Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хореография одно из тех направлений искусства, которое действительно вызывает у людей неподдельное восхищение, а особенно у детей. У всех народов мира есть свои национальные танцы, которые так ярко отображают их этническую принадлежность. Сама жизнь словно бы находится в бесконечном круговороте событий, в своего рода танце, который исполняется людьми.
Со стороны кажется, что научиться танцу – пару пустяков, но стоит заняться этим видом искусства, как выясняется, что это действительно титанический труд, который требует от тебя полной самоотдачи, полного погружения в мир музыки и движений. В связи с этим роль педагога – хореографа очень – очень велика. Шедевры рождаются только тогда, когда в них вкладывают душу, соответственно это тяжкий труд – работа с людьми, череда взлетов и падений, череда успехов и неудач.
Таким образом хореограф должен с максимальной тактичностью, стойкостью и неподдельным рвением нести культуру танца, оставаясь при этом тактичным, не смотря на все возникающие трудности и непонимания со стороны учеников.
Под коммуникативной культурой личности педагога – хореографа мы будем понимать особенности его коммуникативных способностей, способствующих выполнению стоящих перед ним образовательных задач.
Актуальность исследования. В основе всех педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с людьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения, не зависимо от того дети это, или же взрослые. Процесс обучения танцам должен быть построен таким образом, чтобы обучаемые, в процессе отработки различных вопросов, приобретая определенные знания, а также стремились овладеть навыками и умениями, при этом должно идти одновременное формирование своеобразного мировоззренческого мышления.
Объект исследования – особенности коммуникативного процесса педагога - хореографа.
Предмет исследования – особенности коммуникативной культуры личности педагога – хореографа, влияющие на процесс обучения танцам.
Цель. Изучить особенности коммуникативный процесса между обучаемыми и педагогом – хореографом, а также непосредственное его влияние на обучение танцам.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть коммуникативные особенности педагогических работников в целом;
- определить коммуникативные особенности педагога - хореографа;
- изучить особенности поведения хореографа в нестандартных ситуациях, при возникновении затруднений;
- проанализировать существующую информацию по особенностям коммуникации педагога хореографа.
Методы исследования – анализ, наблюдение, опрос, беседа и обобщение.
Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей коммуникативных способностей хореографа в хореографическом искусстве.
Структура курсовой работы. Курсовая работа представлена введением, двумя главами, содержащих по два параграфа, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Теоретические основы изучения коммуникативной культуры личности.
1.1. Коммуникативная культура: понятие и сущность
Основная часть работы педагогического работника направлена на формирование у обучаемых определенных знаний, навыков и умений, собственно, что и является основными целями учебного процесса, как такового.
Для того, чтобы сам образовательный процесс осуществлялся на хорошем педагогическом уровне, он должен иметь ряд специфических особенностей, среди которых большое значение должно быть уделено именно коммуникативной культуре педагога, а именно - его умению общаться конструктивно и на должном уровне. Порою имеют место быть конфликтные ситуации, которые могут оказать негативное влияние на образовательный процесс. Только будучи спокойным, уравновешенным и положительно настроенным педагогом возможна передача информации на качественном уровне, которая непременно врежется в память на долгие годы, иначе никак.
Вся наша жизнь строится на постоянном общении между собой. На эту тему издано уже достаточное количество трудов, все они направлены на разъяснение важности процесса коммуникации, об этом в свое время размышляли ведущие Российские исследователи, такие как: И.П. Яковлев, Ф.И. Шарков, М.С. Андрианов, А.В. Назарчук и другие. К сожалению наша работа не позволяет в полной мере отобразить их труды, но тем не менее, в процессе написания их мысли будут тесно переплетены.
Люди постоянно делятся друг с другом своими эмоциями, своими жизненными установками, своими знаниями. Далеко не всегда и не у каждого, получается, сделать это хорошо, чтобы не нанести моральный ущерб собеседнику, порою об этом просто не задумываются. Умение общаться имеет большое значение для достижения в личной и общественной жизни стабильности, комфорта и счастья. Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное. В современном мире умение общаться, умение слушать и слышать своего собеседника имеет очень большое значение для дальнейшего развития, как в профессиональном, так и в личностном плане.
С точки зрения социальной значимости, профессия педагога относится к тем профессиям, которые, по сути, формируют взгляды подрастающего поколения и ответственны, наряду с родителями за то, каким будет формироваться мировоззрение ребенка.
