Фрагмент для ознакомления
2
2. Требования к содержанию государственной программы
2.1. Государственные программы Российской Федерации
У различных индивидов, как в первобытном обществе, в феодально-крепостническом строе, так и поныне потребности могут кардинально разит-ся с потребностями другого. С расцветом взаимоотношений людей начинают воззревать межличностные, межгрупповые конфликты. Человеческая психо-логия на протяжении тысячелетий остается одной из самых насыщенных на тайны о высшем разумном млекопитающем наукой, чьи достижения нередко позволяют проанализировать как с исторической, так и с теоретической или практической точки зрения развитие общественных отношений как таковых. В этом ее огромная заслуга.
Именно особенности человеческого мышления, специфические черты в мировоззрении членов общества, а также различные интересы, потребности, цели и задачи определяют и формируют для каждого свои планы действий, их исключительно индивидуальную деятельность. Поэтому в любом обще-стве, даже в период, когда такой тип устройства общественной жизни, как государство, еще отсутствовал или только начинал формироваться, стала очевидна потребность в упорядочении, структурировании, иным словом - урегулировании социальных отношений.
Основа социального регулирования - это наличие выбора. То есть в условиях, когда индивид способен отдать предпочтение какому-либо направлению деятельности, принять какое-то решение - необходимо его направить. Это легко объясняется тем, что в любой момент времени суще-ствует определенный порядок действий, который будет наиболее приемлем, удобен, необходим и полезен. Другими словами, государство контролирует поведение своих граждан, граждан иностранных государств и лиц без граж-данства с помощью определенных государственных и общественных инсти-тутов. Чтобы представлять полную картину происходящего - рассмотрим этот вопрос подробнее. Как бы не была заманчива свобода, как бы много войн из-за нее не было, сколько бы люди не пытались отстоять свое право выбора и тому подобное - стоит помнить, что ни один человек не находится вне так называемых границ возможного поведения, установленных государ-ственным аппаратом. Следовательно институты государства, выполняющие регулятивную функцию воздействуют на индивидов, направляя их деятель-ность.
Именно в этом и заключается потребность в компетентности и профес-сионализме должностных лиц государственного аппарата, ибо их целью яв-ляется определение соответствия поведения целям и задачам общества в це-лом, зависящих от объективных возможностей достижения какого-либо ре-зультата, то есть необходимо обладать специальными навыками, определен-ным опытом и уровнем образования, чтобы решать что человеку разрешено, что запрещено; что ему нужно, а что не нужно.
Стоит отметить, что социальное регулирование - очень важный обще-ственный процесс, так как его основной задачею является формирование по-веденческой дисциплины социума, а главное - преобразование механизма развития самого главного продукта взаимодействия людей, в качестве кото-рого по определению Карла Маркса выступает общество. Кроме того, стоит обратиться к этому вопросу с философской точки зрения. Известный агно-стик, который утверждал принципиальную непознаваемость мира, Имману-ил Кант изучал в своих работах степень познаваемости окружающих явле-ний. Так, он считал, что существуют элементыбытия, недоступные опытному (чувственному) познанию, то есть по своей сути являющиеся непознаваемы-ми, не умозрительными, так называемыми - трансцендентными. Но сейчас нам важна полная им противоположность - это то, что не переходит во внешний мир, остается внутри своего механизма, являясь неотъемлемой ча-стью, присущей от природы своему предмету - имманентность какого-либо элемента. Как раз социальное регулирование устанавливает имманентный процесс желаемого социального порядка в обществе, что означает опреде-ленность его самим предметом исследования. Следовательно, общество не может существовать без социального регулирования, ибо оно является его составной частью и на всем процессе существования этой системы находится внутри его границ. Это обуславливает принятие индивидами средств и мето-дов воздействия на них в процессе социального регулирования. Осуществле-нием этой деятельности занимаются социальные регуляторы. В обществе общеприняты два важнейших социальных регулятора - мораль и право. Многие ученые-правоведы дают определение социальной нормы, однако каждый формулирует его, опираясь на наиболее важные характерные черты именно для него в конкретный исторический период развития общества и государства. Исходя из аналитической деятельности, которую провели В. С. Бялт и С. Н. Трипутин в своей научной статье, рассматривая подходы раз-личных ученых относительно социальной нормы, можно сказать, что соци-альная норма - выработанные обществом определенные правила взаимодей-ствия между субъектами общественной жизни (индивид, группа, общество), связанные с волей и сознанием, которые определяют должное и возможное поведение, тем самым закрепляя типичные общественные связи и отноше-ния.Каждая социальная норма, как и любой другой элемент правовой систе-мыпознаваемости окружающих явлений. Так, он считал, что существуют элементыбытия, недоступные опытному (чувственному) познанию, то есть по своей сути являющиеся непознаваемыми, не умозрительными, так называе-мыми - трансцендентными. Но сейчас нам важна полная им противополож-ность - это то, что не переходит во внешний мир, остается внутри своего ме-ханизма, являясь неотъемлемой частью, присущей от природы своему пред-мету - имманентность какого-либо элемента.
