Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что организация социально-культурной деятельности в современном муниципальном районе имеет ярко выраженный развивающий характер, в свою очередь, это оказывает достаточно большое влияние на процесс формирования целостной личности, при этом, стимулирует социальную активность, а также обеспечивает духовное обогащение населения. К основным организационно-правовым субъектам социально-культурной сферы следует отнести учреждения, а также иные некоммерческие организации, которые стали появляться в ответ на неспособность коммерческих структур удовлетворить имеющийся совокупный общественный спрос на социальные общественные блага.
Процессы, происходящие в современном обществе, как экономического, так и социокультурного характера диктуют необходимость постоянной корректировки форм, состояния и содержания культурно-досуговой деятельности социально-культурных учреждений.
На сегодняшний день государственная политика современной России в социально-культурной сфере достаточно быстро меняется: разрабатывается множество различных культурно-целевых программ, постоянно совершенствуется нормативно-правовая база. При этом, отдается предпочтение региональной и муниципальной культурной политики.
В региональной культурной политике основная роль определена как стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни, а также создание условий для оптимального соотношения инновационных и традиционных элементов культуры методом культурного потенциала, использования человеческих и материальных ресурсов территории.
Кроме того, в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления.
Анализ проблем организации культурно-досуговой деятельности был проведен в трудах А.А. Пелипенко, А.И. Уткин. Проблемы и перспективы развития гражданского общества и его аксиологического потенциала в условиях широкомасштабных социальных реформ в России рассматриваются в трудах таких отечественных авторов, как А.Я. Ахиезер, В.И. Супрун, А.Я. Флиер и др. Научный обзор по проблеме исследований сущности социально-культурной активности на рубеже той или другой историко-культурной реальности позволяет отнести работы Г.С. Батищева, Л.С. Жарковой. Важную роль в понимании сути происходивших в культурной жизни изменений сыграли работы отечественных культурологов Ю.П. Азаров, А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, С.Н. Артановский.
Цель работы – рассмотреть роль общественности в организации социально-культурной деятельности.
Исходя из цели работы, в ней были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации социально-культурной деятельности.
2. Проанализировать основные направления организации социально-культурной деятельности современного муниципального района.
3. Разработка и апробация социологического инструментария оценки уровня организации социально-культурной деятельности в современном муниципальном районе.
Предмет исследования: роль общественности в организации социально-культурной деятельности.
Объект исследования: социально-культурная деятельность учреждений культуры.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы; изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга населения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Социально-культурная деятельность: сущность понятия, содержание, функции
Под социально-культурной деятельностью следует понимать обусловленную нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразную деятельность по освоению, созданию, дальнейшему сохранению, распространению и развитию ценностей культуры.
«Всепоглощающий характер культуры, - утверждает М.А. Ариарский, - породил столь же широкую, многообразную и общественно значимую деятельность по ее освоению, распространению и дальнейшему развитию. которую интегрирует понятие «социально-культурная деятельность» [2, с. 124]. Социально-культурная деятельность - это воспитательная деятельность, ориентированная на человека, на исчерпывающее раскрытие в нем духовного потенциала». Более широкое можно найти в определен В.В. Туева, в котором он называет социально-культурную деятельность «управляемым обществом и его социальными институтами процессом приобщения человека к культуре». [42, с.102]. Например, Н.Н. Ярошенко в данную формулировку внес свое дополнение и определил, что «социально-культурная деятельность имеет своей целью не только приобщение человека к культуре, но и создание условий для того, чтобы культура становилась основой для социального взаимодействия». [48, с.115]
Таким образом, рассмотрев определение социально-культурной деятельности с различных определений исследователей, можно принять, что это ни что иное, как деятельность, направленная на создание, дальнейшее сохранение, а также распространение различных культурных ценностей, при происходящем процессе приобщения к ним различных слоев населения, различных возрастных групп.
Кроме того, социально-культурная деятельность направлена на создание условий, необходимых для самоутверждения, а также она направлена для наиболее полного развития, процесса самореализации личности (это кружки, студии, различные любительские объединения) в сфере досуга. При этом, она состоит из многообразия имеющихся проблем по организации свободного времени: это производство и усваивание культурных ценностей, общение.
