Фрагмент для ознакомления
2
(ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
В настоящее время в РФ, как экономистами, так и политическими деятелями уже осознано, собственно, что предпринимательство считается ключевой движущей силой экономики, а его всемерное становление дает собой один из основных моментов финансового взлета. При соответствующей помощи страны малый бизнес гарантирует не только лишь составление конкурентной среды и насыщение платежеспособного спроса, но и нужные структурные сдвиги в экономике, вносит немаловажную лепту в бюджеты всех значений. Тем не менее, малое предпринимательство в Российской Федерации продолжает испытывать некоторые трудности, для преодоления которых важна поочередная работа, прежде всего, по предстоящему совершенствованию законодательства, экономической помощи малого бизнеса, увеличению производительности региональных программ становления малого и среднего предпринимательства.
На долю малого бизнеса в экономике развитых государств приходится важная доля изготовления продукции и занятого населения. Доля сектора малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте (ВВП) развитых государств составляет 50-60 %. В РФ, где обеспечение занятости, увеличения уровня жизни населения и подъем ВВП остаются первоочередными задачами, становление малого бизнеса весьма актуально и содержит большой запас роста. Более полное и действенное внедрение этого резерва вполне вероятно только при активизации усилий страны в сфере помощи малого бизнеса.
Есть как объективные, так и субъективные проблемы, препятствующие работе субъектов малого предпринимательства: отсутствие кредитов, недоступность осознания потребностей малого бизнеса со стороны структур, предоставляющих финансовые услуги, высочайшая рискованность и объективная ограниченность располагаемых в РФ кредитных ресурсов для помощи малого бизнеса. Вопрос ограниченного доступа малого предпринимательства к финансированию обсуждается уже достаточно длительное время, и для решения этих проблем был предложен ряд инициатив зарубежными донорскими организациями, международными экономическими организациями и, в наименьшей степени, Правительством РФ. Тем не менее, одним из более серьезных препятствий развитию малого бизнеса в РФ считается ограниченный доступ к финансированию. Недостаточные возможности и нередко неспособность заинтересовать внешнее финансирование сказываются на всех стадиях становления фирмы.
1.2 Правовые основы государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день существуют различные формы предпринимательской деятельности, установленные законодательством Российской Федерации. Одной из них является предпринимательская деятельность граждан. В том случае, если вы решились самостоятельно на свой риск осуществлять деятельность, но при этом не создавать фирму (ОАО, ЗАО, ООО), а представлять свои интересы перед государством в своем лице, вы можете осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель. Согласно статье 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В настоящее время законодательство Российской Федерации в области регулирования деятельности субъектов среднего и малого бизнеса имеет развитую структуру.
Нормативно-правовое регулирование вопросов в сфере среднего и малого предпринимательства базируется на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). При этом ч. 2 ст. 34 Конституции Российской Федерации запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Таким образом, именно Конституция Российской Федерации закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности в целом и занимает высшую (первую) ступень в иерархии нормативного правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в России.
Рисунок 1 – Нормативно-правовое регулирование малого и среднего бизнеса в РФ
На второй ступени основное место отведено Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», положения которого подлежат применению в совокупности с нормами других федеральных законов (смежное законодательство). Согласно ст. 8 данного закона формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.
С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 4 Закона № 209- ФЗ. В соответствии с этой нормой предельные значения выручки, а также балансовой стоимости активов устанавливаются один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений.
Среди федеральных законов в определенной степени соотносящихся со сферой развития субъектов среднего и малого бизнеса можно также отметить федеральные законы:
- от 08.05.1996 г. № 41-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О производственных кооперативах»;
- от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О рынке ценных бумаг»;
- от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015)»Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)»;
В связи с увеличением неправомерных действий представителями органов исполнительной власти при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении субъектов среднего и малого бизнеса, был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса в России / Е.В. Бессонова, Н.А. Волчкова, Е.Л. Горюнов, О.И. Рубанов, Ю.В. Халеева, Е.М. Чернина [текст] / под ред. Н.А. Волчковой. – М.: Изд-во «Дело» РАНХ. – 2017 -80с.
2. Боковой Ю. Особенности методологии проектирования информационных систем для малого и среднего бизнеса. М - "Синергия" - 2016 - №4.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. От 06.04.2011) [текст] // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.12.1994, №32,ст.3301
4. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса: Эл. доступ. - 2019 -304с.
5. Захарченко А. А. Малое предпринимательство: сущность и особенности развития на современном этапе / А. А. Захарченко [текст] // Экономический вектор региона: научно-практический журнал. - 2012. - № 2. - С. 70-75
6. Малый бизнес: учебное пособие [текст] / под ред. В. Я. Горфинкеля. М.- 2017. - 336 с.
7. Морозова Т. Льготы для малого и среднего бизнеса в российской и международной практике учета. Учебное пособие. - М - "Экономика" - 2016-320с.
8. Основы предпринимательства. Учебное пособие под ред. Глущенко Е.В. - М.: Инфра-М. – 2018. – 290 с. [текст]
9. Таов П.К. Современные проблемы развития малого бизнеса в региональной экономической системе [текст] / П.К. Таов, А.О. Гуртуев. – Нальчик: Эльбрус. - 2017. - 123 с
10. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [текст] // Российская газета. - 06.05.2011. - № 97.
11. Федеральный закон от 24 июля 2010 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) [текст] // Собрание законодательства РФ, 30.07.2010, № 31, ст. 4006.
12. Федеральный закон от 26 декабря 2011 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 21.11.2011) [текст] // Российская газета. - 30.12.2011. - № 266.
13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011) г. «О полиции» [текст] // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
14. Цуканова Т. Российский малый и средний бизнес: ориентир на международный рынок. - М- "Синергия" - 2014 №44.