Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курсовая работа была посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в патриотических клубах и объединениях.
Подростковый период в настоящее время находится в центре различных научных сфер, не является исключением и психология. На сегодняшний день ряд ключевых моментов подросткового периода, связанных с его характеристикой, остаются до конца не раскрытыми и дискуссионными. Исследования выдающихся психологов свидетельствуют о том, что подростковый возраст является периодом интенсивной индивидуализации личности. При этом психологическое содержание данного процесса описывается недостаточно подробно. Исследования подросткового возраста в большей степени уделяют внимание тому, как на этом возрастном этапе осуществляется проникновение культуры в рамки индивидуального сознания. Наряду с этим остается недостаточно изученным процесс трансформации личностью социальных содержаний в личностные смыслы, который составляет сущность индивидуализации.
Изучение вопросов, которые связаны с духовно-нравственной сферой личности, представляет собой одну из наиболее приоритетных областей психологической науки.
Актуальность данной работы определена необходимостью понимания специфики развития духовно-нравственной сферы личности в подростковом возрасте, знания факторов, которые оказывают влияние на ее формирование для своевременной помощи в аспекте правильного выбора нравственных ориентиров.
Изучение динамики нравственной сферы, а также ценностных ориентаций подростков осложнено неравномерностью их развития, сложностью переплетения процессов социализации и индивидуализации личности. В психологии существует достаточно много исследований, которые посвящены проблемам духовно-нравственных ориентаций, но большинство из них направлены на изучение содержательных сторон ценностно-смысловой сферы. Исследования, которые направлены на изучение взаимосвязи рассматриваемой сферы с характерными особенностями жизни трудных подростков встречаются очень редко.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод об актуальности исследования особенностей духовно-нравственной сферы подростков.
Цель исследования – изучение особенностей духовно-нравственной сферы личности подростков.
Объект исследования – духовно-нравственной сфера личности.
Предмет исследования – особенности духовно-нравственной сферы личности подростков.
Задачи исследования:
1.Изучить характеристику духовно-нравственной сферы личности.
2.Проанализировать факторы, влияющие на формирование духовно-нравственной сферы подростков.
3.Исследовать особенности формирования духовно-нравственной сферы подростков на основе патриотического воспитания.
4.Разработать программу патриотического клуба на год.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в психологической работе по формированию духовно-нравственной сферы личности подростков.
В первой главе мы изучили теоретические аспекты формирования духовно-нравственной сферы подростков. Мы пришли к выводу, что на данную сферу оказывает влияние множество факторов.
Во второй главе нами был изучен опыт педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей подростков в межличностных отношениях на основе патриотичекой деятельности. Мы сделали вывод, что патриотическое воспитание играет огромную роль в нравственном воспитании подростков.
Мы разработали план работы на год патриотического клуба для учеников 9го класса для города «Эко-краеведческий проект «МОЯ РОДИНА – ЗАКАМСК».
Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение опыта педагогической деятельности, наблюдение, анализ документов, изучение продуктов деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1.Теоретические аспект формирования духовно-нравственных ценностей подростков
1.1.Характеристика духовно-нравственных ценностей личности
Духовно-нравственная сфера, являясь центральным ядром структуры личности, определяет ее направленность, выступая основой регуляции социального поведения личности (Богачева, 2009).
Функцией нравственных ориентаций является выполнение стратегических жизненных целей и мотивов деятельности человека. С точки зрения Д.А. Леонтьева, в данную систему также входят социальные ценности, признаваемые человеком, но не всегда принимаемые им в качестве важных целей и принципов в своей жизни (Леонтьев, 2010).
В зарубежной психологии проблема духовно-нравственной сферы личности освещена в работах А. Маслоу (2013), К. Роджерса (2009), М. Рокича (2009), В. Франкла (2010), Э. Фромма (2011), Э. Шпрангера (2009) и др.
Концепция, автором которой является Э. Шпрангер, описывает ценности и смыслы как инструменты для познания человеком мира.
В плане практического изучения ценностно-смысловой сферы личности в 70-х которых выделил две основных группы ценностей: терминальные ценности – убеждения годах М. Рокич проводил многочисленные исследования, в результате в том, что какая-либо конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться и инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-либо образ действий является предпочтительным в любой жизненной ситуации (Зейгарник, 2009).
Отечественные психологи также изучали проблему духовно-нравственной сферы личности, что находит свое отражение в работах В.П. Бранского (2010), В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз (2008), Д.А. Леонтьева (2010), В.С. Мерлина (2009), М.С. Яницкого (2010) и др.
С точки зрения В.П. Бранского, ценности можно классифицировать по виду деятельности и производимому человеком продукту: экономические ценности (товары и услуги); политические ценности (юридические законы и акты по их исполнению, зафиксированные в соответствующих документах (конституция, кодекс, устав, указ, договор); духовные ценности (характеризуются не материальной, а духовной выразительностью, формируя у человека нравственно-эстетические чувства, мировоззренческие, научные знания) (Бранский, 2010).
