Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Все современные науки о человеке уделяют большое значение изучению половой дифференциации.
Сегодня гендерная тематика становится все более популярной как среди ученых, так и среди широких слоев населения. Активные обсуждения биологической или социальной детерминации психологии половых различий постепенно утихают, а на первое место выходит понимание основ психосексуальной дифференциации.
Большинство психологов и педагогов говорят о том, что физическое и половое созревание подростков имеет прямую связь с развитием их психики, а значит необходимо изучать все аспекты личностного и психосексуального развития:
- ценностные ориентации,
- внутренние психологические различия мужчин и женщин,
- критерии фемининности и маскулинности.
Вопрос половой идентичности на современном уровне исследования говорит о сложности определения данного явления.
Половая идентичность понимается авторами в качестве осознания и переживания человеком собственного Я в отношении к каким эталонным показателем пола.
При низком уровне дифференцированности эталонов – образов пола механизм половой идентичности снижает свое воздействие, уже не влияя на ценности, связанные с полом или поведенческие характеристики.
Ученые говорят о существовании двух критических периодов в развитии процесса половой идентификации:
- возраст от трех до пяти лет,
- подростковый возраст.
Анализ литературы по данному вопросу показывает наличие моментов, для которых можно отметить низкую степень проработанности:
- мало информационных источников, которые бы освещали половую идентификацию в подростковом возрасте,
- недостаточное внимание уделяется вопросам динамическим и структурным в аспекте половой идентичности;
- многие считают, что половая идентификация в подростковом возрасте уже стабильное образование;
- нет в наличии психолого-педагогических систем, рассматривающих половую идентичность в качестве основной цели.
Все вышесказанное говорит об актуальности темы данной работы.
Цель работы:
Для достижения цели решался ряд задач:
- рассмотрение особенностей половозрастного развития подростков,
- характеристика особенностей и содержания полового воспитания подростков в условиях семьи,
- описание возрастных особенностей формирования половых и гендерных стереотипов у подростков и юношей.
1 Формирование полоролевых стереотипов у подростков как условие благополучия их социального здоровья
1Особенности половозрастного развития подростков
Главная установка восприятия различий поведении в психике человека основана на делении всех людей на женщин и мужчин.
В середине 20 века появилось новое понятие «гендер», которое делало актуальным вопрос соотношения биологического и социального в человеке. Это понятие опирается на биологическое в человеке, тем самым, биологизируя социальные условия жизни человека.
Проблемы «пола» и «гендера» - это сложные проблемы, пока не имеющие однозначного решения, что связано с наличием в данном вопросе ряда аспектов:
- биологического,
- социального,
- индивидуального.
Последние десятилетия посвящены исследованиям по вопросам соотношений разных аспектов половых ролей.
Согласно данным словарей, под понятием «пол» подразумевается:
- биологический пол, являющийся суммой контрастирующих генеративных признаков особей одного вида;
- социальный пол, представляющий собой систему элементов- характеристик:
репродуктивных,
- соматических,
- социокультурных,
- поведенческих.
Данные характеристики способствуют обеспечению человеку социального и правового статуса мужчины и женщины.
Так как понятия социального и биологического пола разделены, то на этой основе и сформировалось понятие «гендер».
Понятие социального пола в современном обществе гораздо шире биологического.
1.2 Особенности и содержание полового воспитания подростков в условиях семьи
Сегодня важными вопросами общества являются вопросы поддержания всех видов здоровья детей:
- физического,
- психологического,
- социального,
- духовного.
Так как семья для любого ребенка – это самое важное, то именно родители должны организовать для своих детей возможности для поддержания всех функций организма, а также обеспечивать его психологический комфорт и успешную адаптацию в социуме.
Важное значение имеет факт того, что ребёнок в будущем должен реализовать себя как семьянин, который может построить здоровые отношения. Для этого необходима помощь полового воспитания, которое родителям необходимо организовать правильно.
Половое воспитание исследовалось многими авторами, у многих из них трактовки данного понятия очень отличаются.
