Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал.
Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно–конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно–культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала творческой и досуговой применительно в молодом возрасте приобрела особую значимость.
Одной из актуальных проблем деятельности учреждения молодежной политики на пути решения данной задачи, является организация досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно–трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно–восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Объект исследования – досуг ДДТ Ровесник г.Зея.
Предмет исследования – особенности организации досуга ДДТ Ровесник г.Зея.
Цель исследования – рассмотреть индустрию досуга и проблемы её развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие «досуг»;
2. рассмотреть место индустрии досуга в культурной жизни общества. Проблемы развития индустрии досуга;
3. охарактеризовать современное состояние индустрии досуга ДДТ Ровесник г.Зея;
4. изучить проблемы и перспективы развития досуга.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, каждая из которых насчитывает по два параграфа, заключение, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты индустрии досуга
1.1. Понятие «досуг»
Досуг – вторая по значению после первичных потребность человека. Согласно определению в словаре В.И. Даля, досуг – это «свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах в свободное от дела время». Однако наука расширяет это определение и вносит в него свои корректировки. Так, А.И. Кравченко, автор социологического словаря, разводит сферы времяпрепровождения по таким содержательным параметрам, как досуг – это «та часть свободного времени (оно является частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению» .
Иначе говоря, досуг – это неотъемлемая часть понятия «свободное время», которое помимо развлечений включает в себя также время на ведение домашнего хозяйства, самообслуживание, еду и сон, время на передвижение к месту работы и обратно, а также время на общественную деятельность. М. Каплан, рассуждая о сущности досуга, говорит и о его «приобщении к ценностям культуры».
Досуг важен не только в развитии становлении личности, но и на все остальные сферы жизнедеятельности человека. Это обусловлено тем, что в условиях свободного времени лучше происходят рекреационно– восстановительные процессы, снимающие перегрузки физиологическом и психологическом плане, которые могут задерживать самореализацию индивида. В.Е Салтыкова .
В своей работе указывает что, работая неделю, ожидая выходной молодёжь занята построением планов о проведении своего свободного времени. Досуговая деятельность имеет особое место в жизни любого индивида, так как функции, которые он выполняет, важны для отдыха и возобновлению сил, формирование физических и умственных сил и способностей, а также развлечения и общения.
На сегодняшний день современные особенности культурного развития молодого поколения представляют собой большое разнообразие направлений, видов и форм досуга. Свободное время – это период, беспрепятственной деятельности и иных неотъемлемых уроков, и дел, используемое абсолютно по собственному усмотрению. Подобную формулировку даёт нам экономический словарь. Но в тоже время, данное определение, не даёт полного описания термина. В качестве главного определения мы возьмем следующее понятие. Под свободным временем понимается элемент нерабочего времени, который есть в распоряжении индивида, общности и группы. Трегубов Б.А. разграничивает свободное время на досуг и «более высокую деятельность» .
Автор определяет досуг как совокупность видов деятельности, связанных с удовлетворением культурных восстанавливающих потребностей (различные виды отдыха и развлечений). Более высокая деятельность Трегубов Б.А. соотносит с комплексом дел, которые интенсивно влияют на процесс многостороннего развития индивида (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учёба, общественная работа и т.д.). Досуг содержит в себе главную цель – это восстановление. Досуг рассматривается им как часть свободного времени.
О.Л. Игнатьева в своей работе пишет, что досуг может являться бездейственным и энергичным, личностным и корпоративным, интеллектуальным и физиологическим. Досуговые занятия проводиться в домашних условиях или в общественных местах, самостоятельно или с помощью специалистов, но каждый раз должна снижаться физическая, психическая и эмоциональная нагрузка и так же должен присутствовать стимул дальнейшего развития личности.
Молодое поколение может максимально развить себя именно в сфере досуга. Исходя из всего вышесказанного можно сказать что если правильно и целесообразно продумывать свое свободное время, то можно прийти к существенному прогрессу.
