Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Профессиональная деятельность работников предполагает психофи-зическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Стрессовые ситуации, возникающие на работе – это обычное и часто возни-кающее явление. По данным социологов и специалистов по организационной и управленческой психологии, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переме-нам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых фак-торов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% работников – прак-тически ежедневно.
Как минимум 1/3 суток мы проводим на работе, поэтому значитель-ное количество стрессовых ситуаций, в которые мы попадаем, связано имен-но с ней. Стресс, вызванный внутренними факторами в организации, демоти-вирует сотрудников и делает их работу не эффективной, соответственно, по-нижает продуктивность работы.
Вопросы влияния стресса на качество труда и организационное пове-де-ние сотрудников подробно раскрыты в литературе. Им посвящены рабо-ты Г. Селье, С. Касла, Н.В. Самоукиной, Пряжников Е.Ю. и Пряжников Н.С., а также ряда других авторов. Рассуждая о сущности стресса, Г. Селье отмеча-ет: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъяв-ленное ему требование» . При этом «неспецифичный» ответ – это ответ, предъявляющий требование к перестройке и адаптации к возникающей труд-ности. «Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как тако-вым, - это и есть сущность стресса», - пишет Г. Селье .
Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой про-фессиональной деятельностью» .
Актуальность данной курсовой работы определяется следующими обстоятельствами: в современных условиях повышения экологической и со-циальной эффективности промышленного предприятия важную роль играет разработка и осуществление комплекса мер по выявлению и профилактике стрессов кадрового менеджмента.
Целью курсовой работы стало изучение профессионального стресса личности в условиях современной организации, зависимости уровня стресса работников от внутреннего климата в коллективе, стиля руководства.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• Рассмотреть сущность и понятие стресса, цели и стратегии стресс-менеджмента, а так же причины стресса в организаии и профилактику стрессов.
• Исследовать социально-психологический климат в коллективе.
• Провести диагностику уровня профессионального стресса испы-туемых.
• Сделать выводы и рекомендации консультативного плана, осно-вываясь на результатах проведенного экспериментального ис-следования
Предмет исследования: зависимость уровня профессионального стресса работников от социально-психологического климата в коллективе.
Объект исследования: 40 сотрудников организации, образующие две выборки по группам (коллективам).
1. Стресс и управление им: теоретико-методологический анализ
1.1. Понятие стресса
История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняш-ний день оно имеет два разных значения. В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский – из латинского. В 18-19 веках в ан-глийском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обо-значало собой:
1. Силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, воз-никающую при воздействии одного предмета на другой;
2. Деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой си-лы.
В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово «стресс» в медицину . Сегодня этот термин широко использу-ется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет два значения:
1. Физический, химический или эмоциональный фактор, ко-торый вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни;
2. Физиологическое или психологическое напряжение, воз-никшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовав-шее равновесие.
Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором – результат воздей-ствия такого фактора. В первом случае будем использовать термин – «стрес-сор», а для второго – «стресс».
Стрессор – физико-химический или эмоционально-психологический фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряже-ние и может быть причиной болезни.
Стресс – физиологическое и/или психологическое напряжение, воз-никшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существо-вавшее равновесие.
Или кратко: стресс – это напряжение, а стрессор – фактор, его вызы-вающий.
Начало исследованиям стресса положили эксперименты на крысах Ганса Селье . По классическому определению Г.Селье, стресс – это неспеци-фический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодо-ление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требовани-ям.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факто-ров и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрес-совые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиоло-гическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной мно-гих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, то-гда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
Оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления дистресса. В повседневной жиз-ни, употребляя слово «стресс», обычно имеют в виду дистресс .
В настоящее время установлено, что дистресс является причиной мно-гих заболеваний. Ситуативно наблюдаются:
• холодный пот,
• усталость,
• головные боли и головокружение,
• затруднение глотания,
• боли в пояснице,
• учащенное мочеиспускание, запоры,
• тошнота,
• судороги,
• провалы памяти.
Руки и ноги становятся холодными, дыхание – поверхностным, падает содержание сахара в крови.
Долговременное нахождение в состоянии дистресса приводит к тому, что развиваются такие заболевания, как гипертония, аритмия, тахикардия, сердечная недостаточность, гастрит, диабет, язвенный колит, язва, астма, ин-фаркт, артрит, кожные заболевания и даже рак.
Известно, что один и тот же стрессогенный фактор либо вызывает, либо не вызывает развитие стрессовой реакции в зависимости от отношения человека к нему. Не само по себе воздействие как таковое яв-ляется причиной последующей реакции организма, а отношение к этому воз-действию, его оценка, причем оценка негативная, основанная на неприятии стимула с биологической, психологической, социальной и прочих точек зре-ния данного человека. Объективно вредоносный фактор, если он не призна-ется за таковой данным человеком, если человек осознает, что он контролирует и себя, и ситуацию, то этот фактор не будет стрессором. Не внешние, а внутренние психологические условия и процессы являются определяющими для характера ответного реагирования организма, а типы и формы этих реакций имеют индивидуальные, личностные черты.
Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стрес-са, и избыток его. Кроме того, у человека существуют неосознаваемые вле-чения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее «комфортно», какое бы занятие он ни избрал.
1.2. Организационный стресс. Причины стресса в организации
Организационный стресс – психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее под-разделении, фирме, корпорации), а так же с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах .
Организационный стресс обусловлен внутриорганизационными фак-торами трех уровней: индивидуальные характеристики персонала, группо-вое взаимодействие, организационная среда, а также внешними (макросредо-выми) стресс-факторами. Другими словами, организационный стресс прояв-ляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на опре-деленную организационно-производственную ситуацию.
Существует множество факторов, которые могут вызывать стресс на работе . Например:
• необходимость принимать ответственные решения;
• перегрузки или недостаточная загруженность;
• недостаточно чёткое определение должностных обязанностей;
• слишком расплывчатые границы полномочий;
• неясные устные инструкции;
• необходимость выполнять трудно совместимые функции;
• неопределённость областей ответственности;
• поведение других сотрудников, вызывающее стресс;
• недостаток профессионального общения;
• невозможность получить консультацию по сложным вопросам;
• стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента;
• рутинная, однообразная работа;
• слабая удовлетворённость выполненной работой;
• слишком высокий или слишком низкий темп работы;
• бесперспективное будущее организации;
• методы работы, конфликтующие с системой ценностей;
• неудовлетворённость развитием карьеры;
• отсутствие перспектив профессионального роста;
• угроза преждевременного увольнения или перевода на менее оплачиваемую работу;
• недостаточная оплата труда;
• несправедливая оценка труда;
• отсутствие нематериальных стимулов;
• напряжённые взаимоотношения с коллегами, начальником, под-чинёнными, другими сотрудниками;
• неспособность адаптироваться к изменениям;
Показать больше