Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время в России ветвь исполнительной власти представлена мощным и разветвленным аппаратом. Данный аппарат включает в себя органы и учреждения, которые служат цели достижения государственных задач, свойственных для исполнительно-распорядительной системы. В связи с иерархичностью, многоступенчатостью и многофункциональностью системы исполнительной власти в настоящее время одной из актуальных задач является развитие эффективной системы межведомственного взаимодействия.
Сущностным признаком Российской Федерации как демократического федеративного правового государства является возможность граждан принимать непосредственное участие в управлении его делами. Среди возможных форм такого участия в Российской Федерации, выступающей одновременно в качестве одной из основ конституционного строя России, выделяется непосредственное народовластие.
В последнее время подчеркивается заинтересованность государства в развитии различных проявлений гражданских инициатив, которые должны учитываться при осуществлении государственной политики. Широкие возможности осуществления инициатив граждан необходимо рассматривать в качестве одного из условий становления в России правового государства и дальнейшей его демократизации.
Данный факт указывает на необходимость дальнейшего развития системы гражданских инициатив в Российской Федерации. Это положительно скажется на сближение общества и государства, что следует рассматривать как один из факторов, способствующих минимизации социальной напряженности в публично-правовой сфере.
При наличии определенной степени разработанности темы в литературе отсутствует единый унифицированный подход к вопросам взаимосвязей в системе государственного аппарата и гражданского общества. Представляется необходимым отметить исследования авторов, которые отличаются повышенной значимостью в контексте анализа выбранной темы. Это, прежде всего, А.В. Данилин, Н.А. Храмцовская, В.А. Кириллова, Е.И. Иванова, Е.Ю. Ястребова, О.Н. Сметанина.
Ряд авторов имеет существенные достижения в деле разработки проблемы правового статуса и разграничения полномочий между взаимодействующими частями государственного аппарата.
Определенные аспекты взаимодействия между государственными органами в сфере электронных систем затрагивали в своих исследованиях такие авторы, как О.С. Рогачева, И.Л. Бачило, С.С. Зенин, Е.М. Бледнова, Е.В. Гриценко. Сфера распределения полномочий государственных органов и разграничения предметов ведения более активно изучались в отечественной литературе как монографического, так и учебно-методического характер. Отметим таких исследователей, как Т.Я. Хабриева, М.Н. Абдулаев, Ю.Н. Старилов, Н.В. Витрук, К.В. Черкасов, М.В. Баглай, С.Н. Махина, В.И. Васильев, Д.А. Керимов, Г.В. Атаманчук, В.Н. Кудрявцев, В.Я. Бойцов, И.Л. Бачило, B.C. Нерсесянц, Т.Д. Зражевская, Б.М. Кузнецов, И.Д. Беляев, А.Ф. Ноздрачев.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных исследователей в области теории и истории государства и права, конституционного и муниципального права.
Среди них работы российских ученых историков и юристов дореволюционного периода, уделявших внимание проблемам теоретического осмысления вопросов, связанных с участием граждан в управлении государственными и общественными делами (И.Д. Беляева, М.Ф. Владимирского-Буданова, Ф.Ф. Кокошина, Н.М. Костомарова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Б.Н. Чичерина)
Объект исследования: взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления.
Предмет исследования: формы и модели взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Цель исследования: анализ взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления и на его основе разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- провести анализ проблем во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- разработать рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Методы исследования: социологический, статистический и сравнительный анализ.
Теоретическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы в улучшении качества работы органов местного самоуправления.
Практическая значимость: полученные в работе результаты и предоставленные рекомендации могут быть использованы во взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Понятие органов региональной власти
Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.
Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно-властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.
Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:
-комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;
-по экономической политике;
-по социальным вопросам;
-по природным ресурсам;
-и другие.
Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.
Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.
Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.
Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.
Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.
Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.
Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой. Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.
Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.
Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона. Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.
Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.
1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).
2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.
Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.
В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:
- финансовое управление;
-управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);
-комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);
-управление по внешнеэкономическим связям;
-комитет по инвестициям;
-управление цен;
-департамент транспорта;
-департамент промышленности;
-департамент агропромышленного комплекса;
-управление ЖКХ;
-другие.
