Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективность современного государства определяется слаженной работой всех его структур. Это требует высокого уровня государственного управления. Под государственным управлением понимают сознательное целенаправленное воздействие на общественные отношения для достижения определенных целей.
Актуальность темы данной работы состоит в необходимости исследования государственной системы управления в условиях современного общественного развития, применения новых форм и методов повышения эффективности деятельности государственных структур.
Объектом исследования является система функций государственного управления.
Предметом исследования выступают организационно - правовые отношения, формирующиеся в процессе реализации функций государственного управления.
Цель курсовой работы заключается в исследовании функций государственного управления на примере государственного управления системы здравоохранения.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие и сущность государственного управления;
- рассмотреть нормативные основы формирования системы функций государственного управления;
- дать характеристику системы функций государственного управления в Российской Федерации;
- определить понятие и сущность государственного управления в сфере здравоохранения;
- рассмотреть нормативные основы системы государственного управления здравоохранения;
- дать характеристику системы функций государственного управления
здравоохранения в Российской Федерации.
В данной курсовой работы мы использовали Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации.
Методологической основой исследования являются теоретические работы таких специалистов в области права как: Атаманчук Г. В., Охотский Е. В., Купряшин Г. Л. Осейчук В. И. и др.
В курсовой работе применялись общенаучные принципы познания – диалектический, системный и другие подходы, позволившие рассмотреть изучаемые явления и процессы в развитии, выявить противоречия, соотнести сущностные характеристики и формы их проявления. Использовались и такие приемы, как анализ, синтез, дедукция и индукция, сопоставления, сравнения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении дана актуальность выбранной тематики, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, методологическая основа исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические и нормативные аспекты формирования системы функций государственного управления.
Во второй главе дана характеристика функций государственного управления в системе здравоохранения Российской Федерации.
В заключении обобщены итоги проделанной работы.
Глава 1. Теоретические и нормативные аспекты формирования системы функций государственного управления
1.1 Понятие и сущность государственного управления
Государственное управление занимает особое место среди всех видов управленческой деятельности. Этот вид деятельности занимается реализацией полномочий государства в интересах всего общества. Он включает в себя законодательные, исполнительные и судебные полномочия для реализации политических, законодательных, исполнительных судебных, правоохранительных и иных функций.
В научной литературе дается разное определение государственного управления с точки зрения исторической, политологической, социологической дисциплин. С точки зрения правоведения — это правовое регулирование общественных отношений с помощью законов . В государственных нормативных актах государственное управление понимается как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности (ст.1 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») (далее Закон № 172-ФЗ).
Наиболее полное определение этому виду деятельности, на наш взгляд дает Охотский Е.В.: « государственное управление это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей в целях их упорядочения, сохранения и социально-прогрессивного преобразования по заранее разработанному и коллективно утвержденному плану» .
Государственное управление характеризуется следующими чертами
1) Масштабностью выполняемых функций. Управление затрагивает все сферы общественных отношений. Оно включает в себя: внутреннюю и внешнюю политику, экономику, культуру, социальное развитие, информационное и правовое обеспечение; прогнозирование, планирование и другие сферы.
2) Носит императивный (властный) характер. Государственное управление представляет собой процесс выражающий волю государства. Оно оказывает целенаправленное, законодательное, распорядительное, контрольно - надзорное, силовое воздействие для достижения своих целей.
3) В своей деятельности государство может использовать все имеющиеся в стране ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные, демографические.
4) Государство имеет исключительное право в своей деятельности применять насилие к объекту своего воздействия. Только государство имеет право на привлечение к уголовной и административной ответственности, применять имущественные и другие санкции.
5) Государственное управление призвано соединять интересы власти, общества и гражданина.
Субъектом государственного управления являются государственные органы в лице законодательной, исполнительной и судебной власти. По своей структуре государственное управление осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
По объекту воздействия государственное управление подразделяется на функциональное и территориальное.
Функциональное управление выражается в вертикальной подчиненности от центра до предприятий, организаций и других, подчиненных центру структур. Оно реализуется органами федеральной власти в рамках своих полномочий. При этом эти органы призваны проводить единую государственную политику, разрабатывать соответствующую нормативную базу, осуществлять кадровый отбор, контроль и надзор.
Территориальное управление подразумевает разграничение полномочий между федеральным центром регионами, и местными органами власти. Оно направлено на рациональное и комплексное развитие территорий, выравнивание их экономического, социального и культурного уровней.
В зависимости от целей, задач государственное управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое управление предполагает разработку долгосрочных планов по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям, определяет цели развития общества, выделяет приоритетные направления, задает общий вектор развития каждому звену управления. Тактическое управление выражается в конкретных действиях государственных органов для достижения промежуточных целей заданных общей стратегией развития. При этом стратегические цели могут подвергаться корректировке.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно - правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 22.12.1997. – № 51. – ст. 5712.
3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15.06.2020).
4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – ст. 6724.
5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12115118/ (дата обращения: 15.06.2020).
6. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12164247/ (дата обращения: 14.06.2020).
7. Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 15.06.2020).
8. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 «О классификаторе правовых актов» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/181840/ (дата обращения: 16.06.2020).
9. Постановление Правительства РФ от 12.08.2004 N 410 (ред. от 18.01.2018) «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» [электронный ресурс]. URL: http://референт.рф/1/307918 (дата обращения: 15.06.2020).
10. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 N 725 (ред. от 08.12.2008) «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» [электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56941/ (дата обращения: 15.06.2020).
11. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/10100675/ (дата обращения: 15.06.2020).
12. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70237118/ (дата обращения: 15.06.2020).
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» [электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73669697/ (дата обращения: 15.06.2020).
2. Нaучная и учебная литература
14. Атаманчук, Г. В.. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В.Атаманчук. - 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 579 с.
15. Гапоненко, А. Л. Теория управления: учебник и практикум для вузов / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 337 с.
16. Ерохина, Т. В. Государственное управление здравоохранением: монография / Т. В. Ерохина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2009. – 137 с.
17. Кручинин В. Н. Теоретические основы и проблемы классификации имеющихся подходов к пониманию функций государства / В.Н. Кручинин // Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития. 2014. № 4 (8). С. 40.
18. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум для вузов / Г. Л. Купряшин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 501 с.
19.Осейчук, В.И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. – М.: Издательство Юрайт 2020. – 343 с.
20. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. В. Охотский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 367 с.