Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования проблемы приобщения детей к национальной культуре обусловлены уникальностью и специфичностью школьного возраста, неповторимыми особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Школьное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. Поэтому школьное воспитание должно быть пронизано заботой о его физическом здоровье и психологическом благополучии, которое можно рассматривать как душевное состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психологических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения.
Школьный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Школьник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
Культура народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже у самого малочисленного народа есть своя культура. Это, прежде всего, язык, фольклор (песни, танцы, сказки), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта. Именно культура является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в обществе, в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности, воспитания духовности и нравственности. С ее помощью решаются такие проблемы, как: восстановление и развитие социального и экономического потенциала сельских территорий, организация занятости населения, адаптация людей с ограниченными возможностями.
Специфика деятельности в сфере культуры национального народного творчества отражена в федеральных нормативных актах: Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612 1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Федеральный закон от 17.06.1999 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»; Конституция Российской Федерации (статья 44) в части предоставления гарантий на свободу художественного и других видов творчества, а также прав на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям; в Федеральном Законе от 06.01.1999 N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах; Федеральном законе от 30.04.1999 № 82 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 ФЗ (в редакции ФЗ № 199) «Об охране окружающей среды» и др.
Опираясь на сведения, содержащиеся в официальных отчетах и материалах Министерства культуры Российской Федерации, следует отметить, что за последние годы, в большинстве регионов Российской Федерации реализуются целевые и комплексные программы сохранения и развития традиционной национальной культуры. Основными направлениями программ являются следующие: возобновление народных художественных традиций, фольклора, ремесел, а также поддержка национальных культур народов России.
Статистика подтверждает ощутимые результаты реализации региональных программ, направленных на укрепление материальной базы и воплощение творческих проектов организаций и коллективов национальной культуры. Однако совокупность нерешенных проблем нормативного регулирования процессов сохранения и развития народной традиционной художественной культуры и анализ региональной нормативной практики по данному вопросу со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости разработки Концепции сохранения нематериального культурного наследия народов России, над которой в настоящее время ведется работа.
В то же время многие педагоги отмечают низкий интерес у подрастающего поколения к национальной культуре в целом, и к музыкальному фольклору своего народа, в частности. Одна из причин подобного явления заключается в том, что дети фактически не знакомы с историей происхождения той или иной песни или пляски, не знают значения тех обрядов, тех жизненных событий, о которых поется в ней. Второй причиной можно считать тот факт, что на эстраде звучит стилизованное исполнение народной песни, которое максимально приближено к массовой культуре современного общества. Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского.
Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В связи с этим можно сказать, что без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Кроме того, приобщение детей к народной культуре является одним из способов развития творческих способностей. Проживание песни во время исполнения, разносторонне воздействуя на ребенка, учит его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное. При этом формируется уважение к результатам деятельности многих поколений, умение творчески применять полученный опыт.
Цель исследования – изучение приобщения младших школьников к национальной культуре средствами сказки.
Объект исследования – процесс формирования интереса к национальной культуре у детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является комплекс методов и приемов формирования интереса к национальной культуре у младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
- рассмотреть возрастные особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
-выявить методы, приемы и средстванравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть национальную культуру как основу воспитательного процесса детей младшего школьного возраста;
- разработать программу по приобщению младших школьников к национальной культуре средствами сказки.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической общественности (Ю.А. Азаров, Ш.А. Амонашвили, В. П. Аникин, Д. М. Арновская-Дубовис, Л.П. Бочкарева, Н. Ф. Виноградова, Е. Н. Водовозова, Н.С.Карпинская, Т.С. Комарова, Т.В. Коршикова, Л. П. Стрелкова, A.M. Счастная, А. П. Усова, Л. Б. Фесюкова, К.И. Чуковский, Н.В. Шелгунов и др.) указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании личности школьника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе школ.
Однако, характеризуя состояние изученности проблемы применительно к младшему школьному возрасту, отметим, что в психолого-педагогической литературе аспект использования сказки как средства приобщения к национальной культуре остается слабо разработанным. Возникает противоречие между необходимостью использования сказки как средства приобщения к национальной культуре детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью в педагогической теории и практике условий и технологии нравственного воспитания младших школьников посредством сказки.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании психолого-педагогических условий использования сказки как средства приобщения к национальной культуре детей младшего школьного возраста.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования благоприятного климата в коллективе младших школьников
1.1.Психолого - педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным психическим развитием. В данный возрастной период как показывает практика современных ученных, происходит формирование и укрепление основных черт личности, особенностей развития [9].
