин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 260 с.
39. Политология : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Баранов [и др.] ; под редакцией Н. А. Баранова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 207 с.
40. Политология : учебник для бакалавров / В. А. Ачкасов [и др.] ; ответственный редактор В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 804 с.
41. Политология : учебник для академического бакалавриата / В. С. Комаровский [и др.] ; под редакцией В. С. Комаровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 344 с.
42. Политология в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. С. Тургаев [и др.] ; под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 298 с.
43. Политология в 2 т. Том 2 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. С. Тургаев [и др.] ; под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 343 с.
44. Поляков К.В. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга / К.В. Поляков // Транспорт Российской Федерации. – 2018. - № 4. – 45.47.
45. Механизмы формирования стратегических приоритетов социально-экономического развития на федеральном уровне // Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. - [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: https://www.iep.ru/ru/mekhanizmy-formirovaniia-strategicheskikh-prioritetov-sotcialno-ekonomicheskogo-razvitiia-na-federalnom-urovne.html
46. Официальная страница О.Г. Дмитриевой в сети Интернет [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dmitrieva.org/biografia. – (дата обращения: 19.03.2020).
47. Официальная страница В.В. Сергеевой в сети Интернет [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sergeeva-vera.com/biografiya – (дата обращения: 19.03.2020).
48. Официальный сайт Законодательного собрания Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – URL: http://www.assembly.spb.ru/authors/show/635510028– (дата обращения: 19.03.2020).
49. Депутаты заксобрания раскритиковали Стратегию 2035. Официальный сайт Интернет-издания «Версия на Неве» [Электронный ресурс]. – URL: https://neva.versia.ru/parlamentarii-raskritikovali-strategiyu-2035– (дата обращения: 19.03.2020).
50. Официальный сайт – паспорт проекта «Невская вода [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ppp.leontief-centre.ru/UserFiles/Files/Gudkov.pdf. – (дата обращения: 19.03.2020).
51. Абдыков Э. Государственно-частное партнерство в проектах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/77/28/93028.php. – (дата обращения: 19.03.2020).
52. Доходы российских граждан – сравнение с миром [Электронный ресурс]: - http://stolypin.institute/wp-content/uploads/2018/04/issledovanie-ier_dohody-grazhdan.pdf. – (дата обращения: 01.05.2020).
53. Николаев М. Разрыв Интерпретировать результаты можно следующим образом: при росте ВВП на 1 % коэффициент Джини, отражающий неравенство, снизится на 0,2 % (т.е. на 1/5 часть). между бедными и богатыми в России будет расти [Электронный ресурс]: - URL: https://www.anews.com/p/100406598-kakoj-razryv-mezhdu-bogatymi-i-bednymi-v-rossii-neravenstvo-budet-rasti/. – (дата обращения: 01.05.2020).
54. Грязневич В. 18 целей Петербурга: Смольный взял на себя «невероятные обязательства [Электронный ресурс]: - URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/22/07/2019/5d3590e79a7947838d3fd837 – (дата обращения: 01.05.2020).
55. Электронный ресурс: http://riarating.ru/infografika/ – (дата обращения: 01.05.2020).