Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Становление российского государства в 90-х годах осуществлялось в состоянии кризиса, не только экономической, но и иных сфер жизни. При этом, известным фактом является то обстоятельство, что навести порядок в стране можно только добившись системности и структурированности на уровне властей. По той причине, что Россия является федерацией, дополнительную сложность вызывало нарушение политического баланса между федеральным центром и субъектами РФ. Все перечисленные факторы стали причиной необходимости административного реформирования. Составной частью данного процесса стало образование нового административного звена - федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ.
Институт полномочных представителей призван упростить организацию в соответствующих федеральных округах работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации, а также передать в руки представителей Президента по округам правомочия осуществлять действия по улучшению экономической, политической и социальной ситуаций соответствующего региона в целях повышения общего благосостояние страны в рамках общегосударственных направлений развития.
В рамках данного исследования предпринята попытка анализа деятельности полномочного представителя в регионах, его взаимодействия с региональной властью.
Объект исследования. Деятельность полномочного представителя Президента РФ
Предмет исследования. Нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность полномочного представителя РФ в регионах, а также
Целью данного исследования является необходимость рассмотрения особенностей деятельности полномочных представителей Президента РФ в регионах.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах;
2.Рассмотреть задачи и функции полномочных представителей Президента РФ;
3.Определить правовой статус полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах;
4.Рассмотреть аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в регионе: назначение, структура, полномочия на примере ЮФО;
5.Осуществить анализ организационных форм взаимодействия Президента РФ с субъектами РФ;
6.Рассмотреть основные тенденции и проблемы развития в деятельности полномочного представителя Президента РФ;
7.Определить основные направления взаимодействия полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах с высшими должностными лицами субъектов России;
8.Обозначить пути повышения эффективности функционирования полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.
1. Теоретические аспекты деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации
1.1. История формирования института полномочных представителей президента РФ
Институт полномочного представителя в Российской Федерации восходит к первому Съезду народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года, на котором была принята Декларация о государственном суверенитете РСФРС. К этому времени силовые структуры в регионах практически прекратили свое существование. Так называемый «парад суверенитетов», провозглашенный президентом Борисом Ельциным, значительно ослабил всю систему государственной власти в стране. Прежняя система отношений между центром и регионами была почти полностью разрушена [7].
Ряд региональных лидеров, и это было особенно заметно после августовского путча 1991 года, не поддержали президента. В этой ситуации президент издал Указ «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» . В соответствии со ст. 5 Указа, для того, чтобы осуществлять взаимодействие высших органов исполнительной власти РСФСР и республик в составе РСФСР были созданы представительства республик при Президенте РСФСР и представительства Президента РСФСР в этих республиках. Также, для того, чтобы координировать деятельность органов исполнительной власти РСФСР, краев, областей, автономных округов, автономных округов, городов Москвы и Ленинграда, Президент РСФСР назначает своих представителей на местах. Согласно этому указу, исполнительные и распорядительные функции государственного управления в территориях, областях, автономных округах и автономных округах осуществляют главы администраций, ставшие фактическими правопреемниками соответствующего исполнительного комитета Совета народных депутатов.
Для того, чтобы должным образом закрепить начатые структурные преобразования, Президентом РФ было дано распоряжение, в рамках которого было утверждено временное положение о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономных округах, автономных округах, городах Москве и Ленинграде[10]. Спустя несколько дней им был издан аналогичный приказ по представителям президента в республиках. По той причине, что указанные документы носили временный характер, они не определяли задачи, права и обязанности уполномоченных представителей, а также не определяли меры ответственности, которые можно было применять в отношении их в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения их функций уполномоченными представителями. Что касается самих функций, то они также не были четко определены[7].
К концу 1991 года представители Президента РСФСР были назначены в большинстве субъектов, не считая республик. В республиках реализовать указанные меры было гораздо сложнее.
События, которые произошли в 1993 г. серьезным образом повлияли на политическую ситуацию в стране и способствовали дальнейшей трансформации института представителей Президента Российской Федерации в регионах. Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 136-ФЗ 1400 «О постепенной конституционной реформе в Российской Федерации», было определено, что для того, чтобы сохранить единство и целостность РФ, а также осуществить выход из экономического и политического кризиса, а также обеспечить государственную и общественную безопасность РФ, восстановить авторитет государственной власти», было «прервано» осуществление «законодательной, распорядительной функций».
Указ № 1617 от 09.10.1993 г. «О реформе представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» формально, юридически и фактически разрушил систему органов местного самоуправления. Исполнительные и распорядительные функции, возложенные законодательством Российской Федерации на Совет народных депутатов, в нарушение действующей Конституции были возложены на администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации [18].
