Фрагмент для ознакомления
2
них нужно использовать два параметра - размер возможного ущерба и вероятность его наступления, отвечающие соответствующей проблеме.
Так, например, нехватка квалифицированных кадров в ИКТ может быть оценена возможными потерями, которые, в свою очередь, могут быть оценены через прямые и косвенные потери, а также через вероятность наступления этих потерь. К возможным отрицательным последствиям цифровизации для российской экономики и общества можно отнести сокращение общего по стране количества рабочих мест. Переход на новые тренды экономического развития всегда сопровождался снижением числа занятых, что неизменно актуализировало переподготовку кадров, и оставляет эту проблему острой и на настоящий момент, появление недобросовестных пользователей новых услуг, появление которых (услуг) вызвано цифровизацией, цифровое мошенничество, пиратство и распространение вредоносного контента, под которым контентом, понимается все, что поддается оцифровке.
Каждое из перечисленных возможных отрицательных последствий также может быть описано параметрами риска - возможным ущербом (потерями) и вероятностью наступления. Практическое применение цифровых технологий также может привести к появлению новых рисков:
- риски несовершенства, неподготовленности нормативно-правовой базы, сопровождающей и обеспечивающей протекание процессов цифровизации (риски, связанные с незащищенностью собственности, отсутствием независимого суда, отсутствием процедур регулирования всех процессов, сопутствуя цифровизации). В телевидении, радио, кино и прессе, в издательской деятельности, при разработке программного обеспечения цифровизация и появление интернета привели к большим нарушениям авторских прав, пиратскому использованию информации и обусловленной им (пиратством) потерей инвестиций в эти сферы;
- риски злоупотребления технологиями и связанными с цифровизацией новыми возможностями, с несанкционированным использованием чужой информации, с использованием ресурсов. Подтверждением значимости группы рисков является возрастающая киберпреступность - взлом устройств IT, атаки на мобильные устройства и финансовые мобильные приложения как части инфраструктуры дистанционного банковского обслуживания и платежных систем, атаки на смарт-контракты;
- сопутствующие риски, появление которых обусловлено изменением на основе цифровизации существующих ранее технологий, а также совершенствованием действующих ранее и созданием новых бизнес-моделей. В процесс цифровизации могут быть включены новые составляющие, которые привнесут в него дополнительные риски. Примером являются риски рынка криптовалюты, реализуемого на основе применения такой цифровой технологии, как блокчейн.
В целом влияние цифровизации определяет, например, группы рисков, обусловленных наличием и/или появлением вызовов тренда цифровизации, возможных угроз, обусловленных этими вызовами, возможных отрицательных последствий цифровизации, сложностей перехода к цифровым технологиям, проблем и практического применения цифровых технологий. Для снижения, элиминирования групп выделенных рисков необходима разработка программ управления ими.
Внедрение этих программ вместе с другими программами управления цифровизацией на уровнях экономической и социальной жизни позволит воспользоваться преимуществами цифровизации и вывести национальную экономику и социальную сферу страны на эффективный уровень. Как современный тренд развития мировой экономики и общества цифровизация на различные страны оказывает разное влияние. От степени воздействия цифровизации на национальную экономическую и социальную жизнь зависит место каждой страны в мировом сообществе.
Большая роль в управлении цифровизацией на национальном уровне отводится государственному уровню - надо не только осознавать ситуацию, но и принимать конкретные меры по организации процессов цифровизации, нормативно-правовому регулированию, финансированию и эффективному управлению. Основополагающими документами цифровой трансформации российского общества и экономики являются «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 9.05.2017 №203 2 , и программа «Цифровая экономика РФ», принятая распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 №1632-р «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы».
Провозглашая цель стратегии как формирование в России общества знаний, данный документ уделяет особое внимание определению целей, задач и мер по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, а также - формированию национальной цифровой экономики, обеспечению национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
Программа «Цифровая экономика РФ» направлена на создание условий для развития общества знаний в РФ, а также на повышение благосостояния и качества жизни граждан на основе повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных и муниципальных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.
Целями программы являются создание такой экономики, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, для цифровизации создаются достаточные условия институционального и инфраструктурного характера и на ее основе обеспечивается повышение конкурентоспособности на глобальном рынке всей российской экономики и ее отдельных отраслей.
Для получения положительных результатов влияния тренда цифровизации в России необходимо управление аспектами экономической и социальной жизни, которое обеспечивало бы выполнение требований цифровизации как тренда эффективного развития экономики и общества - только в этом случае цифровизация приведет к ожидаемым положительным результатам.
Создание возможностей для реализации предпосылок цифровизации как благоприятных условий, способствующих ее положительному воздействию на экономическую и социальную жизнь России, составление и реализация программ управления преимуществами цифровизации, выявление вызовов, угроз, проблем и возможных отрицательных последствий цифровизации, а в целях повышения эффективности влияния цифровизации как тренда развития мировой экономики и общества.
Процесс цифровой трансформации муниципального управления в России ведется с 2008 года, с утверждения Президентом РФ «Стратегии развития информационного общества в РФ».
