Фрагмент для ознакомления
2
как со стороны родителей, так и со стороны руководства учебных заведений. В современном обществе на фоне важности экономического образования, овладение возможностями интернет-ресурсов и изучение иностранных языков, музыкальное обучение и воспитание отходит на второй план, не воспринимается серьезно, его значение и роль занижаются, нивелируются.
Пренебрежение необходимостью обучать детей музыке наблюдается и в мировоззренческих установках большинства современных родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Мол, какая практическая польза от музыкальных занятий для моего ребенка, что это ему даст. Отдав ребенка в танцевальную студию, можно ожидать улучшение осанки, телосложения, его физической выносливости и просто замечательной физической формы. Записав его в спортивную школу, можно ожидать улучшения волевой сферы ребенка, сформированности умения целенаправленно идти к победе [12, с.44].
Ну, а о пользе английского языка вообще нечего говорить, и так все Понятно. А что даст музыка?
Убеждая родителей в пользе и важности музыкально-эстетического воспитание их детей, необходимости обучения пению и умения игры на музыкальных инструментах, приходится наблюдать равнодушие и скептическое отношение к подобным убеждениям. Поскольку для современных родителей чрезвычайно приоритетным здоровье детей, развитие их умственных способностей и наличие умения добиваться успеха любой ценой, а при чем здесь музыкально-эстетическое воспитание, они понять не могут.
Вступая в вышеописанную полемику, можно долго доказывать, что в период античности музыка занимала такое же важное место в тогдашнем образовании, как грамматика, арифметика, риторика, геометрия и т. д., что средние века ставили важность музыкального обучения наряду с латынью и точными науками. В эпоху Возрождения, Просвещения и романтизма музыка была очень важным атрибутом образованности человека. Вместе с тем современная педагогика все больше преимущества дает точным знанием, развития интеллектуального начала человека [10, с.35].
Стоит отметить, что в последние годы наблюдается появление ростков постиндустриальной эры и эпохи информации, соответственно приоритетность постепенно отдается так называемому «креативному классу», то есть людям, которые могут изменить будущее. На этом отмечает Р. Флорида: «креативные или творческие индустрии – ключевой сектор современной экономики. К ним относится кино, музыка, живопись, исполнительские искусства, галерейный бизнес, мода, издательское дело, реклама, дизайн, архитектура, компьютерные технологии и т. д.».
Подтверждением этого является и опыт некоторых зарубежных стран, который свидетельствует, что новейшие достижения психологии и педагогики определяют важность музыкальных занятий и уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуально-творческом развитии детей, понимание того, что ребенок, который занимался музыкой, мыслит, действует и чувствует иначе, чем ребенок, который о музыке только говорил или слышал. Поэтому у американцев важной государственной задачей является качественное проведение музыкальных занятий в саду и преподавание музыки в школе. Выдающийся западный психолог А. Маслоу отмечает: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умение импровизировать. Нам сегодня необходим человек другого качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет необходимо. Во время быстрых изменений, подобные нашим, дети нуждаются в гибком и независимом мышлении, веры в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока приемлемое решение не будет найдено» [11, с. 105]. Для достижения этой цели музыкальные занятия и уроки музыки, импровизации, которые станут в будущем уроками жизни, имеют наибольшую силу потенциала. Сложно не согласиться с этим мнением, особенно в наше время быстрых изменений, как информативного поля, так и общественно-политического.
«Необходимо учиться музыке не для того, чтобы стать музыкантом, а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии» – подтверждает российский педагог и ученый Д. Кирнарский [9, с. 30].
Проблему формирования интереса к музыке у шестилетних учащихся в условиях комплексного подхода исследовала и М. Давыдова. По ее мнению, развитие мыслительной активности, эмоциональности, творческого потенциала будет эффективным при условии одновременного музыкального воспитательного воздействия в трех сферах жизни ребенка: во время учебных занятий, в группе продленного дня и в семье. В основу методики положена система формирования интереса к обучению на базе организованного контакта учащихся с окружающим миром вещей и событий В. Сухомлинского, поскольку применение в комплексе урока музыки, клубного времени и домашнего досуга реализует развитие жизненного опыта детей и способствует эффективному формированию в них интереса к музыке [15, с.122].