Ряд ученых говорит о том, что половое воспитание является процессом, который способствует выработке установок личности, ее качеств, черт, свойств, которые определяют необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола.
Есть мнения, что половое воспитание представляет собой особую форму уважения, дружбы между девочками и мальчиками, в результате происходит развитие их личности в разных направлениях:
- формируются соответствующие нормы и представления,
- воспитываются доброжелательные и положительные взаимоотношения,
- осуществляется дифференцированный подход, который реализуется при учете с особенностей пола, как в жизнедеятельности, так и в труде.
Другие авторы высказывают мысль, что половое воспитание является частью нравственного воспитания, предмет которого - воспитание отношений между полами и, связанных с ними особенностей и навыков поведения.
Таким образом, проанализировав все эти точки зрения, можно сказать, что половое воспитание будет представлять собой систему взаимосвязанных друг с другом воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, которые направлены на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.
Главной задачей полового воспитания является:
- помощь в развитии детей и подростков,
- формирование полового поведения и детородной функции,
- содействие в процессе укрепления физиологических и нравственных семейных основ.
Именно на родителях лежит ответственность начала полового воспитания, даже если они не хотят этого, или не знают об этом. Дело в том, что большая часть информации передается не словами детям, а на примере поведения воспринимается детьми.
Дети рождаются сексуально-мотивированными, это биологические законы, а каждый из родителей дает своим детям уроки по половому воспитанию.
Важным в данном случае является отношение родителей к прирожденной сексуальности ребенка, сдерживают ли они ее или наоборот, поощряют. Тип этих отношений и мнений со стороны родителей будет очень важным в процессе формирования полового поведения ребенка.
Выделяют несколько типов отношения родителей к половому воспитанию, которые могут проявляться в разных семьях.
Имеются четыре основных типа отношения родителей к вопросам пола, которые проявляются в семьях:
- репрессивный,
- избегающий,
- навязчивый,
- экспрессивный.
1.К репрессивному типу относят такие виды случаев, в которых родители внушают детям мысли о том, что секс является непристойностью и злом.
В такой семье запрещено очень многое:
- говорить неприличные слова,
- поизносить двусмысленные шутки,
- показываться дома в нижнем белье.
Фразы « это опасно», «Это неприлично», « пока не выйдешь замуж»- главные в таком тип полового воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. - 2012. - № 5. - С.261-273.
2. Арахнина П.А. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки.-М.: Психология, 2012.- 234 с.
3. Беков С.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. – М.: Наука, 2014.- 178 с.
4. Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия подростка.- М.: Наука, 2014.- 254 с.
5. Вейнингер О. Пол и характер. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 606 с.
6. Городов С.А. Вопросы феминологии: профессиональный и личностный рост женщин.- М.: Наука, 2013.- 145 с.
7. Русанов В.М. Половое воспитание.- М.: Педагогика, 2015.- 254 с.
8. Саламова Д.С. Проективная методика исследования полоролевой идентичности "Фигура-поза-одежда" // Журнал практического психолога. - 2012. - № 10-11. - С.48-59.
9. Семёнов М.А.Социокультурные аспекты гендерной социализации в подростковом возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии. – М.: Наука, 2014.- 345с.
10. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования (СоцИс). - 2013. - № 11.
11. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисова. - М.: Информация-ХХ1 век, 2015. - 255 с.
12. Титова П.А. Социология гендерных отношений. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 270 с.
13. Тарасова Е.А. Гендерные отличия в конфликтном взаимодействии. – М.: АСТРА-ПРЕСС, 2014.- 179 с.
14. Тарков С.В. Гендерная социология. - М.: Педагогика, 2015. - 368 с.
15. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Отв. ред. О.А. Воронина. - М.: МЦГИ, 2011. - 415 с.
16. Хоткина З.А. Гендерные исследования в России // ОНС. - 2010. - №4. - С.21-26.
17. Чернова И.И. Основы гендерных знаний: Учеб. пособие. – М.: Наука, 2014.- 376 с.