Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Функционирование и системное развитие предприятия или муниципалитета
должно строиться на соответствующих текущему времени передовых достижениях научной,
технической и управленческой мысли. На данном этапе мало просто производить какую-либо
продукцию или оказывать услугу, необходимо регулярно внедрять инновации, разрабатывать
новые товары или виды услуг. Это требует привлечения инвестиций и осуществления ряда
процессов, не связанных с обычной деятельностью компании, т.е. необходим особый замысел,
эффективно реализовать который поможет проектное управление.
Цель работы: разработать эффективный проект в сфере образования.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие «Проектное управление»
2. Рассмотреть сущность и основных элементов проектного управления.
3. Разработать проект в сфере дошкольного образования
Объект исследования – управление проектами
Предмет исследования – разработка проекта в сфере образования
1. Сущность и основные характеристики проектной деятельности
1.1. Понятие «Проектное управление»
3
Под проектным управлением подразумевается методика руководства важными и масштабными
задачами, которые имеют определенную цель, установленные сроки и ограниченное ресурсное
обеспечение [15]. Такой подход позволяет объединить в единое целое постоянные (линейные)
процессы, происходящие в компании, и целевые (разовые) инициативы. Научно-технический
прогресс, возрастающая сложность реализуемых замыслов, рост конкуренции во всех отраслях,
усиление интеграции и взаимодействия производства и науки делает проектное управление
актуальным в современном мире. Такой вид менеджмента дает возможность: достичь
запланированных показателей за счет внедрения таких инициатив, которые будут наиболее
выгодны для компании в краткосрочном или долгосрочном периоде; обеспечить разработку
продукта с заранее установленными показателями качества; выдержать сроки достижения
результата, синхронизировав их с другими работами компании; эффективно руководить
трудовыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами [25].
К основным целям проектного менеджмента можно отнести: освоение и внедрение новых видов
продукции на основе передовых технологий, которые дадут предприятию конкурентные
преимущества на рынке; внедрение в компании современных управленческих технологий,
способных повысить эффективность деятельности на всех уровнях руководства (оперативном,
тактическом и стратегическом); уменьшение расходов на управленческий аппарат за счет
повышения оперативности его работы и сокращения численности; материальная мотивация
сотрудников за высококачественный труд, ориентированный на результат; привлечение
инвестиций со стороны за счет внедрения перспективных инициатив; концентрация кадровых,
научно-технических и производственных ресурсов, рациональная организация работы, как
следствие, уменьшение количества времени, затрачиваемого на разработку и производство
продукции, и сокращение ее себестоимости [4].
Один из руководителей стандартных отделов наделяется ответственностью и полномочиями
относительно решения новых задач наряду со своими функциональными обязанностями. Но все
возникающие проблемные и конфликтные ситуации вынужден решать руководитель более
высокого уровня. Распыление ответственности и регулярное вмешательство менеджеров высшего
звена разрушительно действует на реализацию начинания. Назначается руководитель для
реализации новой инициативы и наделяется всей полнотой власти для решения возникающих
вопросов. На него возлагается ответственность за оперативное управление, планирование,
ресурсное обеспечение и финансирование проекта. Он не связан линейными процессами и
работает в направлении достижения определенной цели в соответствии с установленными
требованиями (затратами и временем). Третий вариант наиболее применим в сложных проектах,
связанных с большим количеством промежуточных этапов и сложными техническими заданиями
(аэрокосмическая, электронная отрасли промышленности, разработки новых технологий) [10].
Нередко возникает вопрос, как осуществлять руководство компанией, если новые инициативы
после их реализации становятся стандартными процессами. Ведь процессное и проектное
управление осуществляется по разным методикам. Процессы и проекты имеют свои отличия,
которые заключаются в следующем: Проект создает уникальный конечный результат, это
единовременный перечень проводимых мероприятий в рамках конкретного периода времени.
Бизнес-процесс – это набор мероприятий, которые регулярно повторяются, потребляют
необходимые ресурсы и создают необходимый потребителю, но не уникальный продукт. Именно
на уникальности/неуникальности результата и повторяемости/единоразовости действий и
проходит разлом между процессом и проектом. С одной стороны, вроде бы все понятно, однако
есть нюансы. Возьмем для примера компанию, производящую автомобили. Конвейерное
4
производство машин – это, несомненно, процесс. Разработка новой модели авто – это проект, т.к.
