Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования, заключается в том, что государственное управление
в сфере общего образования, имеет своей целью удовлетворение потребностей личности,
общества и государства, связанных с развитием интеллектуального потенциала человека,
формированием основы для получения навыков профессионального развития в
дальнейшем. Развитие общества предъявляет повышенные требования к каждому
современному человеку, развитию его личности, знаниям и навыкам, которыми он
обладает. Именно это и приводит к тому, что исследование система государственного
управления в сфере общего образования становится актуальным для поддержания её на
уровне, соответствующем запросам текущего момента.
Целью данного исследования является анализ деятельности органов государственной
власти, осуществляющих государственное управление в сфере общего образования в
Новгородской области и выявление их особенностей и направления совершенствования
их деятельности.
Объектом исследования является система общего образования Новгородской области.
Предмет исследования – государственное и муниципальное управление в сфере общего
образования в Новгородской области.
Задачи, решаемые в исследовании для достижения цели:
исследовать понятие общего образования и его особенности;
изучить структур управления общим образованием в нашей стране;
охарактеризовать и оценить состояние общего образования Новгородской области,
выявить тенденции его развития;
охарактеризовать систему органов государственной и муниципального управления
системой общего образования в Новгородской области.
2
определить проблемы функционирования системы общего образования в области и
передоложить пути совершенствования государственного и муниципального управления.
Вопросы образования и особенно вопросы управления системой общего образования
находились и находятся по настоящее время в зоне интереса многих авторов. Этим
вопросам посвящены труды отечественных авторов, например,: Гершунского Б. С.,
Сейсметовой Г. Н., Филлипова В. М., Куракова Л. П., Понасюка В.П, Князевой О.А.,
Горбухова В.А., Виноградовой Н.И. и многих других. Тем не менее система образования
как любой живой организм развивается и это требует разработки новых подходов к её
совершенствованию и управлению.
В проведённом нами исследовании использованы труды отечественных исследователей
процессов управления образованием, нормативные документы, освещающие участие
государственных органов в этих процессах, материалы, характеризующие состояние
системы образования в Новгородской области. Основными методами исследования
явились анализ и синтез.
Глава 1 Основные характеристики общего образования
1.1. Система общего образования в Российской Федерации
Образование – является специфическим видом деятельности. Его специфика определяется
тем, что в эту сферу в разные периоды жизни вовлечены всё население страны. Согласно
законодательству Российской Федерации выделяются общее и профессиональное
образование. В рамках первого выделяется несколько уровней:
Рисунок 1 – Уровни общего образования [1]
Каждый из уровней образования представляет собой завершённый цикл образования,
характеризующийся определённой единой совокупностью требований. Требования
зафиксированы в утверждённых на государственном уровне федеральных
государственных образовательных стандартах (ФГОС).
Специфика общего образования заключается в том, что это образование охватывает всё
население. Общее образование направлено «на развитие личности и приобретение в
процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и
формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного
выбора профессии и получения профессионального образования» [1].
Получение общего образования в нашей стране может быть получено как в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. В последнем случае
предполагается форма семейного образования.
Образовательные организации могут иметь различный правовой статус в зависимости от
того, кто является инициатором её создания. Это может быть государственная,
муниципальная или частная организация. В наибольшей степени распространённой
формой образовательных организаций является государственная, которая создаётся либо
Российской Федерацией, либо её субъектом. Для общего образования также имеют место
муниципальные образовательные организации, которые создаются муниципальным
районом или городским округом. Допускается также получение общего образования в
частной образовательной организации. Её учредителем в соответствии с
3
законодательством Российской Федерации может выступать физическое лицо (или группа
лиц) или юридическое лицо, а также объединения.
Образовательные организации общего образования реализуют программы дошкольного и
общего образования. По типу образовательного учреждения различаются в соответствии с
уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ.
Дошкольные образовательные учреждения представлены детскими садами и реализуют
программы дошкольного образования. Общеобразовательная организация имеет цель
осуществление образовательной деятельность по образовательным программам
начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования. По видам эти
учреждения могут быть:
- начальной общеобразовательной школой – реализует общеобразовательную
программу начального общего образования;
- основной общеобразовательной школой – реализует общеобразовательные
программы начального общего и основного общего образования;
- средней общеобразовательной школой – реализует общеобразовательные
программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования.
