Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В мир ребенок входит постепенно. Сначала он познает то, что его окружает в семье, в детском саду. Важную роль при этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольник не может только наблюдать, он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир, который открыл свои тайны, пробуждает у ребенка множество вопросов, желание познать больше.
Удовлетворить детскую любознательность, привлечь его к активному познанию окружающего мира поможет игра - ведущий вид деятельности дошкольника, который имеет многогранное влияние на психическое развитие ребенка.
Игра — это серьезное дело и для самого ребенка. Игра — это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство или удивленная серьезность. Для ребенка игра не всегда интересная забава, чаще - это труд, преодоление себя.
Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия желаний, мир реализации нереализуемого.
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он конечно играет.
Игра — это требование юного организма и стремление ребенка познать окружающую жизнь. Детская игра — это деятельность целенаправленная, сознательная, творческая, которая укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, воображение, фантазию, творчество, объединяет детский коллектив.
Дошкольный период - начальный этап освоения общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, у него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята составляют план, выбирают средства осуществления его. С развитием детей, ростом их осознания сложнее становится цель, четче план, понемногу игра переходит в общественную работу.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она отвечает наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности. Подражая в игре труд взрослых, их поведение, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим управлять кораблями и самолетами, лечить больных и тому подобное. В игре оказывается переживание ребенка, его отношение к жизни.
Чем привлекает ребенка игра? Самим процессом. Но действие в игре особенная, настоящая. Уже к трем годам дети начинают осознавать разницу игры и не игры, а до 4-5 лет — это различие истинного действия и игровой уже четко формулируется ими. В игре он может делать все, что хочет, все у него «получается». В игре ребенок такой, каким ему хочется быть, - добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть - на луне, на дне моря, в школе. Он участник увлекательных событий: лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар.
Таким образом, к игре детей побуждает стремление ознакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, которая повышает его жизненный тонус, удовлетворяет интересы. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, формируют уверенность в своих силах.
Дети играют потому, что это приносит им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности, нет таких строгих правил, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Другими словами, для ребенка игра - это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы.
Развивающее значение игры многообразно: ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с действиями и отношениями взрослых. Во время игры дети берут на себя разнообразные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях.
Объект исследования: процесс развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра как способ познания окружающего мира старшими дошкольниками.
Цель исследования: изучить особенности познания окружающего мира младшими дошкольниками в игре.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть вклад Ушинского К. в теорию детской игры;
- дать определение сущности игры с детьми;
- изучить особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- охарактеризовать значение дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы анализа, обобщения, синтеза, систематизации научных данных.
Работа содержит введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения. Список использованной литературы содержит 26 источников. Объем курсовой работы: 37 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Сущность игры как основного вида деятельности детей
1.1 Ушинский К. - основоположник теории детской игры
Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания.
Детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной деятельности, в которой ребенок отображает впечатления от познания. В то же время игра является могучим воспитательным средством, в ней, по словам К. Ушинского, реализуется потребность человеческой природы.
Одной из фундаментальных идей, разработанных для дошкольной педагогики, является идея воспитательной роли детской игры.
Окружающая действительность, говорил он, имеет наиболее существенное влияние на игру. Ведь дает для нее материал более разнообразный и самый правдивый того, что предлагает мир магазинов. К. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. К. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации, представленные в вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Ушинского подтверждается данными физиологов и психологов.
Известно, что на каждом возрастном этапе детства закладываются качества, которые будут иметь очень важное значение для личности во взрослой жизни. Важнейшая из них в дошкольном возрасте - воображение. Сама же игра - воображаемая ситуация.
В игре малыш развивает не только физическую ловкость, органические способности, но и, особенно, свое воображение, которое имеет волевую природу. Именно воображение ребенка превращает и оживляет предметы - то уже впоследствии, на языке взрослых, он называется инициативой, творчеством.
Следовательно, не случайно К. Ушинский рассматривал детские игры в связи с теоретическим анализом истории воображения. Дети любят представлять, вот почему необходимо опираться на эти особенности, развивая игры. Детское воображение может достичь высокого уровня, если ее у детей формируют, развивая наблюдательность, кругозор, любопытство.
По словам К. Ушинского, развитие в игре детского ума, характера, сердца будет происходить только при соблюдении некоторых правил [3, с.14]:
- в игре ребенку необходима свобода при наблюдении и контроле со стороны педагога;
- свободу ребенок может познать только в деятельности, преодолевая и познавая себя, но эта деятельность должна быть интересной для ребенка.
