Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В России формируется «отечественная модель инклюзивного образования», привлекающая пристальное внимание не только разработчиков данного направления, но и всех субъектов образовательного процесса. Одной из задач инклюзивного образования является реформирование ситуации социализации детей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Российские ученые, педагоги и дефектологи за последние годы провели научные исследования различных аспектов рассматриваемой нами проблемы: от определения сущности инклюзивного образования, соотношения сути понятий инклюзия и интеграция (Алехина С.В., Малофеев Н.Н., Назарова Н.М.) до теоретико-методологического обоснования инклюзии (Алехина С.В., Вачков И.В., Назарова Н.М и др.).
Также достаточно широко представлены педагогические модели, методы и технологии инклюзивного обучения (Иванова Е.А., Колокольцева М.А.,Кутепова Е.Н., Самсонова Е.Г.). Обозначены и проанализированы организационно-педагогические условия построения инклюзивной социокультурной образовательной среды в современном российском обществе (Белова Н.Ю., Олтаржевская Л.Е., Панферова О.С.).Широко изучены проблемы обеспечения профессиональной и личностной готовности участников инклюзивных групп к принятию друг друга и взаимодействию (Кутепова Е.Н., Черкасова С.А.); освещены вопросы подготовки кадров педагогов, психологов, дефектологов, готовых к работе с детьми в современных реалиях инклюзивного образования (Аслаева Р.Г., Яковлева И.М.; Денисова О.А., Леханова О.Л., Поникарова В.Н. и др.).
Представлен сопоставительный анализ зарубежного опыта и российской ситуации внедрения инклюзии (Алехина С.В., Малофеев Н.Н., Мельник Ю.В., Назарова Н.М.,). Кроме того, на современном этапе пристальное внимание уделяется вопросам теории и практики сопровождения субъектов инклюзивного образования (Сорокоумова С.Н., Алехина С.В., Кутепова Е.Н., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Бурыкина Н.М., Егоров П.Р.). Что особо значимо, определены стратегии и технологии поддержки семей, воспитывающих особых детей (Шипицына Л.М., Леонгард Э.И., Селигман М., Дарлинг Р.).
Однако, несмотря на все научные и практические изыскания, до настоящего времени в российской системе образования должным образом не сформирована и функционально не отрегулирована инфраструктура коррекционной и психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, интегрированным в общеобразовательные учреждения.
К проблеме недостаточных условий организации обучения в массовых школах детей с нарушением зрения требуется привлечение повышенного внимания. Для этого нужно использовать в том числе и социальную рекламу.
Цель данного исследования: рассмотреть возможности социальной рекламы как средства привлечения внимания к проблеме недостаточных условий организации обучения в массовых школах детей с нарушением зрения.
Глава 1. Особенности и проблемы обучения детей с нарушениями зрения
1.1. Особенности развития и обучения детей с нарушениями зрения
Особую группу среди детей с ОВЗ представляют дети с нарушением зрения. Психическая деятельность – деятельность отражательная. У человека сформирована сложная система анализаторов, обеспечивающая поступление информации. В этой системе на первый план выступают зрительная, слуховая и тактильно-кинестезическая системы, лежащие в основе так называемых гностических ощущений и восприятий. В данном комплексе анализаторов ведущая роль в процессе чувственного отражения принадлежит зрению. Частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой серьезные проблемы и потери в области чувственного отражения. Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Снижается количество получаемой ребенком информации. Изменяется ее качество. У детей с нарушением зрения отмечается специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы .
У детей с нарушениями зрения отмечаются особенности зрительного восприятия. При узнавании слабовидящими детьми цветных, контурных и силуэтных изображений лучше всего дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную к форме изображений информацию. Чем сложнее форма предмета и менее приближена к геометрическим формам, тем труднее дети опознают объект. Значительно сложнее они ориентируются в контурных и силуэтных изображениях. Успешность опознания контурных изображений зависит от четкости, контрастности и толщины линии (1,5 мм и выполненные черным цветом на белом фоне). На черном фоне лучше всего дети выделяют желтое контурное изображение. Дети с нарушением зрения затрудняются в анализе и опознании силуэтных изображений животных и других, сложных по форме изображений. Поэтому при глубоком нарушении зрения следует вести работу по чтению изображений, начиная от реальных, цветных к силуэтным, а затем контурным. Здесь важен тот словесный алгоритм, который дает педагог, направляя зрение ребенка на поэтапное выделение основных признаков, а затем и составных деталей с тем, чтобы у ребенка сложился логически правильный образ предмета. Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственном положении, отношениях между предметами: удаленность, глубина, высота и т.д. Зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Все эти сложности зрительно-пространственной ориентации обуславливают обедненность чувственного опыта пространственной ориентировки слабовидящих детей. Снижение до определенного уровня остроты зрения приводит к ограничению различительных возможностей восприятия на расстоянии. Нарушение бинокулярного видения (двумя глазами) разрушает стереоскопическое зрение – один глаз не может дифференцировать глубину, удаленность, протяженность пространства. Расстройство глазодвигательных функций обуславливает сужение поля зрения, ограничиваются обзорные возможности зрения .