Применение свободного времени считается особым указателем степени культуры, а также сферы заветных нужд и заинтересованности единой персоны либо общественной категории в целом. Для большинства юных людей организация досуга это не только общественно культурной интеграции, но и возможность самореализовать себя индивидуально. В наше время, в котором преобладает неполная потеря воспитательного влияния на молодое поколение системы образования и семьи, функция социализации молодёжи становиться актуальной в области досуга, которая оказывает большое воздействие на развитие индивидуальных свойств молодежи и её ценностных ориентаций. А.А. Ярцев пишет о том, что проявление интереса в досуговой деятельности, является важным критерием для расширения места социализации саморазвития молодого человека. А в данном случае студентов учебных заведений разных направленностей .
В процессе воспитательной работы в рамках досуговой деятельности учащихся формируются целесообразные условия для создания у студентов морали и патриотизма, создание общей культуры и креативных умений, осуществление интеллектуального и лидерского качеств, формирование навыков организатора и коммуникатора, необходимых для дальнейшей жизни. Социолог А.В. Фатов подчеркивает, что за прошлые годы существенно усугубились несоответствие между потребностью молодого поколения использовать свободное время как удовлетворение творческих потребностей, самоутверждения, общения и неспособность реализовать себя в свободное время. Это происходит по причине недостатка желания в осуществлении воспитательской деятельности со стороны вузов, которая в большинстве случаев сводится к увеселительным мероприятиям .
Как отмечает социолог А.В.Фатов, так называемые центры по проведению досуга молодежи основываются на очень важных принципах, таких как взаимное уважение, принцип здоровой конкуренции, индивидуального подхода и в тоже время единства интересов личности и группы. Сегодня в условиях трансформации современного российского общества и его ценностных ориентаций свойственен переход от духовно-нравственных составляющих к уровню бытового сознания. А социальный статус и благополучие выступаю для большинства представителей молодого поколения в качестве смыслообразующих элементов не только в сфере досуга, но и в жизни в целом.
Ашрафуллина Г.Ш. пишет, что в России, существенную роль могут сыграть культурно–досуговые учреждения такие как клубы, дома культуры, культурно–оздоровительные и культурно–развлекательные центры, парки культуры и т.д. Н.С. Шарапова считает, что в процессе организации досуговой деятельности в образовательных и культурно–досуговых учреждениях преобладает цель развития всесторонней личности, формирования у молодого поколения гуманистических ценностных ориентаций. Т.В. Асобина делает акцент на том, что проблема влияния досуга на формирование стратегии жизни молодёжи обусловлена тем, тем, что досуговая деятельность в жизни молодого поколения в качественных и количественных показателях уже практически не уступает рабочему времени, и эта тенденция имеет всё увеличивающийся характер.
Данная позиция подтверждается и точкой зрения А. Шопенгауэра, который именовал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». Также невозможно игнорировать факт влияния досуга на развитие личности человека и его самореализацию. Досуг включает в себя сразу несколько видов активности: познавательную, творческую, преобразовательную, ценностно-ориентационную и др. Он имеет большое разнообразие видов и направлений, которые постоянно дифференцируются, удовлетворяя потребности все большего количества социально-демографических групп.
Досуг чаще рассматривается как отражение общественной и духовной сущности человека, относится к социальному явлению. Содержание досуга, как правило, зависит от культурно-исторического контекста и трансформируется вместе с общественной системой ценностей. А. С. Орлов рассматривает досуг как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами, такими как семья и социальное окружение.
В.Т. Шапко Ю.Г. Вишневский рассматривают досуг как регулируемое личностью время, требующее планирования и предвидения .
Поэтому на заре XXI века в России досуг стал полноценной, самостоятельной индустрией, приносящей большой доход для коммерческой сферы страны. Это новая, но развивающаяся в ускоренном темпе отрасль, вбирающая в себя много новых направлений, становление которых обусловлено целым рядом факторов.
