Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Местное самоуправление является одним из самых важных институтов современного социума. В настоящее время оно представляет собой одновременно форму самоорганизации граждан и – в этом качестве является составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении делами государства) и элементом рыночной экономической системы.
Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует о том, что оно всегда было тесно связано с государством, государственным управлением, выступало как его продолжение на местном уровне и одновременно обладало значительными полномочиями, осуществляемыми самостоятельно и зачастую независимо от государственных структур. История нашей страны богата традициями местного самоуправления еще со времен Древней Руси.
В настоящее время местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт работы в качестве полноправного института и, одновременно, требует дальнейшего развития и совершенствования. Следует отметить, что в условиях экономического кризиса стимулирование активности на местном уровне представляет собой ключевой фактор преодоления негативных экономических явлений. Организационное укрепление местного самоуправления является необходимым условием развития самоорганизации гражданского общества на локальном уровне, возникновение и расширение точек роста.
В Российской Федерации на уровне Конституции закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Каждая ветвь власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции. Президент РФ как институт государственной власти не входит в рассматриваемые ветви, он стоит выше них. Обширные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, позволяют Президенту контролировать и влиять на деятельность законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, вплоть до роспуска высшего законодательного органа страны Государственной Думы ФС РФ. Собственно говоря, Президент РФ отдельная ветвь власти, который участвует в процессе разделения властей.
В числе основных исторических факторов необходимо отметить характерную для России пространственную и геополитическую ситуацию, специфические механизмы функционирования местного самоуправления и сословного строя, а также особую роль государства и его институтов в регулировании общественных отношений. Организация местного самоуправления является фундаментальной проблемой функционирования демократического социума и государства. Таким образом, исследование особенностей становления местного самоуправления является актуальным.
Проблемаᴛᴎка, касающаяся становления местного самоуправления, в научной юридической лᴎᴛераᴛуре ᴎсследовалась многочисленными авᴛорами. В числе дореволюционных отечественных исследователей необходимо отметить Б.Н. Чичерина, А.Д. Градовского. В советский и постсоветский период исследованием развития местного самоуправления занимались И.В. Бабичев, В.Г. Игнатов, А.А. Уваров. В настоящее время среди ученых не существует единого мнения относительно вопросов, связанных с развитием местного самоуправления. К примеру, исследователи расходятся в своих позициях по вопросу зарождения самоуправления в России. Некоторые ученые считают, что оно возникло из российского городского самоуправления на рубеже XI - XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик - Новгорода и Пскова, рассматривая вече в качестве органа народной власти. Другими исследователями народное вече рассматривается в качестве атрибута феодальной государственности. Таким образом, разнообразие мнений различных ученых указывает на необходимость дальнейшей разработки данной темы.
Объект исследования – местное самоуправление.
Предмет исследования – историческая ретроспектива развития местного самоуправления
Целью исследования является изучение становления местного самоуправления в России.
Задачи исследования
1. Охарактеризовать развитие института местного самоуправления в Древней Руси.
2. Рассмотреть особенности местного самоуправления в советский и постсоветский период.
3. Проанализировать правовые, территориальные и финансовые основы местного самоуправления
4. Изучить полномочия и структуру органов местного самоуправления на современном этапе.
В качестве методов исследования в курсовой работы был использован диалектический метод познания общественных процессов и явлений, а также методы логического, формально-юридического и сравнительно-правового анализа.
1. Исторические аспекты становления местного самоуправления в России
1.1 Развитие института местного самоуправления в Древней Руси
Местное самоуправление в России является формой осуществления народом своей власти на определенной территории в пределах действующего законодательства, основной закон страны признает самостоятельность полномочий местного самоуправления. Источник муниципальной и государственной власти един – это многонациональный народ.
Существует множество определений понятия публичная власть. Кандидат юридических наук А.А. Югов считает, что «Публичная власть – это всякая политическая власть, осуществляя гражданами в коллективных формах» [36]. С точки зрения В.В. Рачинского, публичная власть – институциализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определенного территориального сообщества и служащей цели сохранения и развития данного сообщества [25]. Обобщая основные трактовки, мы можем прийти к выводу о том, что публичная власть в современной России представляет собой механизм народовластия, является характеристикой государства, осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровне, каждый из которых самостоятелен.
Историческая ретроспектива местного самоуправления в системе разделения публичной власти в России отнюдь не единообразна. В разные исторические периоды роль местного самоуправления серьезно варьировалась и зависела от множества факторов.
Территории, присоединенные к Московскому княжеству, различались как географически-климатическими условиями, так и общественно-политическим устройством, имели собственную историю, обычаи и традиции. Невозможно было одновременно установить централизованную власть на всей территории без учета местной специфики и согласия сословий организовать управление Московского княжества, что способствовало развитию местного самоуправления.
В древнерусском государстве и во времена феодальной раздробленности до ордынского ига местное самоуправление имело серьезную экономическую и юридическую самостоятельность, строилось через десятичную систему управления, в основе которой лежал числовой порядок [33, с. 21]. Избираемые должности располагались по рангу в соответствии с числовым порядком. К ним относились: тысяцкий – глава тысячи, сотский – глава сотни, десятский – глава подразделения в 10 человек. В руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по таким важным областям городского управления: суд, административный контроль в сфере торговли. Отдельные должностные лица назначались князем, другие представляли народ. Из общинного строя исходит структура публичной власти на Руси, основными ее тремя элементами были: князь, боярская дума и вече.
