Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические основы цифровизации государственного управления 5
1.1 Понятие и сущность цифровизации государственного управления 5
1.2 Этапы и нормативно-правовое обеспечение цифровизации государственного
управления в России 7
2 Современные тенденции цифровизации государственного управления в России 14
2.1. Анализ международных индексов и показателей, характеризующих цифровизацию
государственного управления 14
2.2 Цифровизация информационной поддержки принятия решений в сфере
государственного управления 22
3 Проблемы и перспективы цифровизации государственного управления в России 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цифровая экономика – новая современная сфера сегодняшней экономической жизни,
полностью меняющая сложившиеся связи и существующие системные модели и методы
управления хозяйственной деятельностью. Необходимость принятия новых вызовов
времени обусловлена проводимой политикой цифровизации мировой экономики и
планированием, направленными на повышение эффективности глобальной
телекоммуникационной инфраструктуры, расширение возможностей экспортного сектора
и создание конкурентной среды.
Реализация ключевых задач социально-экономического развития страны неразрывно
связана с успешным внедрением цифровых технологий в управленческие, социальные и
бизнес-процессы. Однако эти, казалось бы, очевидные цели не могут быть достигнуты вне
рамок цифровизации сферы государственного управления. Как отмечено в рекомендациях
Совета ОЭСР по разработке стратегий цифрового правительства, феномен цифровой
трансформации в государственном управлении рассматривается как переход от
«электронного правительства» к «цифровому правительству»: переход от использования
технологий для поддержки процессов в органах власти к использованию технологий для
формирования результатов государственного управления. В указанных условиях
становится возможным формирование полноценной системы, состоящей из органов
государственного управления, бизнес-структур, граждан и организаций, в которой
2
цифровое правительство выступает в качестве связующего звена, обеспечивая
взаимодействие между указанными элементами
Цель реферата: исследовать влияние цифровизации на деятельность финансовокредитных институтов (на примере Германии).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
определить сущность цифровизации государственного управления;
исследовать этапы и нормативно-правовое обеспечение цифровизации
государственного управления в России;
провести анализ современных тенденций цифровизации государственного
управления в России;
выявить проблемы и определить перспективы развития цифровизации
государственного управления в России
Объект исследования – цифровизация государственного управления.
Предмет исследования – изменение деятельности органинов государственного управления
под влиянием цифровизации.
Теоретическую и методологическую основу работы составили фундаментальные и
прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых в области цифровой
трансформации экономических систем.
В качестве методов исследования выступают: монографический (для изучения эволюции,
моделей и трактовок ученых); экономико-статистический (для оценки влияния
цифровизации на деятельность органов государственного управления). В работе
применялись такие методы, как научная абстракция, анализ и синтез, группировка и
сравнение.
Информационную базу исследования составили аналитические материалы Всемирного
банка, Международного валютного фонда, а также экспертные мнения и материалы по
проблемам исследования, опубликованные в периодической печати и размещенные в сети
Интернет
1 Теоретические основы цифровизации государственного управления
1.1 Понятие и сущность цифровизации государственного управления
Термин «цифровизация» впервые употребил американский информатик Николас
Негропонте (Массачусетский университет) в 1995 г. . На настоящий момент термин
«цифровизация» используется в узком и широком смысле (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Подходы к определению термина «цифровизация»
Процессы цифровизации экономических процессов начались уже давно .
На основе представленных выше определений могут быть выделены сущностные
отличительные признаки цифровой экономики. Как нам представляется, к ним могут быть
отнесены представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Сущностные отличительные признаки цифровой экономики
Цифровая экономика может иметь объективную природу формирования, т.е. зародиться в
недрах неоиндустриального этапа развития и длительное время адаптировать под себя
производственные, технологические, экономические, социальные и общественные
процессы. Эволюционная трансформация системы, как известно, происходит достаточно
продолжительное время, характеризуется комплексом негативных последствий. Поэтому
3
во всем мире разрабатываются программы, обеспечивающие ускоренный
(форсированный) переход к цифровой экономике.
