Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственная гражданская служба – один из ключевых институтов системы государственного управления, определяющий эффективности работы органов государственной власти и государства в целом. Именно поэтому к кадровому составу данной подсистемы особое отношение и сформированы высокие требования к профессионализму, уровню подготовки, личным качествам. В то же время важным является аспект обеспечения равного доступа на гражданскую государственную службу, который определен действующим законодательством, но фактически не всегда соблюдается.
Правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы, а также статуса служащего по сравнению с государственной военной и иными видами службы, осуществлено более полно, однако, на наш взгляд, это регулирование в настоящее время отстает от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления.
Отсюда следует, что рассматривать вопросы обеспечения равного доступа на государственную службу требуют более тщательного анализа и исследования.
Исследование вопросов административно правового статуса государственного гражданского служащего субъекта РФ занимались такие авторы как: Т.Р. Баранова, Д.Н. Бахрах, Ж.А. Гукова, Н.В. Вассерман и др.
Объектом исследования данной работы являются принципы и механизмы обеспечения равного доступа на государственную гражданскую службу в российской Федерации.
Предметом исследования – реализация принципа равного доступа на государственную гражданскую службу на примере Алтайского края.
Цель исследования: анализ реализации принципа равного доступа на гражданскую государственную службу в субъекте РФ на примере Алтайского края.
Задачи исследования:
1. Понятие и сущность государственной гражданской службы;
2. Особенности поступления на государственную гражданскую службу в российской Федерации;
3. Анализ реализации принципа равного доступа на государственную гражданскую службу в субъекте РФ на примере Алтайского края
Методологическую основу исследования составляют:
- анализ нормативно-правовой литературы,
- анализ официальных данных статистики,
- анализ локальных нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления..
Структура исследования: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНОГО ДОСТУПА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
1.1 Проблематика кадрового обеспечения государственной гражданской службы
В системе гражданской службы вопросы кадрового обеспечения стоят достаточно остро, что обусловлено сложностью выполняемых задач и длительным периодом малоэффективной работы по развитию собственных кадровых ресурсов, а также ограниченностью кадровых технологий. В современных условиях время работа по оптимизации кадрового потенциала в данной системе особенно необходима.
Кадровый потенциал имеет ярко выраженную стратегическую направленность и его формирование и устойчивость определяют перспективные возможности компании решать свои цели и задачи в долгосрочном периоде, реализовывать стратегию. Именно поэтому основные аспекты развития кадрового потенциала всегда представляются в стратегии развития предприятия [15].
Кадровый потенциал в органах государственной и гражданской службы заслуживает особого внимания, так как именно он обеспечивает эффективность ее деятельности. Так как данные организации призваны служить народу и выполнять значимые государственные функции, то персонал является представителем государства, носителем его полномочий и отражает эффективность действующего аппарата управления и власти в стране.
Правовая регламентация системы отбора кадров в органы внутренних дел относится к основным вопросам обеспечения деятельности организаций, относящихся к данной системе. Обеспеченность персоналом, постоянство кадрового состава, профессионализм специалистов – залог эффективного решения задач органов безопасности государства. Именно поэтому изучению данного вопроса в научном дискурсе уделяется особое внимание.
В первую очередь, исследователи системы государственной службы акцентируют внимание на необходимости формирования полноценной правовой основы отбора кадров, что позволяет регламентировать все процессы, технологии и процедуры и нивелировать влияние организационно-экономических и социально-психологических факторов при формировании кадрового состава учреждения.
Ввиду активной реорганизации системы органов государственной службы становятся актуальными вопросы методического обоснования процессов формирования кадрового состава и оптимизации профессиональной подготовки служащих. Именно поэтому важно обратить внимание на соответствующие разработки российских и зарубежных авторов, в которых сформировано видение основных аспектов совершенствования работы с кадрами и повышения эффективности отбора персонала, выявляется потенциал модернизации федерального и ведомственного законодательства, а также перспективы повышения кадровой безопасности органа безопасности с учетом возможных изменений рынка труда, требований к сотрудникам [16].
В современных условиях очевидной нехватки высокопрофессиональных кадров в системе государственного и муниципального управления, а также повышения сложности решаемых данной системой задач, важно обеспечить эффективный баланс обеспечения соблюдения требований законодательства и приема высококвалифицированных кадров.
1.2. Нормативно-правовые основы принципа равного доступа на государственную гражданскую службу
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы, правовой системы не только Российской Федерации, но и других стран мира. Термин «принципы государственной службы» указывает на основополагающие черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной службы, а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института.
Говоря о принципах государственной службы, мы имеем в виду требования, которые являются всеобщими и обязательными для всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе, и которые охватывают все организационные, правовые и другие стороны, составляющие содержание государственной службы. Принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих.
Значение принципов государственной службы определяет особые условия их реализации. В частности, Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) устанавливает, что граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе. Запрещена всякая дискриминация при поступлении на службу по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, что в качестве общего принципа предусмотрено в ч. 2 ст. 19 Конституции [1].
