Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Соблюдение правил логического чтения текста дает возможность передавать в звучании мысли автора, заключенные в тексте роли, рассказа или лекции. Помогает определенным образом организовать текст, чтобы наиболее точно и осмысленно воздействовать на партнера на сцене и на зрителя.
Правила логического чтения текста - не формальные законы, чуждые нашему разговорному языку. Они сложились в результате наблюдений писателей, ученых-языковедов и деятелей театра над живой русской речью. В основу правил логического чтения текста положены особенности русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка.
Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, разумеется, не заменяет словесного действия, - он является началом, фундаментом работы над текстом, средством выявления авторской мысли.
Чтобы фраза автора прозвучала для зрителя, надо ее предельно точно произнести, то есть определить место и длительность логических пауз, определить главное ударное слово, отметить второстепенные и третьестепенные ударения. Иными словами, для этого надо знать правила расстановки пауз и ударений.
Когда фраза будет, таким образом, проанализирована и организована, слушатель получит возможность оценить глубину заложенной в тексте мысли, красоту авторского языка, особенности его стиля.
Цель курсовой работы заключается в исследовании процесса соблюдения правил логического чтения текста как одной из составляющих профессиональной компетентности организатора социально-культурной деятельности.
Для написания курсовой работы следует решить следующие задачи:
1. Исследовать логику сценической речи;
2. Изучить правила чтения простых и сложных предложений;
3. Определить логическую перспективу передачи основной идеи при чтении предложения;
4. Исследовать внутренние видения и механизмы внутренней речи.
1. ЛОГИКА СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
Для нахождения значения фразы, следует выяснить, какие слова являются существительными, определяющими основную идею, то есть найти логический центр.
В разговорной речи люди обычно забывают выделить определенные слова, так как это делается неосознанно. Однако, когда человек сталкивается с устной передачей текста индивида, который выражает мысли, часто бывает трудно определить слова, которые несут в себе основную тяжесть фразы [9].
Значение публичного выступления возрастает по мере того как развивается радио, телевидение и кино, а также по мере увеличения количества специализированных и популярных театров, увеличения количества выступлений, лекций и т. д.
Зрители и слушатели отнюдь не равнодушны к звуковой стороне языка. Актеры, читатели, спикеры, лекторы и дикторы заинтересованы в наиболее эффективной, точной, ясной и выразительной передаче мыслей, включенных в текст, который они излагают.
Владение логикой сценической речи позволяет в звуке передать мысли автора, роли, рассказы, уроки, содержащиеся в тексте, помогают определенным образом организовать текст, чтобы воздействовать более точно и осмысленно на партнера по сцене или зрителя.
Правила логического прочтения текста - это не формальные законы, чуждые нашей разговорной речи. Они сложились в результате наблюдений писателей, лингвистов и театральных деятелей над живой русской речью.
Правила логического прочтения текста основаны на особенностях русской интонации и грамматики (синтаксиса) русского языка. Логический анализ текста роли, рассказа, лекции, любого публичного выступления, конечно же, не заменяет словесного действия, это начало, фундамент работы над текстом, средство раскрытия авторской мысли [9].
Чтобы авторская фраза хорошо звучала для зрителя, необходимо ее максимально точно произнести, то есть определить место и продолжительность логических перерывов, определить главное слово ударения, отметить второстепенные и третичные акценты. Другими словами, нужно знать правила расстановки пауз и акцентов.
Когда фраза будет проанализирована и организована таким образом, слушатель получит возможность оценить глубину мысли, содержащейся в тексте, красоту языка автора и специфику его стиля.
М. О. Кнебель, говоря о работе Станиславского со своими учениками в его мастерском, свидетельствует, что в последние года своей жизни Станиславский особенно упорно стремился к наиболее точному соблюдению правил логики сценической речи - расположению логических пауз, акцентов, правильной передаче в звуке знаков препинания и т. д.
Кнебель говорит: «Станиславский с каждым годом все настойчивее требовал изучения законов речи, требовал постоянной тренировки, специальной работы над текстом» Почему же так важна логика сценической речи? Язык людей есть средство их общения. Речь человека всегда активна, цель говорящего — воздействовать, прежде всего, на сознание слушающего, передать ему свою мысль. Логика сценической речи как раз и учит передавать слушателю мысли, заключенные в тексте. В жизни человек без труда делит свою речь на речевые такты, легко вводит паузы внутри предложения, ставит нужные ему ударения. Ему не надо этому учиться — он выражает свои мысли. Но на сцене надо учиться всему заново, как говорил Станиславский,— «и ходить, и думать, и говорить» [9].