Индустрия досуга предполагает массовое тиражирование культурно-досуговых товаров и услуг. Так, Г.А. Аванесова считает, что «индустрия» подразумевает индустриально-техническую, технологическую и предпринимательскую сущность досуговой деятельности: «Индустрия досуга понимается как бизнес в сфере досугового сервиса, как производство продуктов и услуг на современной технической базе с использованием технологий и способов индустриального труда» .
Таким образом, рациональное распределение своего свободного времени можно отнести к самообразованию человека. О.Д Гриненко. описывает досуг как «наиболее рафинированную часть свободного времени». Часть времени, которую человек проводит с наибольшим удовольствием, а значит, в само понятие свободного времени он вкладывает и обязательный, возможно даже, негативный аспект. Д.К. Устян как раз в своей диссертационной работе уделяет этому большое внимание. Определённые инновационные формы проведения досуга влияют на уход молодежи в воображаемый мир, выбор разрушающих моделей поведения, ориентация на развлечение. Эти тенденции ведут к кризису идентичности молодого поколения, нарушению образа «Я».
1.2. Место индустрии досуга в культурной жизни общества. Проблемы развития индустрии досуга
В последнее десятилетие досуговый сектор постепенно утрачивает свою вторичную значимость по отношению к сфере труда и становится одной из центральных жизненных сфер для многих людей. Современный исследователь Г.Г. Волощенко в культурно-исторической традиции выделяет три сферы досуга: «праздную», «высокую» и «высшую».
В настоящее время мы можем наблюдать многослойность досугового пространства, пронизывающее общественное бытие. В нем присутствуют как высшая, так и высокая сферы досуга, однако праздная над ними превалирует.
Кроме того, современный досуг является противоречивой единицей жизненной сферы, в которой субъективно идёт речь об индивидуальном развитии вне социального контроля и учреждений. В этом досуг доступен для каждого, в той мере, в которой участник досуговой деятельности обладает материальными средствами. Вследствие этого возникают феномены элитного и массового досуга. Элитизация современных досуговых объединений проявляется в форме возникновения и развития элитарных структур и форм досугового общения. Массовые досуговые формы являются доступными всем посредством телевидения.
По мнению российского экономиста И.А. Пискуновой, «досуг не всегда означает свободу, а стремление человека создать себе упорядоченное, обеспечивающее уверенность окружение, оказывает влияние и на оформление досуга» Пискунова И.А.
Она выделяет следующие особенности, характерные для проведения современного досуга:
- постоянный досуговый ритм (досуг определённых дней недели посвящён постоянным активностям);
- постоянные организационные рамки (в досуге выбирают окружение для действия, которое является надёжным, безопасным для исполнения, например спортивное объединение, постоянный столик в одной и той же гостинице);
- постоянное окружение (обеспечивает безопасность, не нужно каждый раз выбирать, основано на доверии).
На основании вышесказанного, И.А. Пискунова делает вывод, что «границы между свободной досуговой деятельностью и «связующим» обязательством по ритуализированному участию в несвободной досуговой деятельности являются размытыми».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г. А. Культурно–досуговая деятельность: теория и практика организации / Г. А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 240 с.
2. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления / Е.Г. Анимица, А.Т. Тертышный. – М.: Инфра–М, 2015. – 745 с.
3. Бакушев, В.В Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта / В.В. Бакушев. – М.: СВАРОГ и К, 2016. – 323 с.
4. Белова, Т.В. Культура и власть / Т.В. Белова. – М.: МГУ, 2016. – 92 с.
5. Блохина, Н.С. Реформирование межбюджетных отношений в сфере культуры / Н.С. Блохина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 6. – С. 22–24.
6. Бочкова, В.П. Культура как социальная система: Конспект лекций / В. П. Бочкова. – М.: МИИТ, 2016. – 22 с.
7. Волгин, Н.А. Социальная политика в муниципальных образованиях / Н.А. Волгин, В.К. Егоров, С.В. Калашников. – М.: Альфа – Пресс, 2015. – 568 с.
8. Востряков, Л.Е. Наброски к социально–политическому портрету региональных управленцев культурой / Л.Е. Востряков // Политическая экспертиза: Политэкс. – 2016. – № 4. – С. 166 – 177.