требует дополнительного планирования, новых инженерных и дизайнерских решений,
специального оборудования. Такое утверждение хорошо подходит для фирмы, которая создает
новые модели один раз в 5-10 лет. Однако если конструкторское бюро автопроизводителя выдает
каждый год по новой модели, то такая идея приобретает черты процесса по причине
установления типовой последовательности действий [31].
С другой стороны, создание нового бизнес-процесса может приобретать черты проектности, если
оно нетипично для данного производителя. Так, начало выпуска старой модели автомобиля на
электродвигателе вместо двигателя внутреннего сгорания и внедрение самого производства
электродвигателей будут проектом, несмотря на то, что большинство этапов будут носить типовой
характер [8].
Следовательно, осуществление бизнес-процесса и реализация новой бизнес-идеи в некоторых
условиях могут заменять друг друга: типовой проект ближе по показателям к процессу, а новый
процесс по своим характеристикам схож с разовой инициативой. Постоянное улучшение продукта
или услуги – это не проект, поскольку в него не заложено понятие уникальности. Это нужно
понимать и учитывать в работе, так как принципы управления в обоих случаях разные. Компания,
которая способна четко определиться, к какому типу относится ее деятельность, сможет избежать
ресурсных и временных потерь при управлении своей деятельностью [35]. Многие специалисты
считают, что опираться только на проектное управление, по крайней мере, недальновидно,
поскольку при такой форме руководства трудно оперативно реагировать на быстро меняющиеся
условия рынка. Особенно актуально это для промышленных производств, где основная задача –
постоянный выпуск продукции определенного качества с небольшими модернизациями в
зависимости от желаний заказчика в рамках возможностей наличного оборудования. Здесь нужен
процессный менеджмент, если же возникает необходимость разработать и внедрить какую-то
разовую технологическую новинку, то рациональнее пригласить для этого замысла руководителя
со своей командой со стороны. Проектный менеджмент хорош для организаций, изначально
заточенных на гене
Фрагмент для ознакомления
3
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях
и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
2. Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2017 года N 84-УГ «Об организации
проектной деятельности в Правительстве Свердловской области и исполнительных органах
государственной власти Свердловской области (с изменениями на 12 сентября 2018 года)»
5
3. Азаренков, Л. С. К проблеме внедрения технологии проектного управления в
муниципальную сферу культуры (на примере города Екатеринбурга) // Вопросы управления. 2017.
№ 6 (49). С. 186-189.
4. Алборова, А. А. Проектное управление как новый инструмент механизма государственного
управления региональным развитием // УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И СОЦИАЛЬНЫМИ
СИСТЕМАМИ РЕГИОНА. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2017. С. 8-15.
5. Анастасова, А. С. Управление персоналом в проектном управлении / А. С. Анастасова, А. Н.
Никушина, А. С. Павлова // Форум молодых ученых. 2016. № 3 (3). С. 16-19.
6. Выдрин, И. В. Екатеринбург в системе местного самоуправления (практические аспекты
управления крупным муниципалитетом) // Вестник Уральского института экономики, управления
и права. 2016. № 4 (37). С. 10-19.
7. Вылегжанина, О. А. Мультипроектное управление и системы проектного управления.
Учебное пособие / Москва-Берлин, 2015. - 228 с.
8. Галкин, А. И. Новые механизмы государственного управления: внедрение проектного
управления в деятельность органов государственной власти // Актуальные проблемы и
перспективы развития государственного и муниципального управления. Сборник научных статей
IV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 78-82.
9. Герасимов, К. Б. Организационные формы и методы разработки и реализации инноваций
в муниципальном управлении // СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ, РАЗВИТИЕ. Сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции.
Под редакцией Б.Н. Герасимова. 2016. С. 13-19.
10. Дедова, В. Е. особенности управления персоналом при организации проектного
управления // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5-2 (37). С. 28.
11. Ефимов, Я. Г. Проектное управление в системе государственного управления // Развитие
общественных наук российскими студентами. Сборник научных трудов. 2017. С. 15-18.
12. Заболотникова, М. В. Методические подходы к использованию проектного управления в
системе подготовки кадров государственного и муниципального управления // ПРОБЛЕМЫ
ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА. Сборник статей по итогам
Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2018. С. 62-67.
13. Земляникина, А. Д. Организационно-экономические инновации в муниципальном
управлении: зарубежный опыт и современные российские реалии // Стратегическое управление:
теория, практика и проблемы. Материалы XV Межрегиональной научно-практической
конференции. 2018. С. 215-218.