Надо учиться и доносить мысли автора. Хотя человеческая речь в реальной жизни не разбивается на отдельные части, работая над текстом, актер, ученик может и должен искусственно отделить логическое чтение от эффективной речи в целом. Этому будет способствовать максимально детальная проработка всех составляющих логического прочтения текста. Свободная ориентация правил заложит основу для первого этапа работы над текстом - раскрытия смысла, содержащегося в авторском тексте.
Народный артист СССР В.О. Топорков писал, что многие актеры считают логическую сторону звучного текста неважной и не возвращаются к работе над логикой речи на сцене после окончания театрального училища. Между тем, простое применение определенных правил речевой логики на сцене во многих случаях помогает правильно представить сцену или игру.
Топорков говорит: «Когда актеру не удается обрести в своей речи активного действия, он может прийти иногда к желанному результату, применяя знакомые ему законы речи, законы построения фразы, знакомые ему приемы техники словесного действия, хотя бы, например, просто попробовав хорошенько «расправить» авторскую фразу, мысль по ее логическому звучанию, то есть определить действенный центр фразы — ее ударение, произнести фразу предельно точно по законам речи, соблюдая знаки препинания. Этот, казалось бы, простейший прием оказывает очень благотворное влияние и приближает актера к цели — к воздействию на партнера, помогает организовать нужные видения и обрести подлинные чувства. И к этому простейшему приему почти никто из актеров не пытается обратиться, считая его слишком ученическим рядом с тем сложным затруднением, которое возникло в работе» [9].
Надо систематически работать над изучением правил логики сценической речи, над изучением авторской мысли. Не следует ожидать, что мысль «заговорит сама», когда у говорящего глубокие чувства. Если не уделить особого внимания передаче мысли, то она может ускользнуть, возникнут случайные напряжения, будет искажен смысл авторской речи, испорчена красота авторского текста и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гиппиус, С. В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств : учеб. пособие / С. В. Гиппиус. – 5-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 304 с. ISBN 978-5-17-105229-4. - Текст : непосредственный.
2. Гойхман, О. Я. Организация и проведение мероприятий : учеб пособие для студентов вузов / О. Я. Гойхман. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-Москва, 2017. – 136 с. – ISBN 978-5-16-004998-4 (print). – ISBN 978-5-16-101869-9 (online). - Текст : непосредственный.
3. Куприянов, Б. В. Методика организации досуговых мероприятий. Ролевая игра : практ. пособие для СПО / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. – 2-изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 264 с. – I SBN 978-5-534-07178-8. – Текст : непосредственный.
4. Организация деятельности учреждений культуры клубного типа : учеб. пособие / ред. Н. П. Гончарова. – Санкт - Петербург : Лань ; Планета музыки, 2015. – 448 с. : табл. – I SBN: 978-5-8114-1839-8. – Текст : непосредственный.
5. Организация досуговых мероприятий : учеб. / ред. Б. В. Куприянова. – 2-е изд. стер. – Москва : Академия, 2015. – 283 с. - (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-4468-2477-9. – Текст : непосредственный.
6. Оссовская, М. П. Учимся говорить без говора : учебное пособие / М. П. Оссовская. - 2-е, стер. - Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. - 124 с. - ISBN 978-5-8114-4994-1. – Текст : непосредственный.
7. Трофимов, М. Ю. Основы коммуникативной культуры : учеб. пособие / М. Ю. Трофимов. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 184 с. – ISBN 978-5-8114-2535-8. – Текст : непосредственный.
8. Усанова, О. Г. Культура профессионального речевого общения : учеб.-метод. пособие / О. Г. Усанова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань ; Планета музыки, 2017. – 92 с. : табл. – ISBN 978-5-8114-2706-2. – Текст : непосредственный.
9. Запорожец Т. И. Логика сценической речи. Учеб. пособие для театр. и культ.-просвет. учеб. заведений. М., «Просвещение», 1974. - 106