Некоторые средние общеобразовательные школы могут реализовывать программы с
углублённым изучением отдельных предметов. Выделяются и учреждения, именуемые
гимназиями. В них идёт реализация целого комплекса общеобразовательных программ:
начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего
образования. Отличительной особенностью является обеспечение дополнительной
подготовки обучающихся по предметам гуманитарного профиля. В рамках специфики
программ, реализуемых гимназиями могут выделяться так называемые прогимназии, в
которых реализуются программы как дошкольного, так и начального общего образования.
Это такой вид общеобразовательного учреждения, где дети учатся с 4-х лет и до
окончания начальной школы. В отличие от гимназии, лицей, реализуя
общеобразовательные программы, даёт дополнительную подготовку обучающихся по
предметам технического или естественно-научного профиля.
1.2. Структура управления системой общего образования
Административная структура управления системой общего образования представлена
совокупностью органов, распределяющими между собой полномочия и ответственность
за выполнение определённых управленческих функций. В нашей стране она построена по
линейно-функциональной схеме, имеющей следующие основные черты:
наличие нескольких уровней управления, нижестоящий уровень находится в
административном ведении вышестоящего;
ограничение административного подчинения нижестоящих уровней управления
вышестоящим отдельными функциями;
возможность для каждого органа управлять только теми организациями, которые
находятся в его непосредственном подчинении.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в
Российской Федерации
4
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Постановление Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 г. (ред. от
16.03.2020) № 464 «О Министерстве образования Новгородской области»
4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до
2020 года (ред. от 28.09.2018)
5. Постановление Правительства Новгородской области от 29.01.2020 № 20 «О
внесении изменений в государственную программу Новгородской области «Развитие
образования Новгородской области до 2026 года»
6. Постановление Правительства Новгородской области 12.07.2019 № 268 «О
государственной программе Новгородской области «Содействие созданию в
Новгородской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с
прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2019-2026 годы»
7. Национальный проект «Образование» Реализация на территории Новгородской
области - Режим доступа: http://edu53.ru/np-includes/upload/2020/04/16/15583.pdf
8. Ильясов Д.Ф., Кеспиков В.Н., Солодкова М.И. Закономерности государственнообщественного управления качеством общего образования на различных уровнях
принятия управленческих решений//Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С.
74-78.
9. Клёнов С.Н., Разыгрина А.М. Особенности организации системы общего
образования в Российской Федерации//Вестник Государственного социальногуманитарного университета. – 2018. – № 1 (29).
10. Князева О.А. Государственное управление в сфере образования российской
федерации (90-е гг. XХ века): Автореф.дис. кан. ист. наук.– М. – 2007
11. Панасюк В.П. Управление образованием и образовательными системами:
состояние, тенденции, проблемы и перспективы//Образование и наука. – 2017. – Т. 19. №
2.
12. Петропавловская А.В. Механизм государственного программноцелевого
управления в сфере общего образования//Инновации и инвестиции. 2017. № 9. С. 98-102.
13. Филатова А.Д. Совершенствование системы государственного и муниципального
управления социальной сферой (на примере Министерства образования и науки
Челябинской области)// Проблемы и достижения современной науки. 2019. № 1 (6). С. 46-
55.
14. Шобонов Н.А. Управление общеобразовательной организацией в условиях
реализации Федерального закона «Об образовании в РФ». Учебно-методическое пособие.
– Нижний Новгород: ННГУ, 2017. – с.15-16
15. Министерство просвещения Российской Федерации: [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://edu.gov.ru/
16. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/
17. Новгородская область в цифрах. 2020. Краткий Статистический сборник - Режим
доступа: https://novgorodstat.gks.ru/storage/mediabank
18. Паспорт регионального проекта Современная школа (Новгородская
область)http://edu53.ru/np-includes/upload/2020/04/16/15586.pdf
19. Перечень первоочередных объектов, нуждающихся в капитальном ремонте на
2019-2020 год - Режим доступа: http://edu53.ru/remont/
20. Сайт Министерства образования Новгородской области. – Режим доступа:
http://edu53.ru/komitet/