Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что поддержка семьи, материнства и детства
является важнейшим условием решения демографической проблемы в России.
Социальная защита материнства и детства является предметом особого внимания со
стороны государства, поскольку через заботу о здоровье и благосостоянии женщин и
детей гарантируется прирост здорового населения страны.
Общая численность населения России на октябрь 2018 года по оценке Росстата составила
146 801 527 постоянных жителей, а на 1 января 2018 года составляло 146 880 432 человек.
Из этого видно, что численность населения снизилась, однако, начиная с 2010 года,
прирост населения составил около 4 миллионов человек, что для такой большой страны
как Россия не очень много. Важнейшим условием решения демографической проблемы в
нашей стране является правовое сопровождение материнства и детства. Через социальную
и правовую защиту здоровья и благосостояния семей, женщин и детей обеспечивается
прирост здорового населения страны. Материнство и детство, несомненно, нуждаются в
особой охране.
Современное состояние общества оказывает на институт семьи многоплановое
воздействие. Во-первых, раскачивание сложившихся основ вызывает тревогу,
неудовлетворенность, обиду, в ряде случаев и вражду. В совокупности все это
отрицательно сказывается на брачно-семейных отношениях и функциях семьи. Вовторых, многие семьи стараются обособиться, жить «тихо». Без семьи обществу и
государству крайне сложно выбраться из кризисной ситуации. Семья - это тот социальный
институт, где скапливаются истоки общечеловеческих ценностей.
На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие
нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на
3
малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд
значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарногигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число
прерываний беременности.
Целью работы является изучение особенностей государственного и муниципального
управления в сфере материнства, отцовства и детства в современных условиях.
В соответствии с целью были определены задачи исследования
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы;
2. Изучить состояние предмета исследования на примере объекта исследования;
3. Сформулировать мероприятия по совершенствованию системы социальной защиты
материнства, отцовства и детства.
Объектом исследования настоящей работы является Департамент здравоохранения, труда
и социальной защиты населения Челябинской области.
Предметом исследования является система социальной защиты материнства, отцовства и
детства в Челябинской области.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие и сущность социальной защиты семьи, материнства и детства
Социальная защита населения в широком смысле, это совокупность социальноэкономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих
предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание
жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных
категорий и групп .
Социальная защита семьи, материнства и детства является одним из важнейших
направление социальной политики государства. Право граждан Росси на социальную
защиту закреплено в Конституции РФ. Конкретизация этого права в отношении семь,
материнства и детства содержится в ст. 38 Конституции, в соответствии с которой
материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Социальная защита семьи и детства и механизмы ее реализации основываются на
конституционно-правовых и международно-правовых актах.
Основные требования к реализации социальной защиты семьи и детства заключаются в
следующем:
решающая роль государства;
повышение роли некоммерческих и социально ориентированных организаций;
повышение социальной ответственности бизнеса;
перенос акцента в работе, с материальной защиты, на социальную заботу о семьях;
обеспечение различных форм социальной защиты и соблюдение принципа
адресности, нуждаемости и справедливости.
Семья, очень уязвимый социальный институт и говоря о решающей роли государства в
системе социальной защиты, нельзя не сказать, что оно же выступает источником
социальных изменений и рисков. По мнению Е.И. Холостовой, «среди направлений
государственной политики социальной защиты может быть также и организация защиты
населения от государства» .
Государство слишком масштабный и инертный социальный институт и в силу своих
особенностей не всегда своевременно решает насущные вопросы социальной защиты
семьи. Несогласованность в работе между различными уровнями государственной власти,
4
противоречия в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней в
первую очередь сказывается на благополучии незащищенных слоев населения.
Само государство может оказаться в кризисном положении, выступить как слабый
социальный институт, и не исполнять свои обязанности перед гражданами как это было в
начале 90-х годов прошлого столетия. Изменение форм собственности, системы
распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между
членами общества приводит к возникновению множества социальных проблем,
негативные последствия которых в первую очередь отражаются на семье и детях.
Социальные проблемы 90-х годов прошлого века привели к снижению уровня жизни
населения, рождаемости, ухудшению качества медицинского обслуживания и как
следствие демографический провал и старение нации.
Социальная политика государства на современном этапе, направленная на защиту и
поддержку семьи и детей, дает положительный результат. По данным Федеральной
службы по статистики в последние годы удалось переломить тенденцию снижения
численности населения страны, и наметился небольшой рост за счет естественной
прибыли населения. Однако основной рост численности населения связан с
миграционным приростом и вхождением Крыма в состав России в 2014 году .
Переход государства и общества к рыночным отношениям, вызывает необходимость
совершенствования системы социальной защиты.
Социальная защита материнства и детства – это создание государством условий,
направленных на обеспечение рождения, выживания и защиты детей, их полноценного
развития и реализации семьей всех ее функций в жизни общества, оказание государством
помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, многодетным семьям,
одиноким матерям, детям-инвалидам.
Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также
учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты материнства и
детства, поддержки социально уязвимых слоев населения. Система социальной защиты
семьи, материнства и детства включает в себя два основных направления: социальное
обеспечение и социальное обслуживание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. В интересах детей [Текст] / М. В. Гордеева // Социальная защита. – 2014.– № 1
(259) ; Социономия (социальная работа). – 2014. – № 1. – С. 50–54.
2. Информационно-аналитический бюллетень социальной защиты населения
Челябинской области за 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://minsoc74.ru/
3. Официальный сайт Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской
области [Электронный ресурс] URL: http://www.gk74.ru/
4. Официальный сайт Министерства социальных отношений Челябинской области
[Электронный ресурс] // URL: http://minsoc74.ru/
5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Челябинской области [Электронный ресурс] URL:
http://chelstat.gks.ru/
6. Повысить уровень и качество жизни [Текст] / О. Ковалева // Социальная защита. –
2014. – № 4 (262); Социономия (социальная работа). – 2014. – № 4. – С. 62–65.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
[Электронный ресурс] URL: 73
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=162171&rnd
=238783.2057431694&dst=100009&fld=134#0
5
8. Распоряжение правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении
Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до
2025 года» [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167897#0
9. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник /
А.Н. Савинов. – М.: ФОРУМ-ИНФА-М, 2003
10. Сайт президента России [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/
11. Стародубов, В. И. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное
руководство [Текст] / под ред. В. И. Стародубова, О. П. Щепина и др. – М. : ГЭОТАРМедиа, 2013. – 624 с.
12. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 г.:
утверждена постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 1949 от
26.03.2014 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.econom-chelreg.ru/
13. Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. От 05.10.2002) «Об Основных
направлениях государственной семейной политики» [Электронный
ресурс]URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=255 452#0
14. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
[Электронный ресурс] URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo21.xls
15. Холостова Е.И. Семьеведение: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г.
Прохорова, Е.М. Черняк. – М.: «Юрайт», 2013
16. Холостова Е.И. Семьеведение: Учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, О.Г.
Прохорова, Е.М. Черняк. – М.: «Юрайт», 2013