«Для ребенка игра - действительность, и действительность гораздо интереснее той, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти является его собственным творением. В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которое он не мог еще войти по сложности его явлений и интересов. В реальной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, которую слепо и беззаботно влечет за собой течение жизни; а в игре ребенок, уже созревающий человек, пробует свои силы и самостоятельно управляет своими же произведениями». Итак, если ребенок больше живет в игре, чем в действительности, то все-таки окружающая действительность сильнее влияет на его игру.
Дети должны относиться к игре серьезно, отдаваться ей сполна, а взрослым надо вмешиваться там, где дети не умеют играть, где скучают или бездумно шумят.
Задача педагога, по мнению К. Ушинского, заключается в поддержке детского интереса к игре. Этот интерес можно вызвать у ребенка при создании необходимой среды, тщательным подбором игрушек.
Одним из первых К. Ушинский обосновал воспитательную роль игры, поскольку она, эстетическое и моральное развитие ребенка. В процессе игры ребенок с легкостью усваивает понятия, оперирует ими, использует в речи, усваивает социальный опыт, приобщается к культурным ценностям народа.
Современные психолого-педагогические исследования игры характеризуются сближением взглядов на нее как на ведущую деятельность детей дошкольного возраста, анализ ее воспитательных возможностей и средств их актуализации. На этих проблемах сосредоточивался Л. Выготский и ученые, которые представляют его школу. Они убеждали, что воспитательный потенциал игры может быть реализован только при условии направления ее взрослыми [6, с.23].
В последнее время исследователи проявляют заинтересованность не так феноменом игры, как сущностью, структурой, динамикой отношений, что в ней состоят. Это направление приближенно к современным концепциям дошкольного воспитания, рассматривают игру как источник формирования личности.
Современные ученые исследуют формирование общественной направленности ребенка дошкольного возраста в игре, развитие нравственных отношений в творческих играх и тому подобное. По их утверждениям, игра содержит большие возможности для формирования личности дошкольников, чем любая другая деятельность, поскольку мотивы ее имеют большую побудительную силу и детям понятное соотношение мотива и цели игры.
Ученые продолжают работать по этому вопросу, ведь проблема игры особенно актуальна сегодня. Педагоги и психологи с тревогой констатируют, что игра все больше вытесняется учебной деятельностью, а взрослые забывают, что специфическим видом деятельности дошкольников является игра, которая имеет определенные универсальные признаки:
- это активная форма познания окружающей действительности;
— это сознательная и целенаправленная деятельность;
- свободная, самостоятельная деятельность, осуществляемая по личной инициативе ребенка;
- наличие творческой основы;
- эмоциональная насыщенность.
Именно через игру дети могут познать мир, готовиться к жизни, приобретать различные практические знания, умения и навыки. Что свидетельствует о необходимости дальнейших исследований игры и проверки их на практике.
1.2 Сущность детской игры
В процессе развития ребенка и формирования его личности, игра, несомненно, является довольно важной. Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. По этому поводу К. Ушинский писал: «если говорить о том, что игра предсказывает будущего персонажа, будущее ребенка, то это правильно в двояком смысле: не только в игре проявляется склонность ребенка и относительная сила души, но и сама игра оказывает большое влияние на развитие способностей и способностей детей».
Поэтому именно в игре развиваются не только умственные процессы: мышление, речь, память, внимание, но и такие важные личностные качества, как усидчивость, сосредоточенность, умение придерживаться определенных правил. В игре воспитываются такие чувства, как сострадание, умение прийти на помощь, дружба.
Так, благодаря игре мир вокруг нас, сознательного ребенка, значительно расширяется. Она включает в себя не только объекты и явления окружающей среды, но и гораздо больший широкий круг предметов, с которыми выступают взрослые, и которые пока недоступны ребенку.
Дети увлеченно играют в любые игры, поэтому использование формы игровых заданий часто приводит к тому, что дети даже не замечают влияния взрослых на их образование и воспитание. Они увлечены игрой, им просто интересно. Но невольно, во время игры дети сравнивают, думают, запоминают, решают логические задачи и учатся новому.
Поэтому, как отметил Л. Выготский, «подчиняя поведение всем известным условным правилам, игра учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка...».
Игра для детей — это средство проникновения в деятельность и отношения взрослых, средство отображения окружающей действительности. В игре ребенок осознает недоступные ему возможности в реальной жизни.
Игра получила высокую оценку. Сухомлинский. Он писал: «игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается в поток идей, представлений о мире. Игра — это искра, которая зажигает свет любопытства» [11, с.23].
С помощью игры определяются условия развития детей:
1. Использование в учебном процессе большого ассортимента игр.
Показать больше