Фрагмент для ознакомления
2
Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. И это же подчёркивает эксклюзивность преподавания.
Применение информационно — коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное — эксклюзивным. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
В процессе использования эксклюзивные свойства музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку.
1.2 Возрастные особенности творческого развития младших школьников на основе педагогических технологий
Научные исследования в области педагогики показали, что современные дети живут в своем «виртуальном» мире компьютерных игр, телевидения и Интернета. В первую очередь такая тенденция сказывается на потери внимательности, усидчивости, ухудшается память и общее эмоциональное состояние ребенка. Немало примеров можно привести с детьми младшего школьного возраста, подростков, разрушивших свою психику зависимостью от новомодных гаджетов. Дети становятся легковозбудимыми или, напротив, слишком заторможенными.
Ученые в сфере педагогики и психологии приходят к единому мнению о том, что личность ребенка формируется в детском возрасте. Детский сад и школа формируют основные задатки личности, характер, модель поведения.
«До сих пор вопрос о том, как сформировать идеалы, убеждения, эстетические чувства, социальную ориентацию личности, требует корректировки. Именно поэтому формирование психологических механизмов «идеологического иммунитета» личности необходимо проводить через закрепление положительных социальных установок, через идеалы, убеждения, духовные и эстетические чувства» [15, с. 204].
Творческие способности – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте; психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из познавательных процессов, характерный высокой степенью наглядности и конкретности.
Научные труды И.В. Лукиной позволили нам выделить следующие критерии для оценки уровней развития творческих способностей учащихся начальной школы:
Когнитивно-эмоциональный критерий – выявляет способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов; характеризует степень вовлеченности в творческий процесс – силу эмоциональных откликов на творческое задание, что отражается в творческом продукте, подчеркивая его оригинальность, экспрессию, разработанность.
Личностно-креативный критерий – указывает на способность к активизации своего творческого потенциала – использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно (индивидуальная стратегия).
Мотивационно-ценностный критерий – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.
Деятельностно-процессуальный критерий – отражает применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат.
Рефлексивный критерий – раскрывает способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию, объективной критике своих творческих достижений и чужих; определяет развитие внутренней позиции творца [20].
Охарактеризуем уровни развития творческих способностей младших школьников.
1. Низкий уровень. Ребенок испытывает трудности при выполнении задания: поиск различных вариантов получения результата занимает длительное время, иногда остается безрезультатным. Ребенок не испытывает увлеченность предстоящей творческой работы, пассивен, отсутствует интерес к коллективной работе, замкнут. Мышление инертно. Предлагаемые образы малоинтересны, не проработаны. Ребенок избегает заданий повышенной сложности, не проявляет интереса к проблемно-поисковым типам задач. Он испытывает трудности с организацией самостоятельной работы, поэтому практически всегда нуждается в помощи учителя или товарищей. Освоение им способов творческой деятельности идет крайне медленно, поэтому он предпочитает действовать по шаблону. Творческий продукт имеет незавершенный вид.
2. Средний уровень. Ребенок достаточно активен и справляется с заданиями на поиск различных вариантов получения результата. Интерес испытывает только когда понимает, что справится с заданием. За выполнение творческих работ берется с удовольствием, однако продуктивность недостаточно высокая. Ищет возможности выразить себя в творчестве, но интерес к нему непостоянен. Образы интересны, детализированы. Успешно взаимодействует с коллективом, но не всегда высказывает свою точку зрения, боясь критики. Ребенок предпочитает легким заданиям сложные, но в их решении не всегда настойчив. Интерес к проблемно-поисковым типам задач есть, но он непостоянен. Восприятие художественных произведений отличается живостью и эмоциональностью. Средний уровень характеризуется недостаточно развитыми навыками адекватной самооценки. Ребенок отзывчив, внимателен, но бывает нетерпелив и резок в общении.
3. Высокий уровень. Ребенку легко даются задания на выделение признаков, нахождение различных способов классификации, поиск различных вариантов получения результата, обнаружение и постановку проблем, генерирование большого количества идей, отдаленных ассоциаций, усовершенствование объекта, нахождение его нового использования. Его творчество самобытно, оригинально, несет отпечаток личности творца. В работе придерживается индивидуального темпа и стиля, умея подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. В помощи учителя не нуждается. Ребенок находится в постоянном поиске любых возможностей для выхода своей творческой энергии и получает удовлетворение скорее от самого процесса, чем от результата. Стремится рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны. Образы необычны, большое внимание к деталям. Умеет формулировать проблемы, ставить ясные четкие вопросы, приходить к обоснованным заключениям и решениям, проверять их, мыслить свободно, эффективно взаимодействовать с коллективом, видеть альтернативные пути решения проблемы и выбирать наиболее удачный из них. Ребенок независим, не боится критики, инициативен, настойчив. Творческий продукт имеет полностью завершенный вид. Навыки саморегуляции достаточно развиты, отсюда высокая продуктивность.
