Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и проблема исследования. Современное образование ставит перед педагогом новые вызовы, масштабные стратегические цели, ориентируя на становление личностных характеристик выпускника, «включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению» [1;12]. В этих условиях формирование умения постигать глубинный смысл текста, воспринимать слово во всей его многогранности выходит на передний план, поскольку именно такие навы-ки позволяют получить должные результаты освоения материала. Среди заявленных программой метапредметных результатов обращают на себя внимание учителя-словесника следующие: «смысловое чтение; умение осо-знанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуни-кации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей»; «развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, про-смотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, по-нимание, интерпретация и комментирование текстов различных… типов речи» [2;16]. При всей кажущейся очевидности и «традиционности» этих требований к метапредметным результатам нельзя не отметить назрев-шую необходимость пересмотра подходов к формированию читательских навыков в информационной среде, когда вдумчивое, глубокое освоение текста становится всё более редким у поколения с «клиповым мышлени-ем».
Как общеизвестно, одной из стратегических целей изучения литера-туры на современном этапе является формирование отношения к чтению как к личностно и социально ценному и значимому виду деятельности, ве-дущему средству самопознания и саморазвития. Художественная литера-тура предоставляет неисчерпаемые ресурсы для реализации такой цели путём постепенного формирования навыков, связанных с информационной переработкой текста, выявлением смыслов, логики построения. Существу-ет огромное многообразие средств, методов, технологий, предлагаемых учителю современной педагогикой в связи с изменением его роли в учеб-ной деятельности как организатора учебного процесса. Среди них выде-ляются те, которые направлены на формирование культуры читательского восприятия, читательской самостоятельности и основаны на навыках ана-лиза и интерпретации литературных текстов.
Получение опыта медленного чтения произведений русской, родной и мировой литературы позиционировано в Государственном образова-тельном стандарте как одна из главных задач предмета «Литература». Ис-пользование разных видов чтения, таких как поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное и другие, как нельзя лучше способствует формированию читательской самостоятельности при работе «в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя»[3;23].
Как в государственном образовательном стандарте, так и в примерной программе по учебному предмету «Литература» особый ак-цент сделан на так называемом «медленном чтении». Этот при-ём определяется как чтение под руководством учителя с комментарием, чтение пристальное, внимательное, с подробным анализом. На первый взгляд, такое чтение ничем не отличается от ставших привычными анали-тического или комментированного. Однако, говоря именно о медленном чтении, мы ставим во главу угла сам принцип восприятия тек-ста. Таким образом, прививая навыки медленного чтения, мы обращаемся к природе слова, его глубинным смыслам, тем самым создавая предпосыл-ки для реализации основных требований государственного образователь-ного стандарта к умениям учащегося: «анализировать при оценке соб-ственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точ-ки зрения правильности, точности и уместности их употребления»; «оце-нивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе тек-стов»; «владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты» и так далее. Именно освоение конкретных видов читательской деятельности и последовательное формирование читатель-ской компетентности способствуют формированию субъектности обучаю-щегося как компетентного читателя.
В личной практике учитель обращается к текстам, соответствующим как возрасту, так и уровню сформированности читательской компетентно-сти ученика, в соответствии с целями и задачами урока. Так, при изучении творчества Н.В. Гоголя в 8 классе, представленном повестью «Шинель», для формирования представления об образе «маленького человека» об-ращаемся к медленному чтению отрывков, где передана речь героя. Имен-но опыт медленного чтения в этом случае поможет увидеть за словами по-вседневными, обиходными, потерявшими первоначальное значение траги-ческую глубину безысходного существования «маленького человека», ко-торый живёт «как во сне».
Объект исследования – прием «медленного чтения» на уроках лите-ратуры
Предмет исследования – прием «медленного чтения» на уроке лите-ратуры в 8 классе на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Целью курсового исследования является исследование особенностей приема «медленного чтения» на уроке литературы на примере повести Н.В. Гоголя «Шинель»
В соответствии с поставленной целью нам предстоит решить ряд сле-дующих задач:
- определить сущность понятия «медленное чтение»;
- рассмотреть научные подходы к понятию «медленное чтение» и формированию методик;
- проанализировать структуру процесса «медленного чтения»;
- разработать программу изучения повести Н.В. Гоголя с помощью «медленного чтения».
Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, список литературы и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯ-ТИЯ «МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ» И ЕГО РОЛИ В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕ-РАТУРЕ
1.1. Сущность понятия «медленное чтение»
Понятие «медленное чтение» впервые появилось в конце XIX века.
«Искусством медленного чтения» называл филологию Ф. Ницше [8,193]. Западные литературоведы культивировали чтение как «поток опы-та»; метод исследования текста от действия к действию, от строчки к строчке предлагал Р. Кристиансен; о необходимости «пристального чте-ния» художественного сочинения и способов его «объяснения» убеждал Мадлен Джин Риддл (США). Была предложена методика «плавающего чтения», суть которой в многократном перечитывании текста, в результате которого читатель обращает внимание на вновь всплывающие слова, ко-торые до этого были скрыты [ 4,22 ].