Носителем публичной власти выступала община, которая делилась на общину старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов и сельские общины. Верховным органом власти общины было вече - народное собрание. Во всех крупных городах Киевской Руси проходили вечевые собрания – форма непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе о назначении или изгнании князя, заключении мира, «Все киевляне от мала до велика, придя на двор Святой Софии, устроили вече» [1, с. 35]. Вече выросло из племенных собраний славян, идущих от родоплеменных советов. Расцвет вечевых порядков пришелся на период феодальной раздробленности.
По мнению историка И.Я. Фроянова вече как высший правящий орган существовал на территории всех русских землях [32]. Особое развитие вечевые порядки получили на территории Новгородской республики. Общегородское вече – обладало широкими полномочиями: призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура /
В.Ф. Абрамов – М.: ФГ «Ника», 2001. – 165 с.
2. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности / К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2015. –
№ 30. – С. 17-18.
3. Бадретдинов Т. З. Городское самоуправление Казанской губернии в начале XX века: выборы, структура, общественно-политическая деятельность (1905–1917 гг.): диссертация кандидата исторических наук /Т.З. Бадретдинов. – Казань, 2002. – 260 с.
4. Бакушев В.В. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта / В.В. Бакушев, В.А. Ивановский, Л.А. Молчанова. – М.: СВАРОГ и К, 1998. – 145 с.
5. Воронин А.Г. Местное самоуправление и социальная модернизация России : монография / А. Г. Воронин. – Волгоград : ПринТерра, 2008. – 261 с.
6. Городовое положение 1870 года. – URL: http://diletant.media/articles/38496989/ (дата обращения 05.07.2020).
7. Грамота на права и выгоды городам Российской империи. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm (дата обращения 05.07.2020).
8. Закон СССР от 09.04.1990 N 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства». – URL: http://www.consultant.ru
/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=78#06714365523273895(дата обращения 05.07.2020).
9. Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении в Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru
/document/cons_doc_LAW_105/ (дата обращения 05.07.2020).
10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права / Т. В. Кашанина. – М.: Высшая школа, 2004. – 133 с.
11. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия /Е.М. Ковешников. – URL: http://www.dslib.net/teoria-prava/gosudarstvo-i-mestnoe-samoupravlenie-v-rossii.html (дата обращения 05.07.2020).
12. Конституции РСФСР 10 июля 1918 года. – URL: http://www.hist.msu.ru/
ER/Etext/cnst1918.htm (дата обращения 05.07.2020).
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ, от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст.1691.
14. Косинский П. Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности / П. Д. Косинский //Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
15. Ленин В.И. Государство и революция /В.И. Ленин. – URL: https://www.marxists.org/russkij/lenin/works/lenin007.htm (дата обращения 05.07.2020).
16. Мирзаев М. А. Очевидные проблемы в развитии местного самоуправления / М.А. Мирзаев ⁄⁄ Вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 73-79.
17. Морозов Б.М. Создание и укрепление советского государственного аппарата / Б.М. Морозов. – М.: Госполитиздат, 1957. – 216 с.
18. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 361 с.
19. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. – 416 с.
20. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. от 27.12.2019)//КонсультантПлюс.
21. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации № 184-ФЗ от 06.10.1999 (ред. от 27.12.2019) //КонсультантПлюс.
22. Общее Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/krest.htm (дата обращения 05.07.2020).
23. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года. – URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Положение_о_губернских_и_уездных
_земских_учреждениях_от_1_января_1864_года (дата обращения 05.07.2020).
24. Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами. – URL: http://civil.consultant.ru/reprint/books/208/107.html (дата обращения 05.07.2020).
25. Рачинский В.В. Публичная власть как общеправовая категория: теоретико-прикладной аспект: Диссертация кандидата юридических наук /В.В. Рачинский. – Уфа, 2003. – 195 с.
26. Ряжапов Н. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве /
Н. Ряжапов //Власть. – 2015. – № 5. – С. 35-40.
27. Самохвалов В. Городское самоуправление в России: реформы и откаты /В. Самохвалов // Юридический вестник. – 2000. – № 18. – С. 6.
28. Толочко П.П. Власть в Древней Руси. Х–XIII вв. /П. П. Толочко. – СПб.: Алетейя, 2011. – 200 с.
29. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/
Указ_Президента_РФ_от_21.09.1993_№_1400 (дата обращения 05.07.2020).
30. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. М.: ЭКМОС, 2001. – 304 с.
31. Учреждения для управления губерний Всероссийской империи. – URL: https://www.runivers.ru/lib/book6866/187015/ (дата обращения 05.07.2020).
32. Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории /
И. Я. Фроянов– URL: https://www.twirpx.com/file/62849/ (дата обращения 05.07.2020).
33. Чаннов С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / С. Е. Чаннов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт, 2019. – 302 с.
34. Юсуфов Р. А. Совершенствование структуры управления администрации муниципального района / Р.А. Юсуфов //Экономика сельского хозяйства России. – 2015. – № 3. – С. 74-81.
35. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Вып. 12 / под ред. Е.А. Коломак, Л.В. Машкиной. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. – 192 с.
36. Югов А.А. Понятие и система основных функций публичной власти / А.А. Югов – URL: http://www.ruzh.org/rlj/2008/2008_1/DJVU/1637.pdf (дата обращения 05.07.2020).