В соответствии с этими конституционными положениями и установлениями Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" закрепляется необходимость равного доступа граждан к государственной службе. Вместе с тем этот принцип в Законе о гражданской службе получил свое дальнейшее правовое развитие. Содержание принципа базируется уже на двух понятиях – «равный доступ граждан к гражданской службе» и «равные условия ее прохождения».
В целом, право граждан на доступ к государственной службе не является абсолютным. Оно относится к относительным правам, образующим содержание общегражданской административной правоспособности. Это обусловлено тем, что для реализации данного права недостаточно одного только желания гражданина или совершения им соответствующего действия.
Равнодоступность означает, что при поступлении на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных законодательством Российской Федерации о государственной службе. Любой полностью правоспособный гражданин России может реализовать свое право на занятие должности государственной службы, однако при условии соответствия установленным квалификационным требованиям к должностям данной службы и при успешном прохождении конкурсного отбора.
В ст. 18 Конституции Российской Федерации отдельно говорится, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления [1].
Граждане по смыслу п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации вправе осуществлять государственное управление, реализуя принцип равного доступа к государственной службе. Это обеспечивается, в том числе равным доступом граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к государственной службе и равными условиями ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 1, 2; 2014.
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
3. Закон о государственной гражданской службе Алтайского края (с изменениями на 31 марта 2020 года) // http://docs.cntd.ru/document/802040503 (дата обращения: 10.06.2020)
4. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112) // Консультант Плюс (дата обращения: 10.06.2020)
5. Антоновская Е.А., Копылова Л.А. Проблемы реализации закона о государственной проблемы реализации закона о государственной гражданской службе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15654 (дата обращения: 10.06.2020).
6. Зайцева Л. В. Обеспечение реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе // Вестн. Тюменск. гос. ун-та: Социально-экономические и правовые исследования. — 2013. — № 3. — C. 90–97.
7. Литвинцева Е. А. Проблемы реализации конкурсных процедур в системе государственной гражданской службы [Электронный ресурс] // Социология власти. — 2009. — № 5. — С. 140–148. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ problemy-realizatsii-konkursnyhprotsedur-v-sisteme-gosudarstvennoy-grazhdans koy-sluzhby. (дата обращения: 05.06.2020)
8. Онищенко О. Н. Конкурсный подбор кадров на государственную гражданскую службу Российской Федерации [Электронный ресурс] // Среднерусский вестник общественных наук. — 2016. — С. 136–140. — URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/konkursnyy-pod bor-kadrov-na-gosudarstvennuyu-grazhdan skuyu-sluzhbu-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2020)
9. Юргина Ю. А. Обеспечение реализации принципа равного доступа к государственной гражданской службе // Научный альманах. — 2016. — № 12-1 (26) — С. 417–420.
10. Волкова, В.В. Государственная служба [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Волкова, А.А. Сапфирова. - Электрон. данные. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 207 с. - (Экзамен). - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114695, требуется авторизация (дата обращения: 01.06.2018). - Загл. c экрана.
11. Государственная и муниципальная служба : учеб. для бакалавров / И. А. Алкаев [и др.] ; под ред. В. И. Петрова ; Гос. ун-т упр. - Москва : Юрайт, 2013. - 365 с. - (Бакалавр. Базовый курс).
12. Демин, А.А. Государственная служба: учеб. пособие / А.А. Демин. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Книгодел, 2013. - 184 с. – То же [Электронный ресурс] - Доступ из Унив. Б-ки ONLINE. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/128420, требуется авторизация. - (дата обращения 01.06.2018).
13. Халилова, Т.В. Государственная и муниципальная служба [Электронный ресурс]: тексты лекций / Т.В. Халилова ; Министерство образования и науки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». - Электрон. данные. - Казань : Издательство КНИТУ, 2013. - 360 с. - Доступ из Унив. б-ки ONLINE. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258817, требуется авторизация (дата обращения: 01.06.2018). - Загл. c экрана.
14. Право государственной и муниципальной службы: учебное пособие / под ред. В.Ш. Шайхатдинова, А.Н. Митина. – М.: Проспект; Екатеринбург: Издат. Дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. – 528 с. То же [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.prospekt.org, требуется авторизация. - (дата обращения 01.06.2018).
15. Зенков, М.Ю. Государственная и муниципальная служба : учеб. пособие для дистанц. формы обучения и самостоят. работы / М. Ю. Зенков ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. - 351 с. – Тоже [Электронный ресурс ]. - Доступ из Б-ки электрон. изданий / Сиб. Ин-т упр. – филиал РАНХиГС. - Режим доступа: http://www.siu.ranepa.ru, требуется авторизация (дата обращения: 01.06.2018). - Загл. c экрана.
16. Старилов, Ю.Н. Государственная служба и служебное право : учеб. пособие / Ю. Н. Старилов. - Москва : Норма : Инфра-М, 2015. - 239 с.
17. Царев Е. А. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе / Е. А. Царев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15494/ (дата обращения: 10.06.2020).