Фрагмент для ознакомления
2
Источник: разработано автором
Одним из основных способов развития технологии минимизации информационно-коммуникационных барьеров является технология постановки рефлексивного фильтра. Постановка фильтра предполагает настройку системы диагностики, оповещения субъекта управления о возникновении барьеров, последующей их минимизации. Разработка и внедрение данной технологии возможны после многократной реализации социально-технологического алгоритма минимизации информационно-коммуникационных барьеров, когда управленец будет обладать базой знаний «второго порядка», содержащей всесторонние сведения о проявляющихся барьерах, о возможных ситуациях и последствиях их проявления.
Внедрение вышеуказанной модели позволит органу местного самоуправления своевременно выявить информационно-коммуникационные барьеры в системе связей с общественностью и принять необходимые меры для их устранения или корректировки действующих PR-программ.
В модели фиксации информационных барьеров важно выделить уровни, на которых обнаруживаются основные трудности взаимодействия, что позволит выявить субъектов влияния, способных применять управленческое воздействие на организацию информационных потоков.
Таким образом, в данной главе обоснована значимость коммуникационного взаимодействия органов местного управления с местным сообществом и, в частности, с предпринимателями, так как данный процесс позволяет повысить эффективность решения совместных задач по развитию территории, решению проблем и задач муниципалитета.
Важным аспектом формирования эффективного взаимодействия органов власти с представителями социума является выявление информационных барьеров, которые могут сопровождать процессе коммуникаций. Они не только препятствуют передаче необходимой информации между субъектами, но и формируют длительный негативный эффект снижая уровень взаимного восприятия участников информационного обмена, ухудшая имидж органа власти и управления.
Опыт России последних лет показал, что важно учитывать «общественность» при ее интерпретации в соответствии с западноевропейскими и русскими национальными традициями. Вопросы информационной поддержки государственного и муниципального управления занимают особое место в системе управления, поскольку любое поспешное или неправильное управленческое решение, принимаемое при недостатке информации, особенно в чрезвычайных, экстремальных ситуациях, может привести к нежелательным последствиям.
Содержание информации, размещаемой на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, соответствует чуть более половине следующих требований: действующее законодательство, регулирующее доступ к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти; общепринятые технические требования к содержанию сайтов.
Федеральные органы исполнительной власти еще не разработали единый подход к формированию структуры своих официальных сайтов.
Недостаточное внимание уделяется соблюдению условий и периодичности размещения на официальных сайтах следующей социально значимой информации: отчетов; информация о реализации целевых программ; планы-графики размещения заказов на поставку товаров, работ и услуг для государственных нужд; статистическая информация формируется в соответствии с федеральным планом статистической работы; информация об использовании выделенных бюджетных средств. Многие тексты правовых актов также публикуются в устаревших изданиях.
«Значительное число федеральных органов исполнительной власти не считают свои официальные веб-сайты эффективным средством распространения информации о своей деятельности и обеспечения доступа граждан и организаций к общедоступным государственным информационным ресурсам» .
1.3 Цифровизация в государственном управлении
Далее представляется необходимым обозначить факторы, оказывающие влияние на процессы применения инновационных инструментов цифровой экономики в деятельности органов государственного управления:
1) активная интеграция России в международные процессы формирует платформу показательных примеров применения цифровых технологий в совершенствовании процессов управления, демонстрирует возможности цифровизации для повышения конкурентоспособности и повышения эффективности государственного управления;
2) декларирование значимости развития цифровой экономики и ее инструментов в сфере бизнеса в Официальных документах руководства Российской Федерации, таких как Доктрина информационной безопасности РФ, которая была принята 05.12.2016 № 646 указом Президента «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;
3) высокий уровень открытости органов государственного управления и оптимизации всех процессов, снижения издержек предполагает необходимость внедрения инновационного подхода в управлении и взаимодействии с клиентами;
4) технологическое развитие цифровых инструментов, способных влиять на экономические и управленческие процессы и делать их более доступными, мобильными, выгодными для предприятий и потребителей. В данном аспекте особое влияние оказывает масштабное проникновение Интернета во все сферы жизнедеятельности человека и процессы коммуникаций разных субъектов (людей, компаний). Чем более интенсивно используются цифровые технологии конкретным органам управления, тем выше становится его деловая репутация и имидж;
5) общественный интерес и спрос на цифровые технологии и возможности их применения для коммуникаций, решения бытовых проблем и задач, реализации социальных проектов и т.п. Цифровизация стала признаком прогрессивности и проактивной позиции субъектов взаимодействия.
