Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических трудностей и ресурсов педагогов инклюзивного образования
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению психологических трудностей и ресурсов педагогов инклюзивного образования
Цель эмпирического исследования: выявить психологических трудностей и ресурсов педагогов инклюзивного образования.
Задачи:
1) подобрать экспериментальную группу (ЭГ) педагогов, работающих в инклюзивном образовании;
2) подобрать диагностические методики по выявлению психологических трудностей и ресурсов педагогов инклюзивного образования;
3) разработать и провести в ЭГ констатирующий эксперимент;
4) проанализировать результаты эксперимента.
Подберем экспериментальную группу (ЭГ) – 25 человек, из числа педагогов, работающих в инклюзивном образовании. Для выявления психологических трудностей и ресурсов педагогов инклюзивного образования, воспользуемся рядом диагностических методик.
Методика №1. Анкета «Исследование психологических трудностей педагогов инклюзивного образования».
Стимульный материал к методике представлен в приложении 1.
Методика №2. Опросник оценки ресурсов совладания со стрессом (Coping Resources Inventory for Stress (CRIS)). Автор К.Б. Матени, адаптирован А.В. Махначом и Ю.В. Постыляковой.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 2.
Инструкция: прочитайте утверждение и поставьте галочку в ячейку, указывающую на балл, на который это утверждение может быть отнесено к вам от 1 до 4. При этом 1 балл – утверждение полностью не относится к вам, 4 балла – утверждение полностью характеризует вас.
Опишем шкалы:
1) Уверенность. Включает веру в собственные возможности совладания с трудными жизненными ситуациями. Высокие показатели свидетельствуют о способности, компетентности и хорошем контроле. Такие люди чувствуют себя хорошо контролирующими и господствующими над ситуацией, могут рассматривать проблемы в правильной перспективе, контролировать эмоции в целях разрешения ситуации, рассчитывают на успех.
2) Социальная поддержка. Наличие и использование социальной поддержки посредством поощрения. Поддержки и обмена эмоциональными и конкретными ресурсами.
3) Контроль напряжения – способность снижать напряжение через релаксацию, контроль, мысли.
4) Структурирование – способность управлять ресурсами: временем и энергией. Планирование, установление целей и приоритетов, установление лимитов, планирование собственных усилий.
5) Физическое здоровье и его оценка. Хорошее самочувствие, отсутствие серьезных заболеваний и инвалидности. Свобода от боли и переживаний о здоровье и достаточное количество энергии.
6) Направленность на себя – свобода или зависимость от мнения и желаний других людей. Свобода выражения мнений, оценок, чувств и желаний. Способность говорить от своего имени, отказывать, получать компенсации при несправедливости, способность выражать противоположное мнение, конструктивная критика.
Методика №3 « Изучение мотивов педагогической профессии» по Т.Н. Сильченковой.
Цель: изучить мотивацию педагогической профессии.
Инструкция: оцените приведенные в списке мотивы учебной деятельности по значимости их для Вас по семибалльной шкале.
При этом считайте, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов— максимальной значимости.
Стимульный материал к методике приведен в приложении 3.
Методика позволяет определить превалирующие мотивы из 16:
1) стать высококвалифицированным специалистом;
2) получить победу в конкурсе профессионального мастерства;
3) успешно работать;
4) получить наиболее полную реализацию именно в этой области;
5) реализовать стремление посвятить себя обучению и воспитанию детей;
6) получить глубокие знания;
7) быть постоянно готовым к повышению квалификации;
8) стремление к продвижению по работе;
9) интерес к педагогической деятельности;
10) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности;
11) наладить систему работы в учреждении;
12) достичь уважения учеников;
13) стремление быть примером для учеников;
14) добиться одобрения родителей учеников и окружающих;
15) стремление избежать критики со стороны коллег и руководителя;
16) получение интеллектуального удовлетворения.
Методика №4. «Оценка коммуникативных способностей педагога» (Л.М. Митина).
Цель: оценить уровень развития коммуникативных способностей педагога.
Инструкция:
Оцените свои навыки и использование разных коммуникативных приемов по 5 балльной шкале:
1 - низкий уровень;
2 - ниже среднего;
3 - средний уровень;
4 - выше среднего;
5 - высокий уровень.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 4.
Методика №5 «Диагностика когнитивно-деятельностного стиля» (Л. Ребекк).
Цель: выявить когнитивные трудности у испытуемых.
Инструкция: в каждом из пяти пунктов предлагаемой методики выберите цифру, которая является ответом на поставленный вопрос.
0 - никогда;
1 - иногда;
2 - очень часто;
3 - всегда.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 5.
Пройдя программу по пяти типам, под каждым из них подводится итог.
Тип деятельности 1. Мои физические чувства в процессе обучения и работы. Складываем отметки с 1-й по 10-ю позиции, записываем итог (зрение). Складываем отметки с 11-й по 20-ю позиции, записываем итог (слух). Складываем отметки с 21-й по 30-ю позиции, запишите итог (кинестетика). Обводим наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обводим оба результата. Обводим все три показателя, если разница между ними составляет не более 2 очков. Полученный итог является показателем вашего наиболее работоспособного чувства.
Тип деятельности 2. Мое общение. Складываем отметки с 1-й по 10-ю позиции, записываем итог (экстраверт). Складываем отметки с 11-й по 20-ю позиции, записываем итог (интроверт). Обводим наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обводим оба результата. Итог - показатель вашего стиля общения.
Тип деятельности 3. Как я обращаюсь со своими индивидуальными способностями. Складываем отметки с 1-й по 10-ю позиции, записываем итог (интуитивные). Складываем отметки с 11-й по 20-ю позиции, записываем итог (логические). Обводим наибольший результат. Если разница между двумя показателями составляет не более 2 очков, обводим оба результата. Итог - показатель ваших индивидуальных возможностей в процессе обучения и на работе.
Тип деятельности 4. Мой подход к работе. Складываем отметки с 1-й по 10-ю позиции, записываем итог (жестко регламентированный подход). Складываем отметки с 11-й по 20-ю позиции, записываем итог (нерегламентированный подход). Обводим наибольший результат. Если разница между двумя показателями составит не более 2 очков, обводим оба результата. Итог - показатель вашего индивидуального подхода к работе.