Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из стратегических задач устойчивого развития государства
является эффективное использование имеющихся в стране человеческих ресурсов, повышение
профессионализма кадров. Кадры всегда были, есть и будут задачей государственной важности.
В современных условиях кадровое обеспечение муниципальной службы, является работа с
кадровым резервом на выдвижение на ключевые управленческие должности в органах
муниципальной власти и управления, так как от правильной постановки работы с кадровым
резервом зависит, какие кадры придут к руководству в органах местного самоуправления в
перспективе.
Следует отметить, что успешная и эффективная деятельность муниципальных служащих напрямую
зависит от правильной организации их профессиональной деятельности, которая подразумевает
наличие качественного и своевременно организованного процесса подготовки и переподготовки,
повышения квалификации кадров, а также осуществление научно-методического обеспечения их
функционирования.
Это объясняется тем, что деятельность муниципальных служащих определяется и оценивается
населением исключительно по критериям результативности и прогрессивности принимаемых
решений (не только организационных, но и технических, экономических) и/или реализуемых
мероприятий, обусловленных изданными директивными документами.
Таким образом, являясь стратегически важным фактором, кадровое обеспечение муниципальной
службы обуславливает успех проводимых административных реформ, чем, в свою очередь,
объясняется необходимость его развития.
В настоящее время вопросы кадрового обеспечения муниципальной службы решаются с помощью
таких законодательно проработанных процедур, как: конкурсный отбор муниципальных служащих,
обучение и повышение квалификации, отбор и обучение персонала в кадровом резерве. Одно из
важнейших направлений в этой кадровой работе — формирование резерва кадров муниципальной
службы.
При рассмотрении проблемы особое внимание уделено кадровой политике и работе по
формированию кадрового состава в органах муниципальной и государственной власти и освещены в
отечественной и зарубежной литературе такими авторами как: В.В. Черепанова, П.Фресса и Ж.Пиаже,
И.Н. Барцица, Абрахама Маслоу, Н.К. и др. Проанализирована работа современных публикаций
авторов по проблеме профессионализма: Л.В. Прибытковой, В.М, Захарова, А.С. Ханкомедова, В.Г.
Игнатовой, В.И. Добренькова и др.
Объектом исследования является Администрация города Ижевска, а предметом исследования
выступает кадровый резерв Администрации.
Целью курсовой работы является анализ процедуры формирования кадрового резерва
Администрации города Ижевска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
1. раскрыть теоретические основы кадрового резерва;
3
2. провести анализ эффективности кадрового резерва Администрация города Ижевска.
Эмпирическая база исследования. В основу работы положены научные труды ведущих российских
специалистов, монографии, материалы научных дискуссий, нормативные акты, специализированные
периодические издания.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы: табличный, системный анализ
изучаемых процессов и явлений, синтез информации об объекте исследования, обработка
теоретических материалов, индукция. Теоретическими и методологическими основаниями
исследования явились научная литература, практические материалы.
Поставленная цель и задачи предопределяют структуру работы, которая включает введение, три
главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1 Теоретико-правовые основы формирования кадрового резерва государственной и
муниципальной службы в Российской Федерации
1.1 Кадровый резерв в структуре кадровой политики органов государственной власти и местного
самоуправления: понятие, функции и виды
В научной литературе кадровый резерв имеет определенное значение. С.И. Ожегов дает свое
понятие термину «резерв» – это запас, дополнительные ресурсы, нуждающиеся в своевременном
пополнении.
Кадровые резервы обеспечивают непрерывные процессы снабжения органа управления нужными
специалистами. А.Х. Аршолоева занимаясь научной работой дала определение термину «кадровый
резерв» - «государственные служащие, обладающие огромным личностным потенциалом,
обучаемые и способные справится с поставленными задачами, возникающими на той или иной
намечаемой должности [13].
На сегодняшний момент, существует множество подходов к термину кадровый резерв.
В широком смысле, формирование кадрового резерва подразумевается специально отобранные
высококвалифицированные люди прошедшие конкурсный отбор, имеющие положительные отзывы,
имидж, прошедшие необходимые технические требования.