В отечественной науке «пропагандистом» медленного чтения был академик Л.В. Щерба. «У Щербы я научился ценить наслаждение от мед-ленного чтения, » - писал Д.С. Лихачев [11; 34]. У истоков медленного чтения стоял М. О. Гершензон, который обращался к «новому читателю» «читать медленно», «анализируя авторскую позицию» [9;11].
Свою методику «медленного чтения» предложил Я.О. Зунделович в 50- е годы XX века, суть которой состояла в процессе анализа микродета-лей[4; 78]. «Медленно» вчитываясь, следует погружаться в массу деталей, вдумчиво вглядываться в них, разглядывать пристально, словно под мик-роскопом, либо рассматривать со стороны под разным углом зрения.
Ввёл понятие «ЧТЕНИЕ МЕДЛЕННОЕ» Н.Я. Эйдельман. В его представлении – это взаимодействие читателя с текстом, направленное на извлечение смыслов, заложенных в тексте, «с частыми и постоянными остановками у слова или стиха» для анализа и размышления, с возвраще-нием к уже прочитанным отрезкам текста [22,429].
Идея использовать технологию чтения, которая специально замедля-ется с целью изучения понимания, принадлежит психологам Г.Г. Граник и А.Н.Самсоновой [2,259].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балталон, Ц.П. Пособие для литературных бесед и письменных работ / Ц.П. Балталон. – М.: Издание Т-ва А.И. Мамонтова, 1914 – 202 с.
2. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга: О читателе восьми-девяти лет / Л.И. Бельнькая. – М. : ВЦХТ, 2005 – 144 с.
3. Беленький, Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста в VIII-X классах школы. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956 – С.54-56
4. Бондаренко, Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после. – 2012 –
№1. – С. 1-3.
5.Волкова, Т.В. Динамика психологической структуры смыслового чтения как деятельности у учащихся начальной школы / Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2013 – №2. – С. 200-204.
6.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Издательство «Лабиринт», 1999 – 352 с.
7.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1991 – 476 с.
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М. : КомКнига, 2006 – 144 с.
9. Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Мой учебник, 2007 – 256 с.
10. Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991 – 192 с.
11. Доблаев, Л.П. Анализ и понимание текста: Метод. пособие / Л.П. Доблаев. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987 – 69 с.
12. Елачич, Е.А. Основные задачи детского чтения / Е.А. Елачич // Русская школа за рубежом. – 1923 – №2-3. – С. 130-138.
13. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – Воронеж: НПО МОДЭК, 2001 – 432 с.
14. Коновалова, Е.Ю. Современные подходы по формированию умений чтения, фиксации и воспроизведения учебной информции / Е.Ю. Коновалова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2010 – №3. – С. 67-71.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997 – 286 с.
16. Кузьмин, Е.И. Читать или не читать… Зачем России Национальная программа поддержки чтения? / Е.И. Кузьмин // Вестник ЮНЕСКО. – 2007 – №6. – С. 22-25.
17. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождениядо 17 лет): учеб. пособие / И.Ю. Кулагина. – М. : Изд-во УРАО, 1999 – 175 с.
18. Ланин, Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия- практикум: Для студентов высших педагогических учебных заведений / Б.А. Ланин. – М. : Эксмо, 2007 – 512 с.
19. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леонтьев. – М. : Изд-во МПСИ, 2004 – 535 с.
20. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : «Искусство – СПб», 1998 – С. 14-285.
21. Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения / Н.Д. Молдавская. – М. : «Педагогика», 1976 – 224 с.
22. Мосунова, Л.А. Влияние адекватного восприятия художественной литературы на развитие личности подростка / Л.А. Мосунова // Ярославский педагогический вестник. – 2008 – №4. – 134-138.
23. Мосунова, Л.А. О теоретических основах развития полноценного восприятия художественной литературы / Л.А. Мосунова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009 – №1. – С. 136-141.
24. Нечаев, А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей / А.П. Нечаев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М. : Изд-во МГУ, 1980 – С.8-11.
25. Нижегородцева, Н.В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности / Н.В. Нижегородцева, Т.В. Волкова // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – №2. – С.257-262.
26. Рубинштейн, М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой / М.М. Рубинштейн. – М. : Мир, 1927 – 310 с.
27. Сапа, А.В. Поколение Z – поколение эпохи ФГОС / А.В. Сапа // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014 – №2. – С. 24-30.
28. Сапа, А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2010 – №1. – С. 71-80.
29. Сапа, А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования / А.В. Сапа // Эксперимент и инновации в школе. – 2014 – №5. – С. 23-42.
30. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. : Издательский центр «Академия», 2002 – 576 с.
31. Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы / В.Я. Стоюнин. – СПб, 1908 – 464 с.
32. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – С. 323-349.