Фрагмент для ознакомления
2
Первая встреча со взрослым человеком у ребенка в большинстве случаев вызывает тревогу или же усиливает уже имеющееся чувство беспокойства. «Игра с иллюстрациями» снижает уровень тревожности у ребенка и способствует повышению эффективности для дальнейшей работы.
Вначале психолог задает вопрос ребенку, играл ли он когда-либо в предложенную им игру, при этом одновременно с разговорами начинает рисовать и комментировать свои действия. Произнося, «давай нарисуем домик», - педагог начинает выводить квадрат, а в нем прорисовывать окна и дверь. «Это обычный домик», говорит учитель. «Кто живет в нем и как его зовут?», - в это время психолог обращается к ребенку. Если он не отвечает, то педагог говорит сам и спрашивает подтверждения. Для примера назовем его Коля.
«Это Колин дом, и он живет в нем вместе с родителями. Однажды родные купили ему собаку». Педагог обращается к ребенку: «Как же Коля назвал собаку?». В ответ психолог получает какую-нибудь кличку, если этого не происходит, то он снова начинает предлагать свою версию. «Пусть его будут звать Тобик, ты согласен?», - спрашивает учитель. «Однажды Коля вернулся домой и не обнаружил Тобика дома. Он побежал на улицу искать его». В это время педагог проводит прямую линию вниз в направлении от двери.
Затем психолог снова обращается к ребенку: «Как ты думаешь, Коля нашел своего питомца?» Если педагог не получает ответа или же ответ отрицательный, то разговор продолжается.
Если ответ положительный, то психолог говорит: «Приблизившись к собаке, Коля понял, что это не его питомец и он снова продолжил поиски».
Затем педагог проводит несколько линий, напоминающих четыре лапы, и говорит: «Коля вспомнил, что Тобик очень любит парк и побежал туда». Во время беседы психолог продолжает рисовать и проводит линию в направлении вверх, а затем в сторону.
Данные линии приняли очертания хвоста. «Коля долго искал питомца по парку, но так и не нашел и тогда он пошел домой». В этот момент можно спросить у ребенка, как он считает в каком настроении был Коля.
Затем педагог проводит еще одну линию горизонтально направлении влево и соединяет парк с домом, в итоге получается иллюстрация собаки. Затем психолог спрашивает: «На что стал похож наш рисунок?» Если ребенок отвечает, то разговор продолжается, если контакта между ребенком и взрослым не происходит, то педагог сам говорит, что получилось и предлагает попробовать нарисовать собаку самому ребенку.
«Игра в иллюстрации» способствует снижению уровня тревожности и позволяет установить положительные взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Занятие 2. «Игра с бумагой»
Цель занятия заключается в снижении тревожного состояния у детей младшего школьного возраста, а также в возможности выражения эмоций.
Занятие включает в себя 2 вида упражнений.
Для работы потребуется несколько листов бумаги, желательно черновых.
1 упражнение. В начале игры ребенку предлагается просто порвать листок бумаги. Затем педагог делает то же самое, но при это бросает куски оторванной бумаги в центр комнаты, одновременно сообщая ребенку, что размер кусочка не важен. Если ребенок не заинтересовывается данными телодвижениями, то его не заставляют выполнять задание. В данном случае педагог встает спиной к ребенку и делает вид, что не замечает его. В большинстве случаев дети начинают включаться в игру.
2 упражнение. После 1 упражнения, когда куча из комочков бумаги в центре комнаты стала достаточно большой, педагог предлагает ребенку поиграть с ней и начинает энергично подбрасывать их вверх или разбрасывать по комнате.
Занятие 3. «Игра со временем»
Цель занятия заключается в развитии самоконтроля.
Упражнение включает в себя 2 упражнения.
Для проведения игровой терапии понадобятся ручка с бумагой, кубики, секундомер и фишки.
Ребенку предлагается выполнить либо раскрашивание уже готового по трафарету изображения, либо построить башню из кубиков.
1 упражнение.
Педагог дает ребенку 10 фишек и кубики. За 10 минут нужно построить из этих кубиков башню. Отвлекаться нельзя, так как можно не успеть. При этом психолог сообщает ребенку, что за каждый вопрос или любое отвлечение он будет должен отдавать взрослому по одной фишке. Если же задание будет успешно выполнено, но педагог дает еще дополнительных 10 фишек. Как только будет набрано 30 фишек, в конце вручается какой-нибудь небольшой приз.
2 упражнение. Выполнение задания аналогичное предыдущему, только увеличено во времени исполнения. Психолог специально отвлекает ребенка, при этом вначале он просил его не отвлекаться.
В результате проведения данной игры у ребенка вырабатывается повышение уровня мотивации и контроля за самим собой, от чего по завершении он получает удовольствие и удовлетворение от своих достижений.