Как раз социальное регулирование устанавливает имманентный про-цесс желаемого социального порядка в обществе, что означает определен-ность его самим предметом исследования. Следовательно, общество не может существовать без социального регулирования, ибо оно является его состав-ной частью и на всем процессе существования этой системы находится внут-ри его границ. Это обуславливает принятие индивидами средств и методов воздействия на них в процессе социального регулирования. Осуществлением этой деятельности занимаются социальные регуляторы. В обществе обще-приняты два важнейших социальных регулятора - мораль и право. Многие ученые-правоведы дают определение социальной нормы, однако каждый формулирует его, опираясь на наиболее важные характерные черты именно для него в конкретный исторический период развития общества и государ-ства. Исходя из аналитической деятельности, которую провели В. С. Бялт и С. Н. Трипутин в своей научной статье, рассматривая подходы различных ученых относительно социальной нормы, можно сказать, что социальная норма - выработанные обществом определенные правила взаимодействия между субъектами общественной жизни (индивид, группа, общество), свя-занные с волей и сознанием, которые определяют должное и возможное по-ведение, тем самым закрепляя типичные общественные связи и отноше-ния.Каждая социальная норма, как и любой другой элемент правовой систе-мы Российской Федерации обладает характерными, присущими только ей признаками: –регулируют отношения между людьми - регулятивность. Это означает, что социальная норма является социальным регулятором, способ-ным воздействовать на поведение людей и изменять его, в чем заключается действие социального регулятора было сказано выше; – являются результа-том исторического развития общества, соответствуют типу культуры и ха-рактеру социальной организации общества - социальная обусловленность - государства, общества и цивилизация в целом постоянно изменяются. Здесь можно обратиться к диалектико-материалистической концепции социального развития (общественного прогресса).
Так, Карл Маркс считал, что один и тот же элемент механизма бытия может иметь как прогрессивный, так и регрессивный или даже реакционный характер в зависимости от происходящих в мире ситуаций, наличии или от-сутствии волнений и так далее. Значит, социальный регулятор не сможет воздействовать на человека и гражданина государства, если оно не ориенти-ровано на положение граждан и человека вообще; – определяют границы возможного или должного поведения; – обладают многократностью действия - однократное применение социальной нормы усложняло бы общественные отношения, положение законодателей, да и в целом общественные отношения изменяются постепенно, им присуща некоторая относительная стабильность; – носят неперсонифицированный характер - распространяются не на какого-то конкретного человека, а на все общество в целом;
– поддерживаются определенными мерами обеспечения - обеспечен-ность; –нормативность - норма – это правила поведения субъектов в опреде-ленной ситуации, чтобы деятельность человека влияла на него только поло-жительно, человеку необходимо придерживаться социальных норм, которые регулируют его поведение ; – общеобязательность - правило поведения не изменяется в соответствии с различием в возрасте (за исключением недееспо-собности детей), национальности, вероисповедании, половой принадлежно-сти, то есть у всех равные права и равные обязанности ; – системность - все нормы, нормативно-правовые документы и правила поведения тесно взаимо-связаны друг с другом и представляют из себя систему связанных элементов, где один элемент теряет свою значимость без другого. Существуют различ-ные виды социальных норм, которые в некотором смысле зависят от того, как определенные регуляторы общественных отношений произошли.
2.2. Направление программ и их основные функции
Государственные программы Российской Федерации разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приорите-тов и целей социально-экономического развития и обеспечения националь-ной безопасности Российской Федерации, определенных в стратегии соци-ально-экономического развития Российской Федерации, отраслевых доку-ментах стратегического планирования Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации и основных направлени-ях деятельности Правительства Российской Федерации [1].
Государственные программы Российской Федерации разрабатываются на период, определяемый Правительством Российской Федерации [2].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 146, 03.07.2014.
2. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 16.04.2020) "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эф-фективности государственных программ Российской Федерации" // СПС "Консультантплюс".
3. Васецкая Н.О. Программно-целевое управление как инструмент финансовой реализации федеральных целевых программ // Экономика науки. 2019. Т. 5. № 3. С. 160-169.
4. Галиахметов Р.А., Пушина Н.Н. Совершенствование системы ис-полнительной власти региона по управлению реальным сектором экономики на основе программно-целевого управления // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2018. Т. 21. № 4. С. 120-123.
5. Казанский Ю.Н. Опыт организации и управления строительными фирмами США / Ю.Н. Казанский. М.: Стройиздат, 1985. - 245 с.
