Фрагмент для ознакомления
2
Распространение цифровых технологий в течение длительного периода определяет траектории развития экономики, общества и государства. Становление цифровой экономики – одно из приоритетных направлений для большинства стран, в том числе и России.
Изучение рынков с двусторонними и многосторонними сетевыми эффектами (Rochet & Tirol, 2003) предопределило платформенное мышление.
Платформенная экономика представляет собой феномен трансформации макроэкономического характера в формировании стоимости следующей промышленной революции .
Для начала, озникомимся с подходами к конкретизации термина «платформенная экономика».
Функционирование рынков базируется на новом хозяйственном принципе, реализуемом в итоге взаимодействия платформ и экосистем.
Другими словами, вместо обычно предоставления услуг и товаров, современные компании формируют технологические платформы, которые предоставляют возможность участникам рынка самим создавать новые продукты и услуги, осуществлять обмен совместно созданными ценностями. Выгода для компаний, которые присоединяются к платформе, состоит в том, что и теперь доступны технологические решения и связанные с ними экосистемы, не находящиеся в их собственности.
Платформенная экономика – представляет собой применение в работе компании внешней платформы и связанной с ней экосистемы, которые не находятся в собственности компании и не контролируются ею.
Приведем пример. Цифровые компании Google, Amazon и др., представляют собой платформы, делающие возможным формировать новые продукты, услуги и бизнес-модели, которые дают возможность данным платформам функционировать.
Жан-Шарль Роше и Жан Тироль подробно описывают теоретический аспект платформенной экономики на абстрактном примере определенных компаний.
Суть рассматриваемых систем состоит в том, что одна из компаний является платформой для реализации потенциала другой компании-соучастника, область интересов которых совпадает с интересами основной компании-платформы только косвенно.
Целью цифровой трансформации управления государства – это формирование цифрового правительства, которое будет основываться на идеях клиенториентированности и омниканальности, повышения уровня полезности функционирования органов государства для населения и «цифровизации по умолчанию» (digital by default).
В области управления государства развиваются принципы «гибкого управления» (agile), которые предполагают применение механизмов обратной связи на протяжении всего срока реализации программ и мероприятий.
В Великобритании в 2014 г. была принята цифровая стратегия (Digital Strategy), которая основывается на концепции «цифровизации по умолчанию» (digital by default), и сформирован стандарт оказания цифровых услуг, в который включаются 18 разных критериев, среди которых понимание потребностей клиентов, применение гибких, итеративных и направленных на пользователя методов, применение открытых стандартов и общих платформ, стимулирование применения цифровых сервисов и др .
Приоритетное место отводится созданию платформенной модели (Government as a Plat form) в системе управления государством. В этом вопросе подразумевается формирование интегрированной инфраструктуры для предоставления государственных услуг и улучшения работы системы управления государством.
Развитие партнерства с компаниями, некоммерческими организациями, населением в рамках платформы дает возможность уменьшить трансакционные издержки и риски, повысить уровень производительности труда, качества обслуживания и уровень удовлетворенности населения.
Государство ответственно в таком случае за создание и управление экосистемой, где взаимодействуют все участники платформы.
В странах ЕС уже через 10 лет ведется перевод в цифровой формат всех сервисов государства для населения (открытие компаний, поиск работы, запись в школу, детские сады и др).
Увеличение уровня взаимодействия потребителей и поставщиков услуг на основе цифровых технологий (краудсорсинг, улучшение цифровых данных и др.) инициирует процесс, когда социум все активнее будет вовлекаться в создание политики государства, принимать решения по социально значимым проблемам и темам.
Цифровая трансформация и развитие концепции «Государство-как-Платформа» помогают формировать новые формы гражданства (виртуальное, цифровое).
Идентифицируя себя на платформе государства при помощи своего «цифрового двойника», гражданин получает возможность использовать цифровой сервис.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Коваленко А.И. Проблематика исследований многосторонних платформ // Современная конкуренция. 2016. № №. С. 64-90
2) Парахина Л.В., Головина Т. Проблемы развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде/ Л.В. Парахина, Т.А. Головина //Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы. Сб. науч. статей междунар. научно-практич. конф. Филиал Орёл: Среднерусский институт управления – РАНХиГС. 2018. С. 226–231.
3) Парахина Л.В. Управление инновационным развитием в региональной экономической системе: стратегический подход // Новые подходы и технологии эффективного управления в глобальной экономике: Матер. междунар. практич. конф. Кафедра менеджмента. Институт экономики и управления Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева. 2016. С. 116–121.
4) Петров М., Буров В., Шклярук М., Шарнов А. Доклад Центра стратегических раз-работок «Государство как платформа: (кибер) государство для цифровой экономики, цифровая трансформация». URL: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
5) Что такое цифровая экономика? докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 82 с.
6) Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 4. С. 57–78.
7) Hagiu, A. & Yoffi e, D.B. (2009). What’s Your Google Strategy? Harvard Business Review, April. Available at: https://hbr.org/2009/04/whats-your-google-strategy (accessed: 10.05.2020).
8) Janssen, M. & Estevez, E. (2013). Lean Government and Platform-Based Governance – Doing More with Less. Government Information Quarterly, vol. 30, no 1, pp. 1–8. Available at: http://10.0.3.248/j.giq.2012.11.003 (accessed: 10.05.2020).
9) O’Reilly T. Government as a platform // Opening Government: Transparency and Engagement in the Information Age. 2010. Vol. 6. No. 1. P. 37–44.
10) Rochet J.C., Tirol J. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of European Economic Association. 2003. Vol. 1. No 4. P. 990–1029
11) US Government. Digital government: Building a 21st century platform to better serve the American people. 2012.