Президент России добился того, чтобы статус полномочного представителя был закреплен в Конституции РФ. Согласно п. «к» ст. 83, Президент РФ вправе назначать и освобождать от должности своих уполномоченных представителей. Кроме того, Конституция предоставляет ему полную свободу выбора районов, где он считает необходимым иметь своих представителей
10 июня 1994 года президент издает Указ № 1186 «Об уполномоченных представителях Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации» [4].
Несколько позже указом Президента РФ от 09.07.1997 № 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в субъекте Российской Федерации»[14] было осуществлено преобразование института полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ в институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.
Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 № 849 утверждено Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе» [4]. В рамках данной статьи также указывалось, что данный институт был создан для того, чтобы обеспечить реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений» [4]. В данном случае речь идет о втором этапе реформирования института полномочных представителей РФ
Третий этапе реформирования института начался в 2009 году и продолжается до сих пор.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014
2. Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 (ред. от 22.11.2016) «О Государственном совете Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ , 04.09.2000, N 36, ст. 3633.
3. Указ Президента РФ от 02.07.2005 N 773 (ред. от 07.12.2016) "Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" // СПС Консультант
4. Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 (ред. от 13.12.2018) "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе")// Собрание законодательства РФ", 15.05.2000
5. Указ Президента РФ от 14.05.2008 г. № 791 «О полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2354.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан" // Собрание законодательства РФ, 16.01.2006, № 3, ст. 336.
7. Распоряжение Президента РСФСР от 31.08.1991 г. № 33-рп «Об утверждении Временного положения о представителях Президента РСФСР в краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Ленинграде» // Рос. газ. 1991. 6 сент. № 186.
8. Распоряжение Президента РСФСР от 02.09.1991 г. № 34-рп «Об утверждении Временного положения о представительствах Президента РСФСР в республиках в составе РСФСР» // Рос. газ. 1991. № 186. 6 сент.
9. Закон РСФСР от 25.12.1991 г. № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 2. Ст. 62.
10. Аксенова, М. В. Пути реформирования отечественного федерализма / М. В. Аксенова // Проблемы права. ‒ 2016. ‒ № 3. ‒ С. 308.
11. Гороховатский, С.М. Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России после 2000 г. / С.М. Гороховатский // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 9. – С. 39 - 43.
12. Гриб, В.В. Президент РФ - объект общественного контроля? / В.В. Гриб // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 8. – С. 34 - 36.
13. Джемилев призвал ввести санкции против Южного федерального округа РФ // Аргументы и факты. 2016. 1 авг. // URL: http://www. aif.ru/politics/world/dzhemilev_prizval_vvesti_sankcii_protiv_yuzhnogo_federalnogo_okruga_rf
14. Матросов, С.Н. Разделение властей в Российской Федерации: теория и практика / С.Н. Матросов, П.Р. Петров // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. – № 2 (28). – С. 123-125.
15. Мархгейм, М.В. Вопросы правового статуса полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе / М.В. Мархгейм // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 11 (78). – С. 78-81.
16. Митюков М.А. Выступления полномочного представителя Президента РФ в Конституционном суде (2004-2005 гг) / Михаил Алексеевич Митюков. - М.: Проспект, 2017. - 207 c.
17. Морозов, В.Е. Территориальные органы в системе федеральной исполнительной власти: к вопросу определения организационно-правового статуса / В.Е. Морозов // Административное право и процесс. – 2016. – № 4. – С. 73 - 76.
18. Меженина О.В. Социально-профессиональные характеристики полномочных представителей Президента в федеральных округах РФ (2000 — 2015 гг.) // Novainfo.ru. 2016. № 48. С. 356.
19. Панов, А.А. Участие субъектов Российской Федерации в принятии решений на федеральном уровне / А.А. Панов // Lex russica. – 2017. – № 1. – С. 78 - 93.
20. Рябова, Т.М. Профессионализм и компетентность государственных служащих в России / Т.М. Рябова, О.В. Рогач // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – С. 31-39.
21. Смирнова, О.О. Новый взгляд на функции полномочный представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в свете требований к стратегиям макрорегионов / О.О. Смирнова // Отечественная юриспруденция. – 2016. – № 2 (4). – С. 4-9.
22. Сурков Д.Л. Взаимодействие полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах с органами исполнительной власти субъектов РФ // Вестник Омского гос. ун-та. Сер.: Право. 2012. № 2 (31). С. 97.
23. Филиппова, Н.А. Меры кадровой политики аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе по борьбе с коррупцией / Н.А. Филиппова // Развитие государственности и права в Республике Крым Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общей редакцией С. А. Буткевича. – 2016. – С. 374-377.
24. Шахрай, С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / С.М. Шахрай. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2017. – 624 с.
25. Храмцов А.Б. Безменова Н.А, Институт полномочных представителей президента Российской Федерации. эволюция, состав, проблемы. – Закон и право – 2019 г – С. 30-34
26. Щипанов, А.В. Формирование и развитие Администрации Президента Российской Федерации / А.В. Щипанов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – № 10. – С. 3 - 6. –