6. Калинина Л.Е. Программно-целевой метод как метод государственного управления // Российская юстиция. 2012. № 12.
7. Кочигина Е.А. Программно-целевой метод в управлении эконо-микой региона // В сборнике: инновационные механизмы решения проблем научного развития сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 85-87.
8. Кузичева Н.Ю. Программно-целевое управление развитием садо-водства // Вестник научных конференций. 2019. № 6-2 (46). С. 69-70.
9. Лаздина Т.И., Перфильева О.В. Мотивационное программно-целевое управление развитием рефлексивной компетентности педагогов шко-лы // В сборнике: Семнадцатые Чередовские чтения Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции, посвященной 100-летию И.М. Чере-дова. 2019. С. 52-57.
10. Лукьяненко З.Б. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // ARS ADMINISTRANDI. 2014. - № 2.
11. Максимов Д.А., Соломченко М.А. Особенности программно-целевого управления массовой физической культуры и спорта в регионе (на примере орловской области) // В сборнике: современные технологии в физи-ческом воспитании и спорте Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тульский государственный педа-гогический университет им. Л. Н. Толстого. 2019. С. 79-86.
12. Мальцев Н.В. Программно-целевое управление аграрным секто-ром экономики: теория, методология. практика: автореферат дис. ...д.э.н. – Екатеринбург, 2011.
13. Молотков Ю.И., Карнеев М.А. Моделирование программно-целевого управления предприятием малого и среднего бизнеса в сфере досу-га и развлечений // Развитие территорий. 2019. № 1 (15). С. 66-72.
14. Новые вызовы программно-целевого управления: поиск ответов и решений / Хотулёв Е.Л., Наумов С.Н., Блохин А.А. / Научный доклад / Все-российская академия внешней торговли Министерства экономического раз-вития Российской Федерации, Центр развития программно-целевого управ-ления. Москва, 2019.
15. Петрова А.С., Ефимова С.В. Программно-целевой подход в му-ниципальном управлении и основные этапы его реализации // Вестник Сту-денческого научного общества. 2019. Т. 10. № 3. С. 69-70.
16. Петрова О.В. К вопросу о сущности технологии программно-целевого проектирования в современном государственном управлении // В сборнике: Научный альманах сборник научных трудов. Москва, 2019. С. 147-150.
17. Попкова А.И. Мотивационное программно-целевое управление процессом внедрения информационных технологий в медицине // В сборни-ке: измерение, контроль, информатизация Материалы XХ Международной научно-технической конференции. Под ред. Л. И. Сучковой. 2019. С. 142-146.
18. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и со-циальными процессами: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 384 с.
19. Райзберг Б.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. – М.: ИНФРА-М, 2002.
20. Сазонов В.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рын-ка: учеб. пособие. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т., 2001. - 149 с.
21. Смольникова И.А. Программно-целевое управление и модель оп-тимального планирования // В сборнике: Государственное управление Рос-сийской Федерации: повестка дня власти и общества материалы ХVI Между-народной конференции. 2019. С. 201-211.
22. Совершенствование механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой / Хомякова А.А., Сизова О.В., Карасёва С.Н. // Современные проблемы граж-данской защиты. 2019. № 3 (32). С. 14-23.
23. Совершенствование механизма программно-целевого управления территориальным развитием россии (на примере волгоградской области) / Громышова О.С., Езангина И.А., Жилина В.И., Шахбазян Е.М., Макарова Е.А. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 10-1. С. 39-45.
24. Хадиуллина А.А. Программно-целевое управление как инстру-мент управления устойчивым развитием муниципального образования (на примере Сармановского муниципального района) // В сборнике: Трибуна молодого ученого - 2019 Сборник научных трудов. Казанский инновацион-ный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП). Казань, 2019. С. 136-142.
25. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совер-шенствованию разработки, финансирования и реализации: монография / отв. редакторы: д.э.н. Любовный В.Я., к.г.н. Зайцев И.Ф., к.э.н. Ушаков А.К., к.э.н. Пчелинцев О.С. 2000. – 83 с.
26. Чернецкий В.Ю., Ищенко В.Д. Применение программно-целевого подхода в управлении здравоохранением // Сборник научных работ серии "Государственное управление". 2019. № 1 (13). С. 41-49.
27. Черных Д.А., Синякова М.Г. Программно-целевой подход в гос-ударственном управлении: опыт и современные тенденции // Студенческий вестник. 2019. № 36-2 (86). С. 62-65.
28. Юрков Н.К. Методология программно-целевого адаптивного управления интегрированными производственными комплексами в условиях неопределенности // Труды международного симпозиума Надежность и каче-ство. 2019. Т. 1. С. 107-110.
29. Druker P. The Practice of Management. New York, 1954.