Фрагмент для ознакомления
2
1.2. СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ КАК МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Стоит заметить, что на практике реализация функций контроля происходит и в неправовых (организационных) формах, но они тесно связаны с правовым и в большинстве случаев юридически регламентированы, хотя сами по себе непосредственно правовых последствий не несут.
Так, в научной среде существует разделение на законотворческую, правоприменительную, регулятивную и правоохранительную формы управления.
Правотворческая форма управления, по мнению Ю.Н. Старилова, связана с осуществлением контрольной функции управления и признана охранять установленный порядок управления, предотвращать свои в системе управления, обеспечивать законный режим функционирования органов управления и должностных лиц.
Но стоит заметить, что будет не правильным отождествлять контроля только с правоохранительной функцией, так как он активно используется также и в законотворческой, правоприменительной и регулятивной формах управления [18].
Стоит отметить вторичный характер контроля от первичной деятельности.
Контроль в данном случае осуществляется по поводу отношений, которые возникли при исполнении различных государственно-управленческих задач. Данные отношения составляют предмет контрольного воздействия, их отсутствие делает контрольную деятельность невозможной [24].
В государственном управлении контроль находится в взаимосвязи с другими функциями управления и вместе с тем необходим для оценки соответствия осуществления этих функций заданиям, поставленных на стадии целеполагания.
При наличии необходимо информации государственный орган принимает решения относительно своевременного устранения выявленных проблем, что приводит нас к этапам законотворчества, законоприменения или регулирования.
Плодотворной можно назвать попытку выделения контроля в общем управленческом цикле, где контроль рассматривается с позиции функции управления, для которой характерна система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов воздействия субъектов на объект, запущенных отклонений, корректирование [27].
Так, Ю.А. Тихомиров, контроль рассматривает в качестве проверки соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, планов и решений, то есть начало деятельности по оценке фактически осуществляемого процесса. Стоит заметить, что в данном случае, правда, контроль служит своеобразным «продолжением» только одной функции управления – принятых решений, но в то же время неоправданно расширяется оценочная функция контроля.
В России изучение общественного контроля за деятельностью государства стало возможным в постсоветское время с учетом провозглашения и конституционного закрепления демократических ценностей. Впервые термин «общественный контроль» использовался по отношению к экологическому контролю, однако долгие годы общественный экологический контроль не имел самостоятельного значения и был придатком системы государственных контрольных органов».
Ныне термин «общественный контроль» встречается в Земельном кодексе Российской Федерации, в Федеральных законах от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и др., однако определение общественного контроля не закреплено в законодательстве Российской Федерации. Вследствие чего в науке существует множество мнений по данному вопросу.
Публичный характер государственного контроля взаимосвязан с одним из основных принципов контрольной деятельности – гласностью. На этом фоне контроль необходимо рассмотреть и в ином виде – как общественный контроль за деятельностью самих государственных органов. Осуществление контроля со стороны народа является способом сочетания прямой демократии и представительной власти. Данный контроль может быть осуществлен как всеми гражданами непосредственно, так и через массовые общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, самодеятельные организации населения и т.д. Как было отмечено Е.В, Шориной, «Независимо от формы суть народного контроля едина: она состоит в том, что… право контроля за основными сторонами государственной и общественной деятельности принадлежит народу, что это право осуществляется гражданами как через представительные органы власти, общественные организации, так и непосредственно» [23].
Принцип подконтрольности органов государственной власти народу непосредственно и ответственность данных органов перед ним должен иметь четкое закрепление в отечественном конституционном праве. Гласность при осуществлении контроля является важным средством развития демократизации управления, повышения эффективности и функционирования каналов обратной связи. Стоит заметить, что гласность не стоит отождествлять с информационным произволом, что, как следует, требует от нее учета требований конфиденциальности, обеспечения сохранности государственной тайны.
Рассматривая целесообразность или цели общественного процесса вообще, необходимо учитывать тот факт, что она может быть реализована только при наличии согласования целей и интересов всех (большинства) членов общества. Последняя точка зрения рассматривает контроль как разновидность юридического процесса. Юридический процесс – это правовая форма деятельности органов государства, общественных организаций и должностных лиц, выражающаяся в совершении юридически значимых действий по наблюдению и проверке соответствия исполнимости и соблюдения подписаний субъектами нормативно-правовых предписаний и пресечению правонарушений. Структура контрольной деятельности включает в себя несколько стадий [7].
