Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические и методические основы организации информационного обеспечения в государственном и муниципальном управлении 6
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов государственного и муниципального управления 6
1.2. Информационное обеспечение государственного и муниципального управления 10
1.3. Модель фиксации и преодоления информационных барьеров в информационном обеспечении 16
2. Направления совершенствования информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления 20
2.1 Влияние цифровизации на информационное обеспечение органов государственного и муниципального управления 20
2.2. Рекомендации по оптимизации информационного обеспечения 22
Заключение 28
Библиографический список 30
Фрагмент для ознакомления
2
обеспечения в государственных и муниципальных органах власти и оптимизации их работы и коммуникационного взаимодействия, а также для разработки программ обучения и повышения квалификации специалистов органов государственной и муниципальной власти.
Структура работы представлена двумя главами, в рамках которых рассмотрены теоретико-методологические основания формирования информационного обеспечения органа власти и управления, представлена типология информационных барьеров, и разработаны рекомендации по совершенствованию информационного процесса. В заключении представлены основные выводы и результаты работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
1.1. Теоретические основы взаимодействия органов государственного и муниципального управления
Государственная и муниципальная деятельность реализуется благодаря системе взаимодействия с субъектами местного сообщества, которое обеспечивает составляющие качества жизни и служит важной составляющей частью муниципального управления.
В настоящее время муниципальные образования свободны в выборе приоритетных направлений своего развития и в решении проблем информационного взаимодействия. Эти направления обусловлены объективными требованиями рынка. При решении вопросов взаимодействия власти, предпринимательства и местного сообщества важно исследовать теоретические подходы к определению условий такого взаимодействия. Так при исследовании эффективности конкурентных рынков на муниципальном уровне можно использовать следующий критерий эффективности: рынок эффективен, если чистое общественное благосостояние достигает максимально возможного значения - эффективность по Парето - это такое состояние, при котором имеющиеся ресурсы используются без потерь. Производство одного товара может быть увеличено только за счет сокращения объема производства другого товара. А благосостояние одного представителя местного сообщества может вырасти только за счет снижения уровня благосостояния другого. Конкурентные рынки и максимизируют благосостояние, и в то же время приносят выгоду частным рыночным агентам в силу того, что решения принимаются ими добровольно .
Представляется, что оптимизация взаимодействия предпринимательских структур и органов местного самоуправления позволит добиться значительных результатов в повышении уровня благосостояния территории и ее развитии. Однако, в данном аспекте особенно важно обеспечить эффективный коммуникационный обмен и мотивировать обе стороны к сотрудничеству .
Целесообразность применения коммуникационного подхода в данном аспекте объясняется следующими причинами:
1. решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и иных структур переносится на муниципальный уровень;
2. процесс децентрализации власти способствует передаче части значимых полномочий по развитию территории на муниципальный уровень;
3. наблюдается усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;
4. ввиду недостаточности финансирования многих социально-экономических проектов муниципалитета становится особенно актуальным привлечение ресурсов предпринимательского сообщества.
5. происходит поиск новых подходов к формированию социальных отношений в российском обществе, совершенствование процессов управления коммуникациями, особенно на местном уровне .
По мнению К.М. Гаджалиева использование информационного обеспечения на муниципальном уровне для руководителей муниципальных образований имеет ряд привлекательных сторон:
- ориентация связей с общественностью на конкретные целевые аудитории повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ;
- решение коммуникационных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших проблем территории;
- при рациональном использовании связей с общественностью возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, то есть со стороны различных слоев населения и предпринимательского сообщества;
- создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества .
Целью информационного обеспечения органа власти должно стать максимальное удовлетворение потребностей граждан и сообщества в рамках достижения общих целей и задач .
Информационное взаимодействие муниципального органа власти с другими структурами сообщества может быть направлено на решение широкого спектра значимых социально-экономических задач:
- формирование информационного поля активного взаимодействия Администрации и других субъектов местного сообщества,
- освещение в СМИ и популяризация продуктов и услуг, производимых предпринимателями данной территории, с целью повышения уровня их конкурентоспособности на местном рынке,
- формирование благоприятного общественного мнения о предпринимателях региона,
- стимулирование предпринимателей к решению социальных задач региона.
Реализация вышеуказанных задач позволяет выделить специфическим информационные потребности муниципального органа управления:
- информация о том, какие продукты и услуги производят предприниматели,
- проблемы развития предпринимательства,
- возможности предпринимательства в решении социально-экономических задач муниципалитета.
Специфические информационные потребности местного сообщества:
- информация о перспективах сбыта своих продуктов и услуг,
- информация о возможной поддержки и помощи в развитии со стороны органов управления муниципалитетом,
- возможность сформировать положительную репутацию и имидж на данной территории,
- перспективы укрепления своего бренда на местном уровне,
- перспективы реализации потребности в проявлении социальной ответственности .
Таким образом, связи с общественностью в органах местного самоуправления можно рассматривать как один из инновационных методов местного самоуправления, способствующих формированию, развитию и трансформации муниципального рынка и позволяющих обеспечить более полное удовлетворение потребностей населения и достижения взаимовыгодного и социально ориентированного сотрудничества органов муниципальной власти и предпринимательского сообщества.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. - М. : ИС РАН, 2005. - 158 с.
2. Бочарова Т.А. Информационно-аналитическая работа в органах исполнительной власти региона : автореф. дис. ... к.с.н. : 22.00.08. - Белгород, 2009. - 193 с.
3. Ветошкина, М.А. Теоретические аспекты управления информационными ресурсами организации [Текст]/ Современные проблемы управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2015. С.45
4. Гаджалиев К.М. Сущность и содержание социального маркетинга в структуре услуг // Проблемы современной экономики. – 2010. - №3. С.31
5. Зеленков, Ю.А. Информационная эффективность, информационный дизайн и информационная система организации. Бизнес-информатика: : Учебное пособие[Текст] / Ю. А. Зеленков. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 310с.
6. Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления II Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 2 (157). С. 37-44
7. Карпенко Е.В. Социальные условия преодоления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления : автореф. дис. к.с.н. : 22.00.08. - Орел, 2009. - 23 с.
8. Околеснова О.А. Информационные барьеры в сфере общественного контроля // Право и государство: теория и практика. – 2014. - №6. – С.150-152
9. Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современный тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 2. - Том 2. - С. 128-139.
10. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге [Текст]/ И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2017. С.72
11. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 40-45.
12. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. - СПб. : Наука, 2001. - 380 с.
13. Хижняков, Д.П. Информационные барьеры в системе государственного управления [Текст] / Д.П. Хижняков, С.Д. Лебедев // Научные ведомости БелГУ. - Серия: Философия. Социология. Право, 2011. - № 2 (97) . - Выпуск 15. - С. 323-332.
14. Хижняков Д.П. Информационно-коммуникационные барьеры в региональной практике государственного управления // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4826 (дата обращения: 14.04.2019).
15. Хижняков Д. П., Лебедев С. Д. Информационные барьеры в системе государственного управления // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. №2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-bariery-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 14.04.2019).
16. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963. - 830 с.
17. Широкова, А. С. Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 161-163
18. Ericsson K.A. The acquisition of expert performance: an introduction to some of the issues // The Road to excellence: The acquisition of expert performance in the arts and sciences, sport and games. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 1996. - 372 p.
19. Habermas, J. The theory of communicative action. V1: Reason and the rationalization of society / Translated by Thomas McCarthy. USA : Boston : Beacon Press, 1984. - 465 p.