9. Вульфович, P.M. Управление социальной сферой муниципального образования / Р.М. Вульфович. – СПб.: Сыктывкар, 2016. – 190 с.
10. Гнедовский, С.И. Культурная индустрия и управление развитием / С.И. Гнедовский // «600 паралель». – 2015. – №4. – С. 25 – 30.
11. Горушкина, С.Н. Управление культурными процессами. Муниципальная сеть учреждений молодежной политики в условиях модернизации / С. Н. Горушкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 4. – С. 18–20.
12. Гудима, Т.М. Состояние законодательства в сфере культуры / Т.М. Гудима // Ориентиры культурной политики. – 2016. – № 3. – С.4-8.
13. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М.: Аспект пресс, 2015. – 286 с.
14. Демченко, А.А. Возможности российского досуга / А.А. Демченко // Клуб. – 2016. – № 7. – С. 10–13.
15. Демьяненко, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Демьяненко, А.Л. Обушенков. – М.: ВВАГС, 2016. – 376 с.
16. ДДТ Ровесник г.Зея [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rovesnikzeya.ru/
17. Додонов, В.Н. Большой юридический словарь / В.Н. Додонов. – М.: Инфра–М, 2016. – 624 с.
18. Зеленцова, Е.В. Культура как системный фактор экономики и территориального развития / Е.В. Зеленцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2016. – №1. – С. 32–37.
19. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт. – М.: Экономика, 2016. – 456 с.
20. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: Основы местного самоуправления / В.Б. Зотов, Р.В. Браун, А.Н. Кириллова. – М.: Олма– Пресс, 2016. – 350 с.
21. Зубов, В.Е. Культура, ее структура и функции / В. Е. Зубов. – Новосибирск: СибАГС, 2016. – 144 с.
22. Игнатьева, Е.Л. Культура и право. Нормативно–правовая база, регулирующая деятельность в сфере культуры / Е.Л. Игнатьева // Журнал»Справочник руководителя Учреждения культуры». – 2015. – № 1. – С. 11-17.
23. Игнатьева, Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях. Основные трудности в условиях реформирования / Е.Л. Игнатьева // Журнал «Справочник руководителя Учреждения культуры». – 2015. – № 1. – С. 12 – 15.
24. Каплан, М. Основные модели досуга / М. Каплан. – М.: МГУК, 2015. – 198 с.
25. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2016. – 464 с.
26. Киселева, Т.Г. Основы социально–культурной деятельности / Т.Г. Киселева. – М.: Норма, 2016. – 135 с.
27. Королев, С.В. Теория муниципального управления / С.В. Королев. – М.: Норма, 2016. – 145 с.
28. Кошкина, М.В. Экономическая политика государства в сфере культуры и искусства / М.В. Кошкина // Управление собственностью. – 2016. – №1. – С. 48 – 58.
29. Михайлова, Л.И. Социология культуры / Л. И. Михайлова. – М.: Дашков и К, 2015. – 344 с.
30. Музычук, В.Ю. Основные тенденции культурной политики в современной России / В.Ю. Музычук // Россия и современный мир. – 2015. – № 4. – С. 72–76.
31. Ожегов, С. И. Толковый словарь руского языка. Около 100000 слов, терминов и выражений / С. И. Ожегов. – М.: ОНИКС, 2015. – 1376 с.
32. Орлов, А.И. Менеджмент в техносфере: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 384 с.
33. Редькина, Н.С. Внедрение инноваций в технологические процессы научной библиотеки в условиях развивающейся веб–среды / Н.С. Редькина // Библиосфера. – 2015. – № 2. – С. 33–42
34. Рейнбах, Е.Ю. Совершенствование системы управления социальной сферой как фактор социально–экономического развития региона / Е.Ю. Рейнбах // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 1.– С. 18–26.
35. Сысоев, Е.В. Социально – экономические показатели деятельности учреждений молодежной политики / Е.В. Сысоев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 9. – С. 13–14.