В.И. Лукьяненко считает, что кадровый резерв – это специально отобранные специалисты
обладающие определенным компетенциями и обладающие необходимыми личными качествами,
прошедшие специальную подготовку для назначения на более высокую управленческую должность.
[22] Некоторые исследователи считают, что кадровый резерв – это отобранная группа перспективных
специалистов на основе установленных критериев прошедшие конкурсный отбор, обладающие
морально волевыми качествами, обладающие положительным имиджем необходимые для развития
и замещения управленческих должностей.
Кадровый резерв - это специально сформированная на основе управленческих критериев группа
высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для
выдвижения профессионально - деловыми качествами, положительно зарекомендовавших себя на
занимаемых должностях, прошедших необходимую профессиональную подготовку и
предназначенных для замещения определенных должностей, включенных в список резервирования.
В России опыт развития кадрового резерва связан непосредственно с двумя проблемами
государственной и муниципальной службы: с недостатком профессиональных государственных
4
служащих (и муниципальных служащих), особенно в плане управленческих кадров, а также с
недостатками в процедурах подготовки кадров, их оценки на государственной и муниципальной
службе.
В совокупности данные проблемы дают эффект некачественного замещения государственных и
муниципальных должностей, а также должностей государственной и муниципальной службы.
Требование качественного и быстрого замещения должностей государственной службы привело к
необходимости формирования практики применения резерва кадров для государственной и
муниципальной службы.
Виды кадровых резервов можно привести к следующему списку:
1) внутренний кадровый резерв органов государственной и муниципальной власти;
2) внешний кадровый резерв (состоит из сотрудников коммерческих и общественных организаций);
3) кадровый резерв перспективного развития (студенты и выпускники высших учебных заведений по
специальностям, востребованным в органах государственной/муниципальной власти).
Вопрос формирования кадрового резерва перспективного развития стал особенно актуальным в
современной практике формирования кадрового резерва на государственной гражданской службе.
Во-первых, развитие кадрового резерва как института права сделало возможным расширить
практику его применения, а значит охватывать более долгосрочные мероприятия.
Во-вторых, потребность в поиске высокопрофессиональных сотрудников для замещения
освобождающихся должностей создала необходимость поиска и подготовки талантливых молодых
людей, которые в последствие смогут занимать должности государственной гражданской службы.
Потенциал молодых сотрудников необходим для обеспечения факторов развития государства и его
аппарата, в частности для внедрения инновационных технологий функционирования
государственной службы.
Подготовленный кадровый состав государственной службы является одним из факторов укрепления
современной российской государственности, действенным инструментом эффективной реализации
задач и функций органов государственной власти.
Наличие в кадровом резерве подготовленных сотрудников позволит не только снизить затраты не
только на подбор, но и на адаптацию новых сотрудников, но и построить систему инвестиций в
профессиональное развитие государственных служащих, что повысит их нематериальную
мотивацию.
Кадровый резерв – это группы специалистов, которые прошли аттестацию, обладают нужными
способностями и отвечают установленным требованиям, участвуют в систематических целевых
квалификационных подготовках в целях перспективных замещений кадровой позиции в
учреждениях.
Для удачной кадровой работы по подготовкам перспективных специалистов нужно строго следовать
цели, задаче и принципу формирований кадрового резерва. Одной из наиболее важных технологий
в управлении персоналом на государственном уровне является процесс формирования кадрового
резерва, который входит в состав реализации кадровой государственной политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ, от
30. 12. 2008 № 7-ФКЗ
2. Бюджетный кодекс РФ (в части регулирования деятельности государственных внебюджетных
фондов, составления, утверждения и исполнения их бюджетов). // www.consultant.ru
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 16. 07. 1998) // www.consultant.ru
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12. 01 г. №197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст.
3; №30. Ст. 3014; Ст. 3033; 2003. №27 (ч. 1). Ст. 2700.
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской
Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152,
6. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // "Собрание
законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152,
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2019)// "Собрание законодательства РФ",
02.08.2004, N 31, ст. 3215.
8. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской
Федерации"// Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063
9. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных
гражданских служащих Российской Федерации"
10. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена
государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и
умений (профессионального уровня)"
11. Алфёрова Д.С., Васильева С.С. Необходимость проведения деловой оценки персонала как
фактор влияния на эффективность работы предприятия [Текст] // Экономическая наука и практика:
ма- териалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой
ученый, 2018. — С. 58-60.