14. Ключникова, Т. Н. Гражданское участие как фактор организационных инноваций в
муниципальном управлении // Образование и общество. 2015. № 2 (91). С. 110-114.
15. Комарчева, Е. А. Управление проектами и проектное управление: различие понятий //
Проблемы развития предприятий: теория и практика. Материалы 16-й международной научнопрактической конференции : В 3-х частях. 2017. С. 67-69.
6
16. Котков, А. Р. Современные технологии стратегического планирования в управлении
жилищно-коммунильным хозяйством муниципального образования: SWOT-анализ сферы ЖКХ
города Екатеринбурга // Экономика и социум. 2017. № 2 (33). С. 1511-1517.
17. Леонова, О. Е. Формирование критериев оценки проектного управления в сфере
государственного управления // Современные проблемы регионалистики. Сборник по
материалам II Мерцаловских чтений. В 2-х томах. Под редакцией П.А. Меркулова. 2016. С. 138-141.
18. Марков, О. А. Особенности развития проектного управления и управления рисками в
инновационной деятельности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 1 (9). С.
25-30.
19. Мирзоева, С. М. Особенности дефиниций «Управление проектами» и «проектное
управление» // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы. Материалы XV
Межрегиональной научно-практической конференции. 2018. С. 215-218.
20. Никина, Г. П. Кадровые инновации в управлении персоналом государственной и
муниципальной службы // СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕАЛИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.И.
Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 362-363.
21. Осадчиков, И. С. Анализ системы управления проектами и программами в муниципальном
образовании «Город Екатеринбург» // Экономика и социум. 2017. № 6-2 (37). С. 36-42.
22. Официальный портал Екатеринбурга [Электронный ресурс]/ Режим доступа:
https://екатеринбург.рф/ (Дата обращения: 12.08.2019)
23. Савченко, И. П. Развитие системы управления персоналом на основе проектного
управления / И. П. Савченко, О. А. Мухорьянова // СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. Сборник
материалов всероссийского научно-практического круглого стола. 2016. С. 444-447.
24. Сафонова, О. Н. Внедрение проектного управления в исполнительных органах
государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами // Модели, системы,
сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 58-67.
25. Скореев, Е. Н. Внедрение проектного управления на предприятии и измерение
эффективности процессов управления проектами // Научно-методический электронный журнал
Концепт. 2016. № T15. С. 1016-1020.
26. Старостина, М. В. Проектное управление как инструмент повышения качества
государственного и муниципального управления // Экономические аспекты развития российской
индустрии в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической
конференции кафедры «Экономика и организация производства». 2015. С. 95-98.
27. Суетин, С. Н. Управление программой как разновидность проектного управления / С. Н.
Суетин, С. А. Титов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46). С. 703-708.
28. Традиции и инновации в государственном и муниципальном управлении: современные
вызовы и возможности. Сборник статей и материалов юбилейной X Международной научнопрактической конференции / 2016. Том 2
7
29. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и
Курганской области [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://sverdl.gks.ru/ (Дата обращения:
12.08.2019)
30. Холодная, Е. Д. Официальный портал Екатеринбурга как источник информации о
деятельности департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города
Екатеринбурга // Наука и бизнес: условия взаимодействия индустриального партнерства.
Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственные за выпуск С.А.
Упоров, Е.Н. Ялунина. 2017. С. 382-386.
31. Цурков, Д. В. Управление рисками в проектном управлении // Modern Science. 2019. № 4-2.
С. 182-185.
32. Шарова, С. В. О роли проектного управления в повышении качества государственного и
муниципального управления // Экономические аспекты развития промышленности в условиях
глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 267-271.
33. Шпак, А. С. К вопросу о термине «инновация» в государственном и муниципальном
управлении // European Social Science Journal. 2018. № 3. С. 88-93.
34. Юлдашева, О. Н. Проектное управление в системе государственного и муниципального
управления: проблемы и этапы решения // Актуальные проблемы социального, экономического и
информационного развития современного общества. Всероссийская научно-практическая
конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского
государственного университета Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича. Башкирский
государственный университет. 2016. С. 333-336.
35. Яхонтова, Е. С. Управление человеческими ресурсами в проектном управлении //
Управление развитием персонала. 2018. № 3. С. 204-212.