И так, восприятия ребенка младшего школьного возраста изменяется, а именно происходит смена предметного восприятия на сенсорное. У старшего дошкольника чётко складывают образы и представления о предмете. Внимание к 6-7 годам становится более устойчивым и носит скорее произвольный характер. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе памяти, несмотря на то, что память все же остается непроизвольной, и отчасти они лучше запоминают тот материал, который им был наиболее интересен, все же прочность запоминания возрастает. Важной особенностью в развитии памяти становится преднамеренное запоминание, то есть если поставить перед младшим школьником цель, направленное на запоминание того или иного материла, то он с легкостью справиться с этим заданием даже если не будет испытывать сильного эмоционального интереса [11].
В возрасте 6-7 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения
Накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения.
Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1 Выготский, Л.С. Педагогическая психология / [Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова]. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
2 Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: 2007.- 208с.
3 Афанасьев А.Н. Народная русская сказка - М., 2007.- 204с.
4 Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144с.
5 Беттельхайм Б. Детям нужны сказки.- Мюнхен, 2006.- 359с.
6 Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.- 144с.
7 Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. - 160с.
8 Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
9 Зимина И. Народная сказка в системе воспитания школьников // Дошкольное воспитание.-2005. - №1. – С.18-28
10 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки - это лекарство: руководство по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – М. : Литтерра, 2007. - 94 с.
11 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Речь, 2006. - 233 с.
12 Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов школьных образовательных учреждений/ [Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др]. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.- 400c.
13 Каракотова С.А., Лайпанова И.Б. ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-7. – С. 1527-1530
14 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. /[Князева О. Л., Маханева М.Д.] - СПб, 2010.- 304 с
15 Князева, О. Л., Маханева, М. Д. “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”, Санкт Петербург, 2004 г.
16 Коновалова О.В. Применение сказкотерапии в нравственном развитии школьника // Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе. - Курган, 2002. - Ч. 1. - С. 72-76.
17 Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России. / Т. Ф. Кузина, Г. И. Батурина.- М, 2001.-143с.
18 Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
19 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина [под ред. А.Г. Рузской]. - М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.-383c.
20 Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.: Сфера, 2002.- 71c.
21 Народное искусство в воспитании детей /[под ред. Т.С. Комаровой]. -М.: Педагогическое общество России, 2005, - 256c.
22 Неверович, Я. 3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности / Я. 3. Неверович // Эмоциональное развитие дошкольника / [под ред. А. Д. Кошелевой].- М.: Просвещение, 1985. - С. 29-43.
23 Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника - Минск, 2008. -215с.
24 Новицкая М.Ю., Е.В.Мартинкова.Родной дом. - М.: Просвещение, 2007. – 96с.
25 Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. .Психологическая структура нравственной сферы личности подростка / Р.В. Овчарова, Э. Р.Гизатуллина // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С.103-108
26 Панкова, О. М. Приобщение младших школьников к народной культуре / О. М. Панкова, В. Н. Хаустова, Н. А. Науменко. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 19-20.
27 Радина Н. К. Истории и сказки в психологической практике. / Н. К. Радина. Санкт-Петербург, 2006.-205с.
28 Сидловская О. Лошадка «в мирных целях», или Как избавиться от гнева: / О. Сидловская, Т. Беляева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - № 6. - С. 16-18.
29 Стрелкова Л.П. Уроки сказки/ Л.П. Стрелкова - М.: Педагогика, 1989. -128c.
30 Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. – М., 2007. -Т.1, 558с.
31 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1995.-212c.
32 Шорыгина Т.А. Родные сказки // Нравственно-патриотическое воспитание. – М. Прометей, 2005. – С.10-17
33 Эльконин, Д.Б. Психология развития/ Б.Г. Эльконин. – М.: Академия. 2001. – 140 с.
34 Якобсон, С.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / С.Г. Якобсон [и др.]; под ред. С.Г. Якобсон // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. – М., 1977. – 175 с.