Е.В. Шорина выделяет три таких стадии: «стадия констатации, то есть установления фактического состояния дел; стадия анализа, то есть сравнение фактического состояния дел с заданным режимом и оценки характера допущенных отклонений; стадия разработки мероприятий по улучшению и корректировки процесса управления, принятия мер к их реализации». В другой юридической литературе можно встретить иные точки зрения, так В.М. Горшенев и И.Б. Шахов выделяют «…с точки зрения конкретного назначения форм деятельности органов государства применительно к каждому органу... можно различать: деятельность по планированию, организаторско-исполнительскую деятельность и контрольную (или надзорную) деятельность». Стоит заметить, что отличие их составляет не в содержательном аспекте, а в количественном. Понимание контроля как юридического процесса позволяет осознавать назначения, цели контрольной деятельности, его место и роль в системе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев Д.Б. Концепция развития государственного контроля как способа обеспечения режима законности в государственном управлении // Административное и муниципальное право. 2016. № 5 (101). С. 410-416.
2. Арутюнова С.Э. Морально-этические особенности статуса государственных служащих // Правовая культура. 2017. № 1 (28). С. 14-19.
3. Арутюнова С.Э. Особенности современной государственной службы // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 4. С. 78-80.
4. Ахадова Д.Ф. Положительный опыт функционирования системы общественного контроля органов государственной власти // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 185-188.
5. Беляев А.М. Некоторые аспекты повышения открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 35-38.
6. Богатырев Е.Д. Обеспечение открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю в процессе реализации принципа информационной открытости федерального органа исполнительной власти // В сборнике: Государственное управление и развитие России: модели и проекты сборник статей Международной научно-практической конференции. Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2017. С. 248-258.
7. Бондарчук И.В. О практике применения статьи 28 федерального закона "об общественных объединениях" на территории республики Крым // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1 (86). С. 41-46.
8. Брянцев И.И., Евстифеев Р.В. Проблемы оценки эффективности институтов государственно-общественного управления (на примере общественных палат владимирской и саратовской областей) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 1. С. 115-136.
9. Василевич Г.А. Сочетание мер правового и общественного воздействия - важнейший фактор противодействия коррупции // В сборнике: Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления сборник материалов Международной научно-практической конференции. ответственный редактор Т.Н. Михеева. 2016. С. 39-47.
10. Ветчинова В.Ю. Реформа государственной службы и общественный контроль // Политика, экономика и инновации. 2016. № 1 (3). С. 2.
11. Галицкий Р.В., Клочихин В.А. Вопросы правового регулирования института общественных советов при министерстве внутренних дел российской федерации и его территориальных органах // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 1 (54). С. 35-38.
12. Государственная политика реформирования гражданской службы Российской Федерации: потенциал участия независимых экспертов / Меркулов П.А., Васютин Ю.С., Малахова О.В. // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 6. С. 132-140.
13. Государственное управление и развитие России: модели и проекты: сборник статей Международной научно-практической конференции / Институт государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2017. Том 1.
14. Государственный аудит: экономика, управление и право. Москва, 2016.
15. Грабельных Т.И. «Рационализация» экспертно-аналитического подхода в реализации программно-целевых технологий в деятельности органов государственного управления в сложных условиях // В сборнике: Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.А. Журавлевой, О.А. Полюшкевич, В.Ю. Митусова. 2020. С. 120-122.
16. Дадаев О.А. Организация финансового контроля в республике Дагестан // В сборнике: Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса: в 2 частях. 2017. С. 106-109.
17. Дадаев О.А. Особенности организации финансового контроля в общественном секторе экономики в республике Дагестан // В сборнике: Экономист года 2017 сборник статей VI Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 130-133.
18. Добробаба А.В. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // В сборнике: Конституционная и административная реформы в России: проблемы и перспективы материалы межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 10-16.
19. Жанузакова Л.Т., Досжанова М.Т. Право граждан на равный доступ к государственной службе в контексте современных реформ // Вестник университета Туран. 2017. № 2 (74). С. 267-270.
20. Ищенко О.В. Деятельность общественных советов при органах исполнительной власти ХМАО-Югры в сфере охраны природных ресурсов // В сборнике: Северный морской путь, водные и сухопутные транспортные коридоры как основа развития Сибири и Арктики в XXI веке cборник докладов XX Международной научно-практической конференции. 2018. С. 7-12.