В управлении социальной сферой:
-управление здравоохранения;
-управление образования (образования и науки);
-управление культуры;
-комитет по физкультуре и спорту;
-управление по делам молодежи;
-управление социальной защиты населения;
-комитет по труду;
-департамент занятости
-другие.
В управлении инфраструктурой региона:
-управление капитального строительства;
-управление архитектуры и градостроительства;
-управление автодорог;
-государственный архитектурно-строительный надзор;
-другие.
В управлении ресурсной сферой региона:
-комитет по земельным ресурсам;
-комитет по охране окружающей среды и природным ресурсам;
-управление лесами;
-управление водного хозяйства;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019). // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Указ губернатора Пермского края от 19.01.2017 N 8 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края"
4. Указ губернатора Пермского края от 18.09.2017 № 125 «О принятии губернатором Пермского края полномочий председателя Правительства Пермского края»
5. Закон Пермского края от 07.09.2007 N 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края"
6. Постановление Правительства Пермского края от 20.02.2018 N 74-п "О Регламенте Правительства Пермского края"
7. Распоряжение председателя Пермской городской Думы от 12.05.2020 №90р-1 «О режиме проведения заседания Пермской городской Думы»
8. Постановление председателя Пермской городской Думы от 24.08.2018 №17-1 «О порядке информирования населения города Перми о деятельности Пермской городской Думы»
9. Постановление председателя Пермской городской Думы от 16.05.2019 №3-1 «Об утверждении Инструкции по организации делопроизводства в Пермской городской Думе»
10. Распоряжение постановление администрации города Перми от 28.05.2020
11. Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по содержанию ливневой канализации улиц города Перми
12. Решение Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 "О принятии Устава города Перми" (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 23.09.2015 N RU903030002015002)
13. Решение Пермской городской Думы от 26.06.2018 № 110 «О внесении изменений в Устав города Перми» (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 07.08.2018 № RU903030002018001)
14. Решение Пермской городской Думы от 22.01.2019 № 8 «О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150 «О принятии Устава города Перми» (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 27.02.2019 № RU903030002019001)
15. Решение Пермской городской Думы от 24.09.2019 № 202 «О внесении изменений в Устав города Перми» (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 23.10.2019 № RU903030002019002)
16. Решение Пермской городской Думы от 24.09.2019 № 203 «О внесении изменений в Устав города Перми» (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Пермскому краю 23.10.2019 № RU903030002019003)
17. Административное право Российской Федерации. / Под ред. А.В. Мелехина. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. - 502 с.
18. Административное право. / Под ред. А.И. Стахова, П.И. Кононова. – М.: Юрайт, 2019. - 367 с.
19. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.: ИКД "Зерцало-М". 2013. - 608 с.
20. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. – М.: ТЕИС, 1994. – 428 с.
21. Бабошин О.А. Система муниципальных правовых актов. // Муниципалитет: экономика и управление. - 2019. - № 1 (26). – С. 86-94.
22. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2009. - 602 с.
23. Бахрах Д.Н. Формы и методы деятельности государственной администрации. - Екатеринбург: Б. и., 1999. - 176 с.
24. Горбунов А.А. Информационное обеспечение как условие повышения эффективности деятельности органов государственного управления: дисс. …к.с.н. – Волгоград, 2005. – 180 с.
25. Дмитриев Ю.А. Административное право. – М.: Эксмо, 2015. – 438 с.
26. Елистратов А.И. Основные начала административного права. - М.: Г.А. Леман и С.И. Сахаров, 1917. - 305 c.
27. Кузнецова С.П. Правовое обеспечение административной реформы и реформы местного самоупраления в Российской Федерации. // Территория науки. – 2016. - № 6. – С. 100-103.
28. Кузнецова С.П. Структура органов местного самоуправления как объекта муниципального права в российской федерации. // Территория науки. - 2017. - № 2. – С. 164-169.
29. Осинцев Д.В. Административное право. – М.: Юрайт, 2019. - 427 с.
30. Попова Н.Ф. Административное право. – М.: Юрайт, 2019. - 341 с.
31. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. – М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с.
32. Рычкова И.Н. Предоставление государственных услуг как административно-правовая функция органов исполнительной власти: дисс. …к.ю.н. – Киров, 2017. – 205 с.
33. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. - М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. – 697 с.
34. Тонгуш В.В. Технологии принятия управленческих решений. // Символ науки. - 2017. - № 4. – С. 181-183.