У детей потеря зрения приводит к сдерживанию в формировании активной позиции, снижению уровня самостоятельности, появлению замкнутости, необщительности. При сверхопеке со стороны взрослых наблюдается снижение устремлений ребенка к самопроявлению в элементарных формах самообслуживания, в дальнейшем осложнений в формировании личности. Недостаточность информации об окружающем мире может снизить познавательный интерес, из-за чего происходит нарушение и в эмоционально-поведенческом отношении детей к различным сферам деятельности. Недостаток социального опыта, искаженные отношения со стороны окружающих людей способствуют появлению у детей с нарушением зрения отрицательных черт характера: эгоизма, снижению внимания к окружающим, нерешительности, упрямства, снижению любознательности. Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир. Иногда у слепого или слабовидящего ребенка развиваются привычки –покачивание, надавливание на глаза, щелканье пальцами. Эти привычки могут не только раздражать окружающих, но и расстраивать, даже серьезно беспокоить. Чаще всего указанные своеобразия личности детей со зрительными дефектами обусловлены двумя причинами: недостатками чувственного опыта, трудностями ориентировки в окружающем пространстве (боязнь нового), отсутствием соответствующих условий воспитания, ограничение в деятельности, отрицательные попытки наладить контакты со зрячими. Зрительные дефекты в зависимости от глубины и времени их появления могут препятствовать формированию активной жизненной позиции, стремлению к достижению результатов в деятельности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акавова С. С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде: диссертация ... кандидата педагогических наук:13.00.01. // С.С. Акавова. - Махачкала, 2007. - 167 с.
2. Быкова Н.В. / Социальная реклама как инструмент социальной помощи населению России. / Труд и социальные отношения. 2009. № 11. С. 104-108.
3. Вербицкая А.В., Сазонова Е.С. / Проблемы формирования инклюзивного общества в России. / Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С. 339-343.
4. Ганиева С.А. Формирование толерантного отношения у школьников старших классов к детям с ограниченными возможностями здоровья посредством социальной рекламы. // Наука в современном информационном обществе Материалы XXI международной научно-практической конференции. 2019. С. 68-71.
5. Задорин И.В. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение / И.В. Задорин, Е.Ю. Колесникова, Е.М. Новикова / Психологическая наука и образование. – 2011. - № 1. – С. 60-73.
6. Калмыкова, П. И. Социальная реклама как средство повышения эффективности деятельности организаций в социальной сфере // Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей. – Ярославль, 2017. – С. 30-31.
7. Климова М. В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 // М. В. Климова. - Нижний Новгород, 2011. - 268 с.
8. Ковалева, А. В. Экспертиза рекламного продукта как средство обеспечения социальной безопасности // Society and Security Insights. – 2018. – Т. 1. № 1. – С. 65-72.
9. Кожанова, Н. С. Педагогические условия и средства коррекции недостатков развития детей с нарушениями зрения: монография / Н. С. Кожанова, А. С. Беззубова. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2019. – 174 c
10. Мукаева. А. Ш. Формирование толерантности у младших школьников средствами народной педагогики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 // А. Ш. Мукаева. - Махачкала, 2011. – 173 с.
11. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования / составители Е. Е. Аюпова [и др.]. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. – 139 c.
12. Осипова, Л. Б. Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. – 80 c.
13. Паначева А.С. / Нравственные ценности: воздействие на общественное мнение через социальную рекламу. / Международная научно-практическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений. Ассоциация Коммуникативных Агентств России. 2016. С. 259-262.
14. Смирнов, А. О. Social media marketing как эффективный инструмент привлечения новых клиентов / А. О. Смирнов, Д. С. Лопаткин // Вестник российского химико-технологического университета имени Д. И. Менделеева: Гуманитарные и социально-экономические исследования. – 2016. – Т. 2. № VII. – С. 63–74.
15. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии// Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калининова. – М.,2001.
16. Сухонина, Н. С. Основы обучения младших школьников с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (Олигофренопедагогика) / Н. С. Сухонина. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 121 c.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
18. Хуснутдинова М.Р. / Инклюзивное образование в г. Москве: динамика информированности основных участников. / Инклюзивное образование: теория и практика сборник материалов международной научно-практической конференции. 2016. С. 315-325.
19. Хуснутдинова М.Р. Профессионализм учителей в инклюзивной школе / М. Р. Хуснутдинова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, МГППУ 24-26 июня, 2015 г. / Под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. – С. 196-199.
20. Шайкевич М.В. / Понятие и предпосылки инклюзии. / Евразийский союз ученых. 2014. № 8-4. С. 55-57.