Задание 4. «Поверь в себя»
Цель занятия заключается в повышении уровня уверенности в самом себе.
Занятие состоит из двух упражнений.
1 упражнение. Ребенку предлагается представить, что он может сделать.
2 упражнение. Попросить продемонстрировать свои возможности.
Например, попросить ребенка показать, как он умеет рисовать. В большинстве случаев дети отказываются исполнять данную просьбу. Однако, когда ситуация приобретает игровой настрой, ребенок становится более раскрепощенным и не боится совершить насмешку или неодобрение в свой адрес. При этом, для детей в данный момент важен сам процесс самостоятельности, а не результат игры.
Задание 5. «Игра с пластилином»
Цель занятия заключается в уменьшении уровня тревожности и в снятии эмоционального напряжения у ребенка.
Занятие состоит из двух упражнений.
Для проведения занятия потребуется пластилин, формочки, скалка и др. поделочные предметы.
1 упражнение. Педагог просит ребенка изучить материал и свободно поиграть с ним, в данном процессе происходит знакомство с предметом. Если ребенок несильно замкнут в себе, педагог присоединяется к ознакомительному процессу.
2 упражнение создание образа. Ребенку предлагается слепить из материала животное, фрукт или любой предмет. Психолог должен вести себя достаточно осторожно при проведении данной игры для того, чтобы в определенный момент времени смочь вмешаться в процесс детской игры.
Занятие 6. «Чудо ковер».
Цель занятия заключается в уменьшении уровня тревожности и в снятии эмоционального напряжения у ребенка.
Занятие состоит из двух упражнений.
Для проведения игры потребуется небольшой ковер, который может с легкостью переместить даже ребенок, но при это на нем можно уместиться лежа и сидя.
1 упражнение. Психолог показывает ковер ребенку и говорит, что он непростой, а волшебный и в любой момент может превратиться во что угодно. Затем педагог спрашивает, во что превратился этот коврик и.
2 упражнение. Психолог, проанализировав поведение ребенка, старается сам включиться в игру и взять на себя роль папы или мамы.
Занятие 7. «Затаившиеся проблемы».
Цель занятия заключается в снижении уровня тревожности и проявлении чувств ребенка.
Занятие состоит из двух упражнений.
Для проведения игры потребуется коробка, фломастеры и бумага.
Дети с повышенным уровнем тревожности склонны держать в себе все страхи и переживания.
1 упражнение. Педагог делает отверстие в коробке, для того чтобы туда можно было просунуть лист бумаги. Затем психолог просит ребенка нарисовать, то, чего он боится, затем рассказать почему он этого боится и в завершении бросить свой страх в коробку, тем самым спрятать свою проблему.
2 упражнение. В завершении игры ребенка спрашивают, чтобы он хотел сделать с коробкой. Если ответа не поступает, педагог предлагает свои варианты, например выбросить или сжечь коробку.
Таким образом, по завершению проделанной работы можно сделать вывод, что предлагаемые 7 занятий позволят снизить уровень тревожности у младших школьников.
Проведя исследование было установлено, что основными составляющими тревожности являются межличностный и самооценочный страх. Явная и школьная тревожность выражены в наименьшей степени.
Предложенный комплекс из семи занятий может быть проведен для учащихся третьих классов.
3.2 Рекомендации по снижению стресса у детей младшего школьного возраста
Причинами появления состояния тревожности у детей младшего школьного возраста в большинстве случаев это личностные отношения со сверстниками или преподавателями в школе, а также неудачи в образовательной деятельности и внутриклассовая конкуренция.
В данный период развития ребенок уже четко понимает, в чем он преуспевает, а в каких-то достижениях он уступает перед другими. В силу своего возраста, ребенок не понимает, что такое положение вещей является нормой, что нельзя во всем быть лучше всех.
Таким образом, большая часть детей младшего школьного возраста переживают серьезные стрессы. При этом каждый из-них проявляет состояние тревожности по – разному. Кто-то пытается быть умнее всех, и погружается с головой в учебу, забывая про других, а кто-то проявляет свое беспокойство агрессивностью, унижая и обижая других.
Одним из основных и действенных профилактических действий по снижению уровня тревожности у ребенка является демонстрация любви к нему со стороны родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 .Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. - 416с.
2 .Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография / М.Н. Аплетаев. - Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998. - 78 с.
3 .Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 438 с.
4 .Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. - М.: Психология, 2003. - 186 с.
5 .Батаршев, А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога / А.В. Батаршев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 224 с.
6 .Болотина, Л.Р. Педагогика / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 1987. - 326 с.
7 .Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. ... канд. психол. наук / Брель Е.Ю. - Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. - Томск, 1996. - 120 с.