Творческая деятельность ребенка на данном этапе состоит из знаний, полученных в школе, а также повседневной жизни в семье. В этот период дети активно и смело решают творческие задачи, креативно подходят к выполнению своих привычных обязанностей.
Для возраста 6-8 лет характерен мыслительный процесс. В этот период у ребенка развит операциональный аспект, за счет которого творческое воображение основывается на аналитико-синтетической деятельности. Анализ материала младшим школьникам наиболее доступен, нежели синтез. Поэтому в этом возрасте легче решаются творческие аналитические задачи, чем синтетические. Еще одна особенность такого возраста в процессе развития творческого воображения – творческое воображение подчиняется словестному, дети пытаются решать задачи по уже заданному образцу. То есть ребенок не может мыслить вне заданных рамок, вне привычных трафаретов. Иногда ребенок не может словами выразить и обосновать мотивы творческого подхода, но это отнюдь не означает, что ребенок не может мыслить креативно.
По мнению автора книги «Радость творчества» О.А. Соломенниковой, важной частью развития творческих способностей в педагогической работе с детьми является ознакомление с музыкальным народным искусством. Народное искусство способно развить в ребенке любовь к культуре, внимательность; такие знания обладают эстетической и познавательной ценностью. «Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями» [35, с.3].
Развитые творческие способности у детей 6-8 лет способствуют хорошей обучаемости в школе. Музыкальные уроки, занятия лепкой, аппликацией помогают ребенку стать внимательным, усидчивым, ответственным, проявить свою индивидуальность. Исследования в области детской психологии показали, что художественно-творческая деятельность реализует лечебную функцию: избавляет от страхов и нервного напряжения, расковывает, смягчает обиды и негативное настроение. Важно отметить, что дети по-разному откликаются на занятия творчеством, поэтому главная
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллина Э.А. Теория музыкального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. нач. фак. пед. вузов /Э.А. Абдуллина, Е. В. Николаева. М. Академия, 2001. 352 с.
2. Айваз Е.Я. К вопросу о развитии творческой одаренности детей 6-9 лет в условиях интеграции разных видов искусств [Электронный ресурс] / Е.Я. Айваз. // Вестник МГГУ 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k- voprosu-o-razvitii-tvorcheskoy-odarennosti-detey-6-9-let-v-usloviyah-integratsii- raznyh-vidov-iskusstv (дата обращения 23.10.2018).
3. Брагина, О. Островок счастливого детства [Текст] / О. Брагина // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7.
4. Волгуснова Е.А. Развитие творческого воображения у младших школьников в зависимости от условий обучения [Текст]:/ Е.А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Научно- методический журнал – 2015. – Т.20. – С. 44-45.
5. Выготский Л. С. «Психология искусства» [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:, Директ-Медиа, 2014. – 578 с.
6. Голуб Э.И. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста средствами-музыкально-игрового фольклора. [Текст] / Э.И. Голуб // Культура и искусство: поиски и открытия. Материалы межрегиональной научной студенческой конференции (г. Кемерово, 25 апреля 2005 года) / ред. Н.Л. Прокопова. - Кемерово : КемГУКИ, 2006. - 196 с.
7. Давыдова, Е.А. Сущность и содержание понятия «нравственно- эстетическое воспитание» средствами музыкальной наглядности в процессе изучения иностранного языка в начальной школе [Текст] / Е. А. Давыдова // Наука и школа. – 2013. – № 2.
8. Дормашев Ю.Б. Общая психология. Тексты : в 3 тт. [Текст] /Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин, В.В. Петухов; под ред. В.В. Петухова. Когито- Центр, 2013. – 3 тт.
9. Дормидонтова, Л.П. Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора [Текст] / Л. Дормидонтова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3.
10. Дормидонтова, Л.П. Формирование творческих способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора [Электронный ресурс] / Л.П. Дормидонтова // Библиотека диссертаций. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tvorcheskih-sposobnostej-u- detej-5-8-let-sredstvami-muzykalnogo.html (дата обращения 02.09.2018)
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин – Питер, 2007.- 368 с.
12. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст] / А.Я.Дудецкий. – Смоленск, 2004. - С.214.
13. Зимина А.Н. Новые подходы к процессу воспитания творческой направленности ребенка на основе музыкального материала. [Текст] / А.Н.Зимина.– М.: Дошкольное воспитание, – 2010. – № 9. – С.95-98.
14. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пр., 2013
15. Картавцева М.Т. Психолого-педагогический аспект исследования креативности в концепции музыкального воспитания, развития детей и подростков. [Электронный ресурс] / М.Т. Картавцева // Вестник МГУКИ – 2008 – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy- aspekt-issledovaniya-kreativnosti-v-kontseptsii-muzykalnogo-vospitaniya- razvitiya-detey-i-podrostkov (дата обращения 14.10.2018)
16. Комарова Т.С. Школа эстетическоговоспитания. [Текст] / Т.С.Комарова. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 418 с.
17. Конышева Н.М. Методика обучения изобразительному искусству младших школьников [Текст] / Н.М.Конышева. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 192 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 2009. 484 с.
19. Куланина, И.Н. Использование музыки как средства адаптации детей к школе Текст. / И.Н. Куланина // Школа эстетического воспитания;отв. ред. Т.С. Комарова. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом «Зимородок», 2006. -418 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
21. Лукина И.В.. Возможности формирования в младшем школьном возрасте навыка аналитического мышления в процессе восприятия музыки [Текст] / И.В.Лукина. М: Академия развития, 2001. 130 с.
22. Миргазизова А.Б. Развитие творческих способностей детей: обучение детей второй мл. группы технике рисования бросовым материалом [Текст] / А. Миргазизова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12.
23. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей: пособие для родителей и педагогов [Текст] / М.А. Михайлова. Ярославль, Акад. Развития, 1997. 134 с.
24. Музыкальное и художественное образование детей и юношества : проблемы и поиски [Текст] : материалы четвертой всерос. науч.-практ. конф. аспирантов, соискателей и студентов 21-22 апр. 2011 г., г. Екатеринбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования ; отв. ред. К. П. Матвеева. – Екатеринбург: [б. и.], 2011. 180 с.
25. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. М.: Наука, 2007. 483 с.
26. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-detei-rannego-vozrasta- inostrannomu-yazyku-v-protsesse-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz5aCoMWFkh
27. Немов Р.С. Психология: [Текст] учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. / Р.С. Немов // М.: Владос, 2010. 365 с.
28. Нефедьева Н.В. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника [Текст] / Н.В.Нефедьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. – 512 с.
29. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов/ Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт: МГППУ, 2011. - 460 с.
30. Петухов В.В. «Общая психология» [Текст] / В.В. Петухов. М.: Когито-Центр, 2013. – 616 с.
31. Ситникова О. В. «Педагогика и методика развития художественной деятельности детей». Учебно-методическое пособие. [Текст] / О.В. Ситникова. М. – Берлин: Директ-Медиа, 2016 . – 107 с.
32. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]. Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 304 c.
33. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: монография / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2012. – 663 с.
34. Соломенникова О. А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - 2-е изд., испр. и доп. / О.А. Соломенникова. М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
35. Степанова А.В. Руководство детским художественным творчеством и воспитание творческой личности [Текст] / А.В. Степанова. М.: Мозаика- Синтез, 2010. – 352 с.
36. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. 285 с.
37. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления [Текст] / Ю.Г. Тамберг. Екатеринбург: У Фактория, 2004. 138 с.
38. Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. [Текст] / Б.М. Теплов //Известия Академии педагогических наук РСФСР. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. – 168 с.
39. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. М: Наука, 2003. – 345 с.
40. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]. Учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Academia, 2014. - 336 c.
41. Федина О.В. «Мир фантазии. Размышляем, рассуждаем, решаем [Текст] / О.В. Федина. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018, 64 с.
42. Фриман Дж. Как развить таланты ребенка [Текст] / Дж. Фриман. М.: ТОО «Центр "ПРО"» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995.
43. Храпик В.А. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. [Текст] / В.А.Храпик // Материалы II межрегиональной научно-практической конференции 14–15 апреля 2015 г.: сборник материалов / отв. ред. О.И. Ключко. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 504 с.
44. Чернецкая, Н. И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков [Текст] / Н.И. Чернецкая // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова . 2009. – №3. – 150 с.
45. Черникова Н.В. Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников в контексте эстетической культуры. [Электронный ресурс] / Н.В. Черникова // Педагогика начального образования: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции 27–28 апреля 2017 года / под общ. ред. Е.Н. Землянской; Московский педагогический государственный университет. Институт детства [Электронное издание]. – Москва: МПГУ; 2017. URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/30132 (дата обращения 01.05.2020).
46. Шиян О. А. Развитие творческого воображения. Работаем по сказке [Текст] / О.А. Шиян. М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с