12. Андреева А.Б., Михайлова А.В. Подходы к понятию «оценка персонала» в системе управления
персоналом // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. – 2017. № 3
(5). – С. 355-356
13. Аршолоева О. Х. Основы кадровой политики и кадрового планирования: учебнометодическое пособие / О. Х. Аршолоева— УланУдэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2015. — 160 с.
14. Атаманчук, Г.В. Государственная служба: кадровый потенциал [Текст] / Г.В. Атаманчук. – М.:
Изд-во РАГС, 2013. – 310 с.
15. Борщевский Г.А. Государственная служба: учебник и практикум для академического
бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 381 с.
16. Государственная служба: учебник и практикум для академического бакалавриата/ под ред.
Охотский Е.В. М.: Юрайт, 2018. 339 с.
6
17. Зотов, В.В. Кадровый резерв глав муниципальных районов как основа устойчивости и
преемственности системы муниципального управления [Текст] / В.В. Зотов, И.В. Анциферова //
Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2014. – № 4. – С. 3-5
18. Илюшечкина М. А. Правовые основы формирования кадрового резерва на государственной
гражданской службе // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 121-123. — URL
https://moluch.ru/archive/189/47870/ (дата обращения: 16.04.2018)
19. Клищ Н.Н., Парфентьева Д.С., Романов С.В. Опыт разработки системы показателей
результативности деятельности гражданских служащих в Минфине России // Научноисследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. №6 (28). С. 5-16.
20. Лазаренко Л.А. Место оценки персонала в системе управления организацией // Экономика.
Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2018. – № 4 (72). – С. 32-36.
21. Литвинцева, Е.А. Государственная, кадровая стратегия: формирование эффективного резерва
[Текст] / Е.А. Литвинцева // Государственная служба. – 2013. – № 3. – С. 35-39
22. Лукьяненко, В.И. Государственный аппарат. Проблемы организации, управления и контроля
[Текст] / В.И. Лукьяненко. – М.: РАГС, 2013. – 421 с.
23. Подсумкова, Л.А. Подход к оценке эффективности труда муниципальных служащих с позиций
сравнительного анализа деятельности по муниципальным образованиям РФ / Л.А. Подсумкова //
Инновационная деятельность. - 2018. - № 1. - С. 99-105.
24. Петрова, В.И. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавров / под ред.
В.И. Петрова. - М.: Юрайт, 2017. - 368 с.
25. Слинько А. А. Модернизация института местного самоуправления в современной России:
проблемы и перспективы / А. А. Слинько, Т. Н. Полтавская // Вестник Воронежского государственного
университета. Серия: История. Политология. Социология. — 2017. — № 1. — С. 116—12
26. Соколов А.В. Совершенствование системы оценки персонала организации / А.В. Соколов, В.А.
Начева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://int-konf.org/konf112013/603-kand-derzh-uprsokolov-a-v-nachevavo-vdoskonalennya-sistemi-ocnki-personalu-organzacyi.html (дата обращения
15.04.2018)
27. Соломатин Е.Ю. Принципы и порядок формирования кадрового резерва на федеральной
государственной гражданской службе Е.Ю.Соломатин Право: теория и практика. - 2018. № 9 (80). - 28-
33 с.
28. Сотникова Светлана Ивановна, Сотников Никита Захарович Профессиональная карьера
работника: актуальность, сущность, виды, детерминанты, индикаторы исследования // Вестник ОмГУ.
Серия: Экономика. 2017. №1 С.100
29. Чаннов, СЕ. Оплата труда муниципальных служащих по новому закону [Электронный ресурс] /
СЕ. Чаннов // Правовой Центр - «Правый Берег». - 2007. - Режим доступа: http://www.centerbereg.riVrL2568.html (дата обращения 15.04.2018)
30. Шамарова Г. М. Современные тенденции мотивации труда муниципальных служащих / Г. М.
Шамарова // Управление персоналом. – 2018. – № 22. – С.15.
31. Шамарова Г.М. Правовой статус муниципального служащего // Муниципальная служба:
правовые вопросы. - №3. – 2017