Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По своей сущности, под управленческими решениями понимается непрерывный процесс, занимающий ведущее место в системе управления государством. Изучение особенностей управления всегда было во главе угла современной научной мысли.
Проблема формирования методологии формирования научного аппарата по вопросу методов и принципов научного обоснования понятия «управленческого решения» вполне оправдывает актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение сущности, особенностей и технологии в системе государственного управления на примере муниципального образования города Краснодар.
Поставленная цель закрепляется рядом следующих задач:
1) Определить сущность понятия управленческого решения;
2) Определить цели и задачи принятия решений в системе государственного и муниципального управления;
Предметом исследования выступает комплексный механизм и теоретический аппарат особенностей принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении.
Объектом выступает целевая ориентация управленческих решений в МО города Краснодар.
Методическим аппаратом настоящей курсовой работы является комплекс общенаучных и конкретнонаучных методов. К общенаучным методам относятся дедукция, индукция, анализ, синтез. К конкретнонаучным методам относятся сравнение и переход от общего к частному.
Научная новизна заключается в том, что основные положение, выдвинутые в практической части настоящей курсовой работы могут быть использованы в части принятия управленческих решений в системе государственного управления.
Практическая значимость заключается в разработке нового подхода к вопросу принятия управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.
Работа может быть полезной лицам, профессионально занимающимися вопросами принятия управленческих решений.
Теоретическую основу работу составили работы ряда ученых, таких как: Глебов О.В., Грязнов А.Г. Иванова Е.М., Мискон М.Х., Горб В.Г., Саидов З.А., Чижаев М.И. В этих работах подробно рассмотрены теоретические основы данной работы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав по три параграфа в каждой, списка использованных источников и четырех приложений.
1. Теоретические основы управленческих решений в системе муниципальных образований
1.1. Понятия управленческих решений
В широком и узком смыслах, под управленческим решением понимается результат умственного труда управленца, при котором планируется изменение существующей объективной реальности. Под принятием решения понимается выбор оптимального варианта дальнейших действий. А само решение – это система, в которой происходит изменение, за счет прямого воздействия на объект управления.
Основная часть процесса принятия решений включает анализ определенного набора альтернатив по критериям отбора. Эти критерии обычно включают затраты и выгоды, преимущества и недостатки, а также соответствие предпочтениям. Например, при выборе места для создания нового бизнеса критерии могут включать расходы на аренду, наличие квалифицированной рабочей силы, доступ к транспорту и способам распределения, а также близость к клиентам. Основываясь на относительной важности этих факторов, владелец бизнеса принимает решение, которое наилучшим образом соответствует критериям.
Лицо, принимающее решение, может столкнуться с проблемой при попытке оценить альтернативы с точки зрения их сильных и слабых сторон. Это может быть особенно сложным, когда нужно учитывать множество факторов. Ограничения по времени и личные эмоции также играют роль в процессе выбора между альтернативами. Большее обсуждение и сбор информации часто требуют дополнительного времени, и лица, принимающие решения, часто должны выбирать, прежде чем они почувствуют себя полностью подготовленными. Кроме того, чем больше на карту поставлено, тем больше эмоций может вступить в игру, и это может исказить мнение.
Есть бесчисленные перспективы и тактики для эффективного принятия решений. Однако в теории принятия решений есть несколько ключевых моментов, которые имеют ключевое значение для понимания того, как разные стили могут влиять на организационные траектории. Стили принятия решений можно разделить на три широкие категории:
1) Психологические: решения, основанные на потребностях, желаниях, предпочтениях и/или ценностях человека, принимающего решение. Этот тип принятия решений сосредоточен на индивидуальном решении.
2) Когнитивный: это интегрированная система обратной связи между человеком / организацией, принимающей решение, и реакцией более широкой среды на эти решения. Этот тип процесса принятия решений включает в себя итерационные циклы и постоянную оценку реакций и последствий решения.
3) Нормативный: Во многих отношениях принятие решений (особенно в группах, таких как внутри организации) связано с коммуникативной рациональностью. Это означает, что решения принимаются на основе способности общаться и обмениваться логикой, используя предпосылки фирм и выводы для управления поведением.
В основе системе управления лежит управленческий процесс, который подвержен управлению. Важность правильного принятия решения является залогом высокой эффективности деятельности системы.
Отечественные и зарубежные школы сформировали немало теоретических подходов к определению исследуемого понятия.
Под управленческим решением понимается обоснованный выбор из имеющихся альтернатив, который сделал руководитель в соответствии со своей компетенцией.
В этой связи под процессом принятия управленческого решения понимается непосредственных выбор наиболее оптимального решения в соответствии с имеющимися данными, согласно сложившейся ситуации в организации.
Важно остановить внимание и на понятии объекта принятия управленческого решения, под которым понимается непосредственное функционирование организация вне зависимости от формы собственности.
Требования к принимаемому решению:
1. «Всесторонняя обоснованность. Решение охватывает все сферы принимаемого решения. Важен учет факторов внутренней и внешней среды организации»[1, c. 23].
2. «своевременная и необходимая полнота содержания – нужно учитывать все факторы влияния на компанию»[1, c. 23].
3. «полномочность (властность) решения –соответствие управленцем всем предъявленным требованиям и уровню его компетенции»[1, c. 23].
4. «учет при принятии решения ранее принятым решениям – при принятии решения важно учитывать прежние решения и не допускать расхождения с ними»[1, c. 23].
1.2. цели и задачи управленческого решения
Субъектом, который принимает управленческое решение, выступает человек или группа лиц. Объектом исполнения выступает непосредственная группа лиц, которая выполняет принимаемое решение. Выделяют индивидуальное или коллективное (групповое) управленческое решение.