Для выполнения данной стратегии была разработана государственная программа «Информационное общество 2011-2020 гг.», которая направлена на создание эффективного использования информационных технологий, в том числе в сфере муниципального управления. При подготовке Министерство связи и массовых коммуникаций РФ учитывало мировой опыт формирования и реализации подобного рода программ. «Информационное общество» - первая программа в рамках перехода к программным принципам формирования бюджета страны. Программа охватывает отрасли и сферы деятельности, имеет целью повышение прозрачности, управляемости, обеспечение устойчивости и конкурентоспособности экономики страны.
Подпрограмма «Информационное государство» имеет целью переход к цифровизации функций г муниципального управления на основе:
- развития электронного правительства;
- повышения качества муниципального управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;
- оказания услуг на базе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения;
- развития сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры;
- поддержки региональных проектов в сфере информационных технологий.
За период 2008-2017 годы Россия смогла достичь значимого прогресса в реализации концепции электронного правительства. Получили развитие функциональные центры и Единый портал государственных услуг, началось формирование системы межведомственного электронного взаимодействия государственных информационных ресурсов, создана и функционирует единая информационная система государственных и муниципальных закупок.
Уровень удовлетворения граждан качеством предоставляемых государственных услуг достиг в 2017 году 86,4%.
Рассмотрим, как цифровизация затронула сферу государственных и муниципальных закупок. Правовое регулирование экономических отношений в данной сфере началось с поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (изм. от 27.12.2018 №512-ФЗ). Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 31.12.2017 №504-ФЗ внесены поправки в №44-ФЗ, регламентирующие проведение процедур определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей в электронной форме.
Поправками предусмотрено, что в электронной форме могут проводиться открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений. Закрытые закупки тоже могут быть электронными по решению Правительства РФ. При этом с 01.07.2018 года проведение электронных процедур - являлось правом заказчика, а с 01.01.2019 года - обязанностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Литература
1. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные вопросы. - М.: Экономика, 2017, 302 с.
2. Атоян А. Информационная культура в условиях информатизации общества. - М.: ИЦ Владос, 2018, 390 с.
3. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2015, 658 с
4. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Дело, 2017, 128 с.
5. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ, 2016, 551 с.
6. Саак А.Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления Учебник для вузов. 2-е изд.(+CD). - СПб.:Питер, 2018 г.
7. Сергеев М. Информатизация начинается с местного самоуправления. Современный механизм управления регионом: «Электронное правительство» Материалы всероссийской конференции. Калининград, Ред.Ильиной К.В. 29-30 мая 2018 года.
8. Систер В.Г. Информационные технологии на службе города // Информационное общество, 2018. №14.
9. Шубин А.В., Есипов М.А., Кристальный Б.В. Единая государственная система упрвления и передачи данных (ЕГСУПД) и ее законодательное обеспечение («Электронная Россия 2002-2010 годы)»)//Информационные ресурсы России. - 2016-№1.
10. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. - М.: Экономика, 2017, 382 с
Электронные ресурсы
11. Вахитова А.З., Иванов И.А., Кузяшев А.Н., Рыбкина Е.К. Актуальные вопросы проектирования рабочего места // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 279-281. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579630 (дата обращения: 02.05.2020).
12. Виды информационных технологий // [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1774325/informatika/vidy_informatsionnyh_tehnologiy (дата обращения: 02.05.2020).
13. Гумеров Э.А., Кузяшев А.Н., Шаяхметов И.Ф. Криптовалюта - новая парадигма мировой экономической системы // Экономика и управление: научно-практический журнал. - Издательство БАГСУ при главе РБ. - Уфа.- 2018. - № 4(142)., С.104-108. ISSN: 2072-8697- [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35359957 (дата обращения: 02.05.2020).
14. Зуденкова С.А. Информатизация органов государственного и муниципального управления // Научный журнал «Дискурс». Экономические науки. 2018. № 1 (15) [Электронный ресурс ]. URL: http://uchilegko.info/computer-science/vidy-i-svoystva-informacii (дата обращения: 02.05.2020).
15. Информационно-аналитическая поддержка процесса разработки и принятия решений. // [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/2530907/page:17/ (дата обращения: 02.05.2020).
16. Кузяшев А.Н., Саитгареева Р.Ш. Перспективы внедрения механизмов реинжиниринга бизнес-процессов в современных предприятиях // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 96-98. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508795 (дата обращения: 02.05.2020).
17. Пайдиев К.Е., Кузяшев А.Н. Профессионализм и возраст // Colloquium-journal. 2019. № 25-4 (49). С. 65-67. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41522759 (дата обращения: 02.05.2020).
18. Решетников М.А., Кузяшев А.Н. Актуальность теории Адама Смита // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 15 (33). С. 783-785. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41579652 (дата обращения: 02.05.2020).
19. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Электронное обучение с применением технологий 1С // Преподавание информационных технологий в российской федерации. Материалы Семнадцатой открытой Всероссийской конференции. С. 422-424. Ответственный редактор А. В. Альминдеров. 2019. Издательство: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Новосибирск). - [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41310794 (дата обращения: 02.05.2020).
20. Саитгареева Р.Ш., Кузяшев А.Н. Современный подход менеджмента к проблемам российских промышленных предприятий // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 13 (31). С. 21-23. Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41508769 (дата обращения: 02.05.2020).