При этом в соответствии с двоякой природой цифровой экономики – зависимостью от
индустриального и неоиндустриального этапа развития с одной стороны и способностью
сформировать основу инновационно-информационной экономики – с другой, управление
ее развитием также должно включать в себя два направления. Первое из них
ориентируется на формирование (обеспечение перехода от неоиндустриальной к
цифровой экономике), второе – на развитие (обеспечение перехода от цифровой к
инновационно-информационной экономике).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: http://www.consultant.ru
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»:
распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Собрание
законодательства РФ. 2017. 7 авг. № 32. Ст. 5138.
3. "Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика
Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/
4. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления
реализацией программы «Цифровая экономика РФ». URL: http://ac.gov.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234 (ред. от 07.12.2019) "О
системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика
Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319701/
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 31.03.2020) "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное
общество". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/
7. Жерноклёва Н.C. Цифровизация государственного управления в России // Вектор
экономики. 2019. № 12 (42). С. 84.
8. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И.
Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая
школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 248 с.
9. Информационные ресурсы цифровой экономики в регионах Дальнего Востока /
Н.Е. Егоров, Г.С. Ковров, В.П. Мельчинов, С.Н. Павлова // Информационные ресурсы
России. 2019. № 2 (168). С. 2–5
10. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе.
- URL: http://Medium.comCEMI-RAS. Ноябрь, № 11. 2017 г.
11. Минэкономразвития России: Обзор "Российские технологические платформы".
URL: https://nangs.org/docs/minekonomrazvitiya-rossii-obzor-rossijskietekhnologicheskieplatformy-ot-11-01-2018-g-pdf
12. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации. URL:
https://www.gks.ru/folder/14478
13. ООН. Исследование ООН: электронное правительство 2018. Организация
объединенных наций. Нью-Йорк, 2018.
4
14. Российская общественная инициатива (РОИ). URL: https://www.roi.ru.
15. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового
государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы
государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93–114
16. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровизации
экономики / Левин А.И., Шошина В.И. // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра.
2019. № 2. С. 5-10.
17. Только 29% россиян верили в защиту своих персональных данных компаниями.
URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/04/2019/5ca71a109a7947f384535093
18. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: мировой опыт,
проблемы и перспективы использования онлайновых социальных сетей / Щур А.Л.,
Федоров А.М., Датьев И.О. // Труды Кольского научного центра РАН. 2019. Т. 10. № 9-9.
С. 158-171.
19. Чугунов А.В., Кабанов Ю.А., Федяшин С.В. Развитие электронных приемных в
регионах Российской Федерации: результаты пилотного исследования в 2017–2018 гг. //
Информационные ресурсы России. 2019. № 3 (169). С. 32–36
20. Электронное правительство как удачный пример практической реализации
процессов цифровизации в государственном муниципальном управлении: анализ
зарубежного опыта внедрения и формирование этого опыта для РФ / Тимашкова Т.Е.,
Хальзова А.Е., Долгополова А.Ф. // Фундаментальные исследования. 2020. № 4. С. 115-
119.
21. Cleland D.I. Defining a Project Management System // Project Management Quarterly.
1977. Vol. 8, no. 4. P. 37–40.
22. Digital Economy and Society Index (DESI) 2019. URL: https://ec.europa.eu/digitalsingle-market/en/news/digital-economy-and-society-index-desi-2019
23. Global Cybersecurity Index. URL: https://www.itu.int/en/ITUD/Cybersecurity/Pages/global-cybersecurity-index.aspx
24. IMD World Digital Competitiveness ranking 2019. One Year Change. URL:
https://www.imd.org/news/updates/imd-world-digital-competitiveness-ranking-2019/
25. Mell P., Grance T. The NIST Definition of Cloud Computing : Recommendations of the
National Institute of Standards and Technology. Gaithersburg, 2017. 7 p.
26. Mougayar W. The SOA in IT Benchmark Report: What CIOs Should Know about How
SOA Is Changing IT. Boston, 2005. P. 1–35.
27. Negroponte N. Being Digital / N. Negroponte. — NY: Knopf, 1995 [Электронный
ресурс]. - URL: http://inance.ru/2017/09/cifrovaya-ekonomika/
28. Smith H., Fingar P. A New Path to Business Process Management // Optimize. 2002.
Vol. 1, iss. 12. P. 55–61.
29. United Nations E-Government Survey 2018. Department of Economic and Social Affairs,
UNITED NATIONS, New York, 2018. URL: publicadministration.un.org.