Из указанного очевидно, что индивидуальное решение направлено в отношении одного лица (сотрудника), а групповое – в отношении отдела или группы сотрудников.
Целью управленческого решения является обеспечение движения к поставленным перед организацией целям. Практика показывает, что при высокой эффективности принимаемого достигается больший вклад в будущее компании. Однако это становится понятным только после непосредственного внедрения в деятельность органа власти принятого решения.
Цель принимаемого решения должна быть такай, чтобы они смога после реализации привнести изменения в деятельности и желательно в лучшую сторону, а также решать проблемы (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Аспект выборки - это то, что предъявляется к свойствам альтернатив. При совокупном случае около мишенью подразумевается безупречный объект осознанного или неосознанного желания субъекта.
Под целью в данном случае следует понимать высшую степень осознания субъекта управления, направленное на коренное изменения субъекта управления.
Перечислим ключевые требования к управленческим решениям:
1) Легкость и доступность для понимания формулировки целей;
2) Обеспечение возможности корректировок при различиях между планируемыми и итоговыми решениями;
3) Способность быть достигнутой в оговоренные сроки;
Зачастую административные резолюции приобретают универсальный вид, так как они должны гарантировать с одной стороны абсолютную ликвидность компании, а с другой – экономическую стабильность.
Аспекты оценки свойства административных заключений обязаны давать возможность исключить ошибки и недостатки, своевременно среагировать на точность решения.
Подобным способом, присутствие оценке свойства административных решений вместо схемы «деятельность – надзор свойства окончательного итого производства», отличительной с целью выпуска готовой продукции, обязательно должна стать модель «выработка управленческого решения – анализ свойства – вплоть до окончательного вида принимаемого решения (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Подобным образом анализ свойства управленческого решения должна быть осуществлена на стадии внедрения и представляет собой часть обязательного этапа менеджмента.
При всем при этом имеются и иные аспекты оценки принимаемых управленческих решений, к числу которых следует отнести:
1) Улучшение научно – технического потенциала;
2) Оптимальное разделение труда между сотрудниками;
3) Неукоснительное соблюдение всех сроков;
4) Уровень квалификации исполнителей.
В этой связи, имеются следующие принципы в процессе принятия управленческих решений:
1) «принцип Парето. Решения принимаются до тех пор, пока не изменится хоть какой-то показатель в лучшую сторону»[12, с. 59];
2) «принцип Нэша, означающий, что принятие решения следует учитывать все факторы и выбирать наиболее эффективный с той целью, чтобы это не нарушило общее конкурентное равновесие компании»[12, с. 59];
3) «принцип фон Неймана-Моргенштерна, в соответствии с которым наилучшим считается то решение, которое увеличивает выигрышные позиции фирмы и (или) снижает вероятность проявления проигрышного исхода»[12, с. 60];
4) «принцип Байеса, предполагающий, что на основе известного распределения вероятностей появления реакций системы, наилучшим решением будет максимум математического ожидания из всех вариантов решения»[12, с. 60].
1.3. Особенности принятия управленческих решений в муниципальных образованиях
Эффективность функционирования организации в любой сфере деятельности, начиная от бизнеса и заканчивая государственными структурами зависит, в первую очередь от того, насколько эффективно оно управляется. Процесс управления реализуется через управленческие решения. Таким образом, результативность государственного и муниципального управления напрямую определяется управленческими решениями, а именно тем, как эти решения разрабатываются, принимаются и наконец реализуются государственными и муниципальными органами. В современном активно развивающемся мире, особенно возрастает роль «государственных» управленческих решений, которые должны приниматься на более высоком
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Менеджмент»: Учебник/Под общей редакцией проф. М.П. Переверзева. – М.: ИНФРА-М, 2015г.
2. Бен Хайэрс «Философия принятия профессионального решения» - М.: изд. "Дело", 2015год
3. Глебова, О. В. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / О. В. Глебова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – 274 c.
4. Горб В.Г. Принятие и исполнение государственных и муниципальных решений: учебное пособие / В. Г. Горб. – Екатеринбург: изд – во Урал. Ин – та управления – филиал РАНХиГС, 2017. – 240 С.
5. Городская Дума Краснодара XXXV заседание думы 4 созыва Решение От 27 декабря 2007 года n 35 п.2 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года»: [Электронный ресурс]-режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446130124
6. Грязнова А.Г. Курс политологи: Учебник.- 2-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2002. -460 с. 2. Соловьев А.И. Принятие государственных решений. -М., 2010., - 241 с. 3. Калинин А.М. Реформирование структуры государственного управления: причины и технологии. // Общество и экономика - 2016, № 7-8, стр.176-190.
7. Иванова Е.М. «Основы психологического изучения профессиональной деятельности»: Учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2018г.
8. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2009. - 672 с.
9. Официальный сайт муниципального образования города Краснодар. https://krd.ru/
10. Портнягин А.И. Разработка управленческих решений в государственных органах: особенности, проблемы, пути повышения эффективности // Журнал РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – № 6 (107). – С. 86-96.
11. Саидов З.А., Чажаев М.И., Ялмаев Р.А. Принятие и исполнение государственных решений. Учебное пособие. Грозный: Издательство ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2015. – 132 с.
12. Ф.Тейлор «Основы научного менеджмента», «Прог¬ресс», Москва, 1992 г.
13. Филипп Котлер «Основы менеджмента». «Прог¬ресс», Москва, 1992. Перевод Б.Боброва.