Необходимо отметить, что специалистам-организаторам социально-культурной деятельности, приходится часто самим участвовать в самом процессе создания благоприятной среды, которая необходима для социально-культурной деятельности [3].
Первое направление социально-культурной деятельности связано с процессом создания ценностей культуры, как на любительской, так и на профессиональной основе.
Второе направление социально-культурной деятельности объединило практически все население, которое в большей или меньшей степени усваивают имеющиеся богатства, как мировой, так и национальной культуры.
Третье направление социально-культурной деятельности находит свое выражение в сферах деятельности музейных и библиотечных работников, а также специалистов архивного дела, реставраторов, включая иные формы для сохранения ценностей духовной и материальной культуры;
Четвертое направление социально-культурной деятельности состоит в интегрирующем труде педагогов, а также специалистов культурно-просветительской деятельности, включая средства массовой информации, оно ориентировано на сам процессе распространения ценностей культуры.
Пятое направление социально-культурной деятельности включает в себя организационно-посреднические, административно-управленческие, социально-педагогические функции, которые связаны с созданием благоприятной культурной среды, а также с вовлечением населения в существующий мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных потребностей и интересов среди различных групп населения [10]. Также, необходимо отметить, что социально-культурная деятельность имеет свои, только ей присущие характерные черты.
Кроме того, социально-культурная деятельность обусловлена региональными, национально-этническими и особенностями.
Социально-культурная деятельность осуществляется различными предприятиями, организациями, а также учреждениями различной ведомственной принадлежности и имеющихся форм собственности.
В практике социально-культурной деятельности имеются довольно широкое распространение понятия, к которым следует отнести комплексные программы и формы. Досуговую программу в самом широком виде следует рассматривать в качестве самостоятельного законченного социально-культурного, социально-педагогического действия, которое обусловлено социальным заказом, раскрывают социальную действительность, при этом, они одновременно оказывает на нее определенное влияние.
В качестве формы следует понимать способы организации зрителя, они делятся в зависимости от вида представленной аудитории, поэтому они разделяются на: групповые, массовые и индивидуальные.
Массовые формы работы состоят из организации массовой аудитории, они состоят из: шествий, праздников и гуляний, проведения ярмарок, митингов, экскурсий, спортакиад. Тогда как, групповые формы подразумеваю групповую аудиторию, вполне предсказуемую и гарантированную. К ним следует отнести: клубные формирования различны типов и видов жанров, проведение дискотек, вечеров отдыха, знакомств различных возрастных групп, круглые столы, конкурсные программы и прочие. К индивидуальным формам следует отнести работу с одним или двумя клиентами. То есть, это индивидуальная беседа, урок, занятие, индивидуальная встреча и др.
Таким образом, все имеющиеся формы работы направлены на организацию зрителя в соответствии с его составом.
В социально-культурную деятельность включены несколько направлений:
1. Информационно-просветительная, а также познавательная деятельность, включая самообразование;
2. Культуро-творческая и художественно-творческая деятельность;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 26.05.1996 №54-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Указ Президента РФ от 01.07.1996 №1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
1. Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
2. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи / М.А. Ариарский. - Санкт-Петербург : Концерт, 2013. - 248 с.
3. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. - М.: МГУК, 2010. – 121с.
4. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.
5. Астафьева О.Н. Глобализация как условие социокультурной интеграции: противоречия, пути преодоления : докл. на науч. конф. в РГБ «Формирование единого культурного пространства России в условиях глоба- лизации» / О.Н. Астафьева // Библиотековедение. - 2012. - № 3. - С. 17-23.
6. Аванесова Г.А. Культурно-Досуговая деятельность: теория и практика организации. - М: Аспект-Пресс, 2013. - 236 с.
7. Блохина Н.С., Игнатьева Е.Л. Реформирование межбюджетных отношений в сфере культуры// Справочник руководителя учреждения культуры, 2013. № 6.
8. Брун Г.Т. Возможности укрепления экономической стабильности библиотек, финансируемых из муниципального бюджета// Справочник руководителя учреждения культуры. 2014 № 4.
9. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2016. – С.10-12.
10. Болотников, И.М. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / И.М. Болотников, Г.Л. Тульчинский. – СПб.: Издательство СПбГУКИ, 2016. – 448 с.
11. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. – М.: МПСИ: Флинта, 2017. – 235 с.
12. Грачев В.И. Социокультурная коммуникация в контексте современной художественной культуры / В. И. Грачев // Вестн. Москов. гос. уни-вер. культуры и искусств. - 2013. - № 4. - С. 22–26.
13. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2014. – 406 с.
14. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. – М., 2013. – 86 с.
15. Дуликов В.З. Об организационных принципах социально-культурной деятельности // Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: Сб. науч. ст./ Под науч. ред. В. М. Чижикова. – М.: МГУКИ, 2014. – 170.
16. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. – М.: МГУК, 2016. – 110 с.
17. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2013. - 225с.
18. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Профиздат, 2012. – 288 с.
19. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - 2011. - №7. - С.10-13.
20. Зуев С.Э. Социокультурное проектирование // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2013. – №1.
21. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика: учеб. пособие / И.Ю. Исаева. – М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
22. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., 2010. – 164 с.
23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Cоциально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКИ, 2014. – 539 с.
24. Курочкина, М.А. Новые технологии досуга: Проблемы и тенденции / М.А. Курочкина // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, каф. СКД; под ред. Г.М. Кузицына. – Пермь, 2012. – с.82-92.
25. Литовкин, Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания / Е.В. Литовкин // Вестн. МГУКИ. – 2013. – № 1. – С.86-94.
26. Лузикова И.С. Проблемы организации досуга жителей в сельской местности // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследовании: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf (дата обращения: 16.12.2020)
27. Мельникова, Н.С. К проблеме возрождения традиционных форм досуга в современных условиях / Н.С. Мельникова // Социально-культурная деятельность: проблемы, опыт, перспективы / Перм. гос. ин-т искусства и культуры, каф. СКД; под ред. Г.М. Кузицына. – Пермь, 2014. – с.79-81
28. Морозова Е.Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. – СПб.: Михайлов, 2012. – 317 с. 22. Мосалев, Б.Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие / Б.Г. Мосалев. – М.: МГУ, 2011. – 96 с.
29. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. – Омск: Омич, 2010. – 288 с.
30. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2018. – 158 с.
31. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность: опыт системного исследования // Вестник МГУКИ. – 2013. – № 1.
32. Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина ХХ века): учеб. пособие / В.М. Рябков. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2013. – Т.9. – 556 с.
33. Родионов, И.М. Парк развлечений как инновационная форма культурно-досуговой деятельности / И.М. Родионов // «Молодой ученый». – 2016. - №5. – с. 231-235.
34. Сасыхов А.В. Культурно-досуговая деятельность как социокультурный феномен. – К., 2012. – Ч.1.
35. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. – СПб: СПб ГУП, 2013. – 204 с.
36. Социально-культурная деятельность: достижение, поиски, проблемы: Сб. ст. / Науч. ред. Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУК, 2010. – 145 с.
37. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. сб. науч. ст./ Ред.- сост. В.В. Туев. – Кемерово: Кем-ГАКИ, 2018. – 177 с.
38. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2013. – 296 с.
39. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2013. – №1.
40. Савина М. А. Совершенствование системы социального управления учреждениями культуры // Социология образования. М.: СГА. Выпуск №10. 2017.
41. Тульчинский Г.Л. «Менеджмент в сфере культуры». - СПб: «Лань», 2016.- 384 c.
42. Туев, В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В. Туев. – Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006. – 87 с.
43. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. – Самара: Издательство «Лань», 2009. – 448 с.
44. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. – М.: Русское феноменологическое общество, 2016. – 107 с.
45. Чижиков, В.М. Теория и практика социально-культурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков. – М.: МГУКИ, 2017. – 608 с.
46. Экономические отношения в социально-культурной сфере: Межвуз. сб./ Под ред. Ф.Ф. Рыбакова. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2016. – 145 с.
47. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 2010. - 248 с.
48. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. - М.: МГУК, 2017. – 204с.