Педагогу, чтобы успешно справиться с поставленными задачами, необходимо не только иметь предметные и психолого-педагогические знания, но и при этом обладать особым умением – умением общаться. Человек, в процессе своей деятельности, постепенно овладевает навыками общения, однако, стоит отметить, что далеко не все, взрослея, могут корректно общаться с другими людьми.
Согласно типологии, представленной нашим отечественным психологом - Е.А. Климовым, профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» [7, Текст], в связи с этим, умение общаться – наиболее важное профессиональное качество.
Сущностью педагогического взаимодействия заключена в прямом или косвенном воздействии субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. [8, Текст]
Педагогическое взаимодействие между учителем и учениками охарактеризовано наличием двух сторон:
- функционально-ролевой;
- личностной.
Проще говоря, в процессе учебы, они изучают функции и роли друг друга, но с другой стороны - перенимают индивидуальные, т.е. личностные качества.
Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога и ученика обуславливается наличием объективных условий педагогического процесса, таких, например, как контроль результатов деятельности обучаемых, тогда его личность является, по сути, вынесенной за пределы взаимодействия.
В условиях межличностного взаимодействия, речь, как средство общения, одновременно выступать как в роли источника информации, так и способа взаимодействия собеседников.
В структуре речевого общения заключены следующие аспекты:
• значения слов и фраз;
• смысловая нагрузка слов и фраз;
• звуковые явления, возникающие в процессе речи;
• выразительные (интонационные) свойства голоса.
Кроме того, стоит отметить, что в процессе коммуникации очень важную роль играют такие компоненты, как:
1. Точность употребления слова.
2. Выразительность.
3. Доступность.
4. Правильность построения фразы.
5. Доходчивость фразы.
6. Правильность произношения звуков, слов, выразительность.
7. Смысл интонации.
Наблюдения, проведенные различными исследователями, показывают, что лишь плавная, спокойная и размеренная манера речи способна привести к желаемым результатам.
В процессе выполнения своих функций, педагог должен придерживаться определенного стиля общения, но зачастую он не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу.
Если же педагог выбирает попустительский способ преподавания, это несомненно будет поддержано учениками, так как он своего рода самоустраняется от проведения урока как такового, таким образом дети предоставлены сами себе. При таком способе, педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Естественно, в таком случае об уровне знаний и качестве проведения занятия и речи быть не может.
Наиболее выгодным, с педагогической точки зрения, является диалогический стиль проведения занятия, при котором все стороны учебного процесса находятся в состоянии активного диалога, где каждая из сторон наделена определенным вниманием другой стороны, чаще его называют - демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. [1, c. 18]
Фрагмент для ознакомления
3
Один автор (учебник, учебное пособие)
Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев// Переизд. – Д.: УРАО, 2013. – 193 с.
Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе. Учебное пособие. / Пуляева Л.Е. -Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. – 80 с.
Рутберг И.Г. Книга. Пантомима. Движение и образ / Рутберг И.Г. // Переизд. - М.: Литрес, 2012. – 160 с.
Станиславский К.С. Этика. / Станиславский К.С.// Переизд. - М.: Литрес., 2017. – 48 с.
Уфимцева Т.И. Воспитание ребенка. / Уфимцева Т.И. - М.: Наука, 2000. – 230 с.
Эбенштейн Д. Сила эмпатии. / Эбенштейн Д. – М.: «ЛитРес», 2013 – 160 с.
Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. / Янаева Н.Н. - М.: Релиз., 2014. – 340 с.
Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо / Начальная школа. // Янковская О.Н. – М.: Релиз., 2010. - 37 с.
Из интернет - источника
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П.: Основы конструктивного общения. Учебное пособие для преподавателей / - М.: Совершенство, 2017. – 168 с.
2. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность / Мухина В.С., Хвостов А.А. - М.: Академия, 2010. – 624 с.
3. Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Пособие для родителей и педагогов / Михайлова М.А., Горбина Е.В.// Переизд. - Яр.: Академия развития, 2014. – 240 с.
4. Психология детства: Практикум. / Под ред. А.А. Реана - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2013. - 224с.
5. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Книга. Учите детей танцевать. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. - М.: Владос, 2011. – 256 с.
6. Жидких О. Статья. Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Свободный. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/01/kommunikativnaya-kultura-kak-komponent-professionalnoy-kultury
7. Климов Е.А. Статья. Классификация профессий. [Электронный ресурс]. - URL: https://cposo.ru/images/docs/Klassifikacija_professij_E.A.Klimova.pdf
8. Социальная сеть работников образования. Предеин С.А. Статья. Взаимодействие субъектов образовательного процесса. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/01/08/statya-na-temu-vzaimodeystvie-subektov-obrazovatelnogo-protsessa