21. Кессиди М.А., Лоскутов Н.В. Проблемы организации общественного контроля в российской федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-1 (60). С. 119-122.
22. Коломытцев Н.А., Одинцова Л.Н. Общественный контроль за деятельностью полиции и уголовно-исполнительной системы России // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2 (27). С. 39-46.
23. Коробейникова Л.С., Володина М.С. Анализ взаимодействия субъектов контрактной системы в области управления закупками // Современная экономика: проблемы и решения. 2016. № 4 (76). С. 93-102.
24. Короткая А.А., Петрушина О.М. Специфика валютного контроля в современный период // Colloquium-journal. 2020. № 6-7 (58). С. 12-15.
25. Лапшин А.В. Реализация контрольно-надзорной функции в государственном и муниципальном управлении // В сборнике: Социально-экономические и правовые системы стран евразийской экономической интеграции Материалы Международной научно-практической конференции. Научное текстовое электронное издание локального распространения. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий. 2020. С. 204-213.
26. Лопатина Т.М. Роль общественного контроля в современных условиях // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 49-52.
27. Лукичев К.Е. Теоретические аспекты предмета правового регулирования открытости государственной гражданской службы и ее доступности общественному контролю в Российской Федерации // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития государственного и муниципального управления сборник научных статей, подготовленный в рамках III международной научно-практической конференции. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. 2016. С. 221-224.
28. Луценко Е.Л., Рыбакова М.Е. Общественный контроль над деятельностью органов государственной и муниципальной власти // Постулат. 2017. № 7 (21). С. 25.
29. Масловская М.В., Забненков А.В. Муниципальная милиция: опыт регионов // Проблемы права. 2017. № 5 (64). С. 68-72.
30. Методология системной оценки эффективности деятельности региональной и муниципальных властей: опыт реализации в ульяновской области / Ананьева О.В., Гайнанова Н.Г., Газизова К.М. // Вестник Екатерининского института. 2020. № 1 (49). С. 11-17.
31. Официальные интернет-сайты ФСБ России и Росгвардии как инструмент общественного антикоррупционного контроля (сравнительно-правовой анализ) / Арутюнян Т.И., Назарова И.С., Шеншин В.М. // Право в Вооруженных силах. 2020. № 1 (270). С. 32-40.
32. Попова В.В. Контроль и надзор как методы государственного управления и защиты прав и свобод граждан // В сборнике: концепции и модели устойчивого инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 108-110.
33. Рогозин Д.М. Социальный порядок в российской исполнительной власти // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2016. № 1. С. 16-25.
34. Смирнова А.А. Коррупция на государственной службе Российской Федерации как угроза государству // Символ науки. 2017. Т. 1. № 3. С. 217-218.
35. Спицына А.О., Ягерь Е.В. Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти // В сборнике: современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 9-й Международнойнаучно-практической конференции. 2020. С. 117-122.
36. Средства массовой информации и права человека / Ишмуратов Д.Р., Хайбуллин Р.Р., Ишмухаметов А.Х. // Colloquium-journal. 2020. № 2-13 (54). С. 187-188.
37. Тимофеева О.В. Борьба с коррупцией в органах государственной инспекции безопасности дорожного движения // Oeconomia et Jus. 2016. № 4. С. 76-82.
38. Усоян М.Х. К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы // Молодой ученый. 2020. № 6 (296). С. 146-149.
39. Федорова И.Ю. Взаимодействие государства и институтов гражданского общества в развитии финансового механизма государственных и муниципальных закупок // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 2. С. 102-110.
40. Шарифуллина Л.Р., Ляшенко С.М. Надзор и контроль в сфере техносферной безопасности: Учебное пособие / ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты". Химки, 2016.
41. Шумик Е.Г., Куприянов Б.Е. Проблемы становления и перспективы развития общественного контроля в государственных закупках // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2016. Т. 26. № 3. С. 59-65.
42. Щербинина Л.Ф. Отдельные аспекты контрольной деятельности законодательного органа власти субъекта федерации в юридическом образовании: правовой контекст // Философия образования. 2016. № 6 (69). С. 89-94.
43. New trends of internal state audit organization / Zhakypbekov S.Zh., Satymbekova K.B., Akhmetova S.S. // Вестник университета Туран. 2017. № 2 (74). С. 141-144.