Мы соглашаемся с автором по поводу того, что сквозное изучение музыки в течение всего дня является очень важным фактором оптимизации системы музыкального образования детей. Стоит заметить, что идея комплексного подхода к музыкальному обучению детей младшего школьного возраста остается актуальной и на сегодня.
Ее можно реализовать в триаде: музыкальное занятие (урок), кружковая деятельность и просветительская работа с родителями в аспекте их ознакомления с силой воздействия музыки на развитие и становление детской личности.
Использование музыкальных уроков для воспитания толерантности как принципа отношений между людьми разных национальностей и культур у детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного пространства предлагает Е. Койкова. С позиции автора музыкальное искусство может выступать средством формирования толерантного отношения к людям других национальностей [19, с.207]. Во время восприятие музыкального произведения или его исполнение происходит принятие автора или героя произведения. У учеников появляется возможность в выражении сочувствия автору или главному герою произведения, вследствие чего возникает желание помочь другому ученику в исполнительской деятельности. Перенос такого поведения в сферу реальных отношений, по мнению автора, способствует воспитанию у детей младшего школьного возраста конструктивного взаимодействия со сверстниками независимо от их национальности, религиозной и социальной принадлежности. Предложенная методика предусматривает применение таких методов и приемов: метод побуждения к сопереживанию эмоционально-смысловой интонации, метод конструктивного диалога, приемы импровизации интонации, пластической интонации, театрализации, «персонализации»; воспитание таких качеств личности младшего школьника как единство с другими, забота о другом человеке и справедливость в отношениях между людьми; формирование эталонов понимания и принятия одним человеком другого в двух формах эстетической деятельности: восприятии музыки и исполнении музыкальных произведений [7, с.128].
Проанализированное исследование является еще одним подтверждением наличия большого потенциала влияния музыки на различные аспекты человеческой жизни.
Толерантное отношение к людям занимает важное место в процессе гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса
2.2 Сущность, содержание и методы музыкального обучения, направленного на развитие интереса к музыке детей 6-10 лет
В теории педагогики искусства музыкальная обученность детей дошкольного и младшего школьного возраста занимает важное место и является одной из главных задач художественного образования. Однако беспристрастный анализ практической деятельности педагогов музыкантов в системе дошкольного и начального школьного образования свидетельствует о преимущественном направлении музыкальных занятий дошкольников на подготовку к праздничным шоу-программам, а у младших школьников – формирование музыкальной осведомленности, развитие интеллектуальной сферы детской личности. Но музыка, передавая мир великих мыслей и чувств, обладает удивительной способностью вызывать эмоциональную реакцию личности и гармонизировать эмоционально-психологические состояния.
Использование музыкотерапии в процессе музыкального обучения дошкольников и младших школьников, решая существующие противоречия между теорией и практикой художественного образования, способствует оптимизации процесса музыкального обучения детей на основе раскрытия их саногенного (оздоравливающего) потенциала. В свою очередь разработка методологических основ музыкального обучения дошкольников и младших школьников с использованием музыкотерапии требует тщательного изучения феномена музыкальной обучаемости, уточнения ее сущности и содержания, определения ее структурных компонентов [14, с.58].
В исследовании музыкальная обученность определена как комплекс индивидуальных свойств человеческой личности, что предопределяет производительность музыкально-учебной деятельности и качество овладения музыкальным опытом. Высокий уровень музыкальной обученности позволяет человеку активно и эмоционально проявлять себя во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, оценивании, творчестве, а также делает возможным свободное ориентирование в сфере музыкального искусства, позволяет адекватно воспринимать и понимать музыку, придавать эстетической окраски духовной жизни личности.