С точки зрения теории интегральной индивидуальности проблему ценностей и смыслов изучал В.С. Мерлин. Данный подход характеризует нравственные ориентации в качестве сложного, многокомпонентного, иерархически выстроенного образования, обусловленного, с одной стороны, фактором социализации, а с другой – системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности человека (Мерлин, 2009).
Таким образом, под духовно-нравственной сферой понимается центральное ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности. Формирование системы жизненных ценностей и смыслов личности является для зарубежных и отечественных исследователей предметом разнопланового изучения. Ценности определяют важнейшие цели человека, отражая его долговременную жизненную перспективу. Ценностные ориентации определяют смысл жизни человека, указывая, что для него является особенно важным, значимым.
1.2.Факторы, влияющие на формирование духовно-нравственной сферы подростков
Духовно-нравственная сфера как ядро структуры личности, определяющее ее направленность, выступающее основой регуляции социального поведения личности, активно начинает свое формирование в юношеском возрасте. Как отмечает Л.И. Божович, в юношестве не только расширяется диапазон ценностей и смыслов, но и происходит их осознание, процесс структурирования (Божович, 2010).
Д.И. Фельдштейн выделяет основные задачи развития личности в юношеском возрасте:
Индивидуация.
Развитие самоопределения. Узнавание самого себя, развитие устойчивого ощущения собственного «Я».
Развитие личной системы ценностей. Все прежние установки подвергаются сомнению.
Формирование жизненных целей. Определение с выбором будущей профессиональной деятельностью (Фельдштейн, 2008).
Л.С. Выготский указал еще на два новообразования юношеского возраста развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания (Выготский, 2012).
По мнению С.В. Молчанова, юношество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации. Юношеский возраст – это самый ответственный период, поскольку в нем складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу (Молчанов, 2005).
Кроме того, в юношеском возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Развитие на данном этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.
Особое значение для формирования личности в юношеском возрасте имеет характерная для этого периода специфическая ситуация развития. В этот период начинает формироваться устойчивый круг интересов, который
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» [Текст] / Е.Б. Фанталова // Журнал практикующего психолога. – 2010. – Вып. 17. – С.175-201.
2. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого (г. Тула). – 2013. – № 3 (7). – С. 128–136.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М. : Эксмо пресс, 2000. – 512 с. 3.
4. Близнецова, О.И., Шапенкова, И.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста [Текст] / О.И. Близнецова, И.П. Шапенкова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2012. – №2. – С. 1-6.
5. Богачева, И.Г. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности [Текст] / И.Г. Богачева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009. – Выпуск № 98. – С. 247-252.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 612 с.
7. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [Текст] / В.П. Бранский. – СПб., 2010. – 210 с.
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2012. – 1136 с.
9. Голубева Т. В. Подготовка учителя начальных классов к использованию приемов театрализации в обучении школьников : дис. ... канд. пед. наук. – Калининград, 2002.
10. Днепров С. А., Демина А. Ю. Педагогические возможности реализации принципа театрализации в формировании нравственных ценностей младших школьников // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 1. – С. 146–151.
11. Днепров С. А., Каткова А. Л. Педагогические возможности виртуального пространства компьютерной игры // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 3. – С. 16–24.
12. Ежов П. Ю. Формирование игровой культуры у детей младшего школьного возраста интерактивными средствами театрализации : дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2014.
13. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб. : Питер, 2010. –352 с.
14. Крылова, Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н. Н. Крылова.- Вестник Пензенского государственного университета, no. 1 (9), 2015, С. 36-40.
15. Курносова С. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников : дис. ... д-ра пед. наук. – Ярославль, 2013.
16. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2010. – 511 с.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2013. – 352 с.
18. Мухтаров Е. И., Григораш И. В. Разработка имитаторов стрельбы и поражения FIRETAG : сб. докладов LXV регион. студ. науч. конф. (3–8 апр. 2017 г., г. Новосибирск). – Новосибирск : СГУГиТ. – 368 с
19. Никонова Н. И. Театрализация как средство интерпретации эпических произведений в 5–8 классах : дис. ... канд. пед. наук. – Якутск, 2009.
20. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июля 2017 г. № 08-1407 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru
21. Подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19 лет) // Психология человека от рождения до смерти. Под. Ред. А.А. Реана. – СПб., 2013. – 656 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2010. – 624 с.
23. Фанталова, Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»» [Текст] / Е.Б. Фанталова // Журнал практикующего психолога. – 2010. – Вып. 17. – С.175-201.
24. Фанталова, Е.Б. Психометрическое исследование показателей методики
25. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ. Ст. 87.
26. Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия [Текст] / В. Франкл // Психология личности. – М., МГУ, 2010. – С. 118-126.
27. Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм. – М., 2011. – 415 с.