8 .Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию /Д.С. Горбатов. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. - 248с.
9 .Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте / Т.В. Гормоза. - Мн.: Наука, 2000. - 264 с.
10 .Горянина, В.А. Психология общения / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002. - 416с.
11 .Гриншпун, И.Б. Детские невротические страхи, их диагностика и коррекция / И.Б. Гриншпун. - М.: Педагогика, 1993. - 212 с.
12 .Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Я.Л. Коменский, Е.А. Панько. - Мн.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997. - 237 с.
13 .Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА - М», 1999. - 422 с.
14 .Еникеев, М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты / М.И. Еникеев. - М.: "Приор-издат", 2003. - 288 с.
15 .Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А.И. Захаров. - СПб.: Педагогика, 1995. - 188 с.
16 .Зотова, Ф.Р. Сравнительный анализ школьной тревожности учащихся школ разного типа / Ф.Р. Зотова, Л.М. Закирова // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 163-168.
17 .Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова, А.Ю. Каджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
18 .Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979. - 182 с.
19 .Кантарбаев, С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания / С.Е. Кантарбаев. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996. - 126 с.
20 .Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.
21 .Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
22 .Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992с.
23 .Краткий словарь по философии / А.И. Фомченко. - М.: Просвещение: 1982. - 356 с.
24 .Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
25 .Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО., 1997. - 176 с.
26 .Леви, В. Нестандартный ребенок / В. Леви. - М.: Знание, 1989. - 256 с.
27 .Левченко, И.Ю. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М.: Академия, 2003. - С. 20-54
28 .Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 1995. - 324 с.
29 .Любицына, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей / М.И. Любицына. - Л.: Педагогика, 1974. - 108 с.
30 .Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Спб: Питер, 2000. - 592 с.
31 .Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование, - 1998. - № 2. - С. 15-19.
32 .Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 98 с.
33 .Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности: комплексный характер работы по профилактике и коррекции школьной тревожности, учитывающий возраст учащегося / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 1. - С. 32-53.
34 .Микляева, А.В. Развивающая работа психолога с детьми с высоким уровнем школьной тревожности / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Педагогическая диагностика. - 2006. - № 5. - С. 106-113.
35 .Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
36 .Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.2. Психология образования /Р.С. Немов. - 3-е изд. - М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. - 608с.
37 .Ницше, Ф. Сочинения / Ф. Ницше. - М.: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988. - 154 с.
38 .Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996.- 240 с.
39 .Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.
40 .Подлеснова, Н.Н. Второе рождение / Н.Н. Подлеснова, И.В. Руденко // Семья и школа. - 1998. - № 7. - С.7-9.
41 .Популярная психология для родителей / А.С. Спиваковская. - 2-е изд. - СПб: Союз, 1997. - 436 с.
42 .Практикум по возрастной и педагогической психологии /И.В. Дубровина. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
43 .Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А.А. Крылов, С.А. Маничев. - изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 318 с.
44 .Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми / А.М. Прихожан //Активные методы в работе школьного психолога. Киров: Кировский ГПУ, 1991. - С. 26-44.
45 .Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. -1998. - №2. - С. 11-17.
46 .Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
47 .Психология / А.А. Реан. - М.: Проспект, 1998. - 584с.
48 .Психология подростка: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / А.А. Реан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - С. 49-58.
49 .Райгородский, Д.Я. Психология семьи / Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. - 752 с.
50 .Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. - В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998: - кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - 480 с.: ил.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога/ Е.И. Рогов. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.
51 .Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е.В. Руденский. - Новосибирск: Новосиб. научное изд-во, 1999. - 264 с.
52 .Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И.В. Дубровина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»; 2000. - 160с.
53 .Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. - 1996. - №4. - С. 21-27.
54 .Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
55 .Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер. - М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994. - 237с.
56 .Степанов, С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога родителям / С.С. Степанов. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 168 с.
57 .Суворова, В.В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 156 с.
58 .Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Сухова. - Кострома: Изд-во «Кострома», 2007. - 292 с.
59 .Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М: Педагогика, 1980. - 254 с.
60 .Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1988. - 342 с.
61 .Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1985. - 356 с.
62 .Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512с.
63 .Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.М. Феррои // Школа здоровья. - 2005. - № 3. - С. 32-38.
64 .Фрейд, А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов / А. Фрейд, З. Фрейд. - СПб.: Наука, 1997. - 354 с.
65 .Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и школа. - 2004. - № 2. - С. 103-107.
66 .Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 1990. - 358 с.
67 .Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева. - М.: Академия, 2003. - 148 с.
68 .Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2000. - 608с.
69 .Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Буянов, М.И. Чистякова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.
70 .Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. - 512с.
71 .Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704с.
72 .Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М.Г. Яновская. - М.: Просвещение, 1986. - 160с.