Общие вопросы о музыкальном интересе освещался в диссертационных исследованиях в значительной мере авторами: В.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: учебное пособие / В.П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 128 с.
2. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста / В.Н. Андросова. – М.: Гардарики, 2016. – 163 с.
3. Блох О.А. Педагогика и психология музыкального творчества: учеб. пособие / О.А. Блох; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2011. – 160 с.
4. Бурлина Е Я. О понятии «музыкальный интерес» // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А.А.Фарбштейн. – Л.: Музыка, 2015. - Вып. 2. – С. 63-73.
5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – К.: Советская школа, 1978. – 252 с.
6. Волженцева И.В. Психология музыкального воздействия: учебное пособие для студентов вузов / И.В.Волженцева. – Донецк: Донбасс, 2011. – 347 с.
7. Вопросы музыкальной теории и педагогики / Гос. муз. – ин-т им. Гнесиных, Горьк. муз. консерватория им. М.И. Глинки; [ред. В.М. Цендровский и др.]. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 2014. – 215 с.
8. Давыдова М.А. Формирование интереса к музыке у шестилетних учащихся (в условиях комплексного подхода: школа – семья) : автореф. дисс… канд. пед. наук: спец. / М.А. Давыдова. – М.: 1990. – 14 с.
9. Еманова И. Разнообразия музыкальных стилей – детям / И.Еманова // Дошкольное воспитание. – 2010. - №10. – С.28-32.
10. Золотарева А. Музыкально-терапевтические игры как средство оздоровления младших школьников / А.Золотарева // Искусство и образование. – 2011. - №4. – С. 28-41.
11. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум: учеб. пособие / Е.Р. Ильина. – М.: Акад. проект: Альма Матер, 2014. – 415 с.
12. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 280 c.
13. Крутецкий В.А. Интерес / Российская педагогическая энциклопедия в 2 т. / гл. ред. Давыдов В.В. –М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – т.1. 373 с.
14. Музыкальная педагогика и психология: сб. науч. ст. Вып. 10 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; [науч. ред. Л.С. Зорилова]. – М.: МГУКИ, 2010. – 270 с.
15. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. Вып. VIII / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: МГУКИ, 2015. – 144 с.
16. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. – Ч. 3 / Моск. гос. ун-т культуры; науч. ред.: Л.С. Зорипова, М.Б. Сидорова. – М.: Высь, 2014. – 101 с.
17. Музыкальная педагогика. Исполнительство: сб. ст. – Вып. IV / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; науч. ред. Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова. – М.: Гардарики, 2013. – 126 с.
18. Музыкальная педагогика / науч. ред.: Л.С. Зорилова, М.Б. Сидорова; редкол.: Л.А. Дощенко и др. – М.: 2010. – 133 с.
19. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика / Д.К. Кирнарская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с
20. Науменко С. И. Психология музыкальной деятельности: монография / С. И.Науменко. – Черновцы: ЧП «Издательский дом «Родовид», 2015. – 408 с.
21. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыкальных педагогических университетов, консерваторий и гуманитарных вузов / Г.П. Овсянкина. – СПб.: Издательство «Союз художников», 2007. – 240 с.
22. Овчинникова Т. Музыка здоровья / Т.Овчинникова. – СПб.: Союз художников, 2004. – 141 с.
23. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. Педвузов / М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Высь, 2017. – 368 с.
24. Побережная Г. И. Музыка в детской душе / Г. И.Побережная. – К.: Рада, 2007. – 80 с.
25. Протасова С. Музыка в жизни ребенка и в Вальдорфской школе / С. Протасова, С. Копыл // Музыка в школе. – 2003. - № 5-6. – С. 60.
26. Халабузарь П.В. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие / П.В. Халабузарь, В.С. Попов. – 2-е изд.; перераб. и доп. – СПб.: Лань, 2012. – 222 c.