Все вышесказанное обуславливает необходимость активного применения цифровых технологий в государственном управлении.
Инфраструктурный фактор также имеет большое значение: в Российской Федерации в последние годы довольно успешно развиваются цифровые платформы: платформы оказания государственных, взаимодействия с предпринимательским сектором, в том числе за счёт требований интероперабельности систем, применение данных из иных систем и т.д.
Далее представляется целесообразным рассмотреть их на примере Правительства Забайкальского края.
2 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СООБЩЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
2.1 Практический опыт преодоления информационных барьеров на примере Комитета по развитию потребительского рынка и продовольствию Правительства Забайкальского края
В Забайкальском крае государственное управление осуществляется системой органов исполнительной власти (Приложение 1). Деятельность каждого органа и структурного подразделения обеспечивается системой информационного и коммуникационного взаимодействия и соответствующими технологиями. Рассмотрим как происходит информационное и коммуникационное обеспечение в конкретном органе государственного управления Забайкальского края.
Комитет по развитию потребительского рынка и продовольствию Правительства Забайкальского края осуществляет активную деятельность по взаимодействию с предпринимателями Забайкальского края для решения следующих задач:
- развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае,
- проведение консультационной и иной поддержки предпринимателей для развития их бизнеса,
- оказание консультационной, правовой и экономической поддержки предпринимателям,
- оказание поддержки предпринимателям местного сообщества по созданию новых рабочих мест и повышению уровня условий труда своих работников,
- создание новых форм потребительского рынка и расширение номенклатуры продовольственных товаров и услуг, выпускаемых предприятиями округа,
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бельдюгин П.С. Контроль и внедрение информационной безопасности больших данных в государственном управлении // Московский экономический журн6ал – 2020 - №4. – С.14
2. Бочарова Т.А. Информационно-аналитическая работа в органах исполнительной власти региона: автореф. дис. ... к.с.н. : 22.00.08. - Белгород, 2009. - 193 с.
3. Ветошкина М.А. Теоретические аспекты управления информационными ресурсами организации [Текст]/ Современные проблемы управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Тюмень: РИО ФГБОУ ВПО «ТюмГАСУ», 2015. С.45
4. Гаджалиев К.М. Сущность и содержание социального маркетинга в структуре услуг // Проблемы современной экономики. – 2010. - №3. С.31
5. Зеленков, Ю.А. Информационная эффективность, информационный дизайн и информационная система организации. Бизнес-информатика: : Учебное пособие[Текст] / Ю. А. Зеленков. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 310с.
6. Иванов П. Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления II Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 2 (157). С. 37-44
7. Карпенко Е.В. Социальные условия преодоления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления : автореф. дис. к.с.н. : 22.00.08. - Орел, 2009. - 23 с.
8. Макушова О.М. Положительный опыт и проблемы функционирования электронного правительства в России // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110353
9. Околеснова О.А. Информационные барьеры в сфере общественного контроля // Право и государство: теория и практика. – 2014. - №6. – С.150-152
10. Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современный тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 2. - Том 2. - С. 128-139.
11. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге [Текст]/ И.В. Рожков. - М.: Русайнс, 2017. С.72
12. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 40-45.
13. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. - СПб. : Наука, 2001. - 380 с.
14. Хижняков, Д.П. Информационные барьеры в системе государственного управления [Текст] / Д.П. Хижняков, С.Д. Лебедев // Научные ведомости БелГУ. - Серия: Философия. Социология. Право, 2011. - № 2 (97) . - Выпуск 15. - С. 323-332.
15. Хижняков Д.П. Информационно-коммуникационные барьеры в региональной практике государственного управления // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4826 (дата обращения: 14.04.2019).
16. Хижняков Д. П., Лебедев С. Д. Информационные барьеры в системе государственного управления // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. №2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-bariery-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 14.04.2019).
17. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ.ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2017. – 466 с.
18. Широкова, А. С. Проблемы формирования системы управления информационным обеспечением промышленного предприятия [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 161-163
19. Ericsson K.A. The acquisition of expert performance: an introduction to some of the issues // The Road to excellence: The acquisition of expert performance in the arts and sciences, sport and games. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 1996. - 372 p.
20. Habermas, J. The theory of communicative action. V1: Reason and the rationalization of society / Translated by Thomas McCarthy. USA : Boston : Beacon Press, 1984. - 465 p.