Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………..6
1.1. Развитие речи в норме у детей раннего дошкольного возраста……………………………………………………………………..6
1.2. Расстройство речевого развития у детей раннего дошкольного возраста………………….………………………………………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………..18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАССТРОЙСТВА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………20
2.1. Изучение особенностей расстройства речевого развития детей раннего дошкольного возраста………………………………………………………….20
2.2. Методические рекомендации по развитию речи детей раннего дошкольного возраста………………………………………………………….23
Выводы по второй главе………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………28
Приложение 1…………………………………………………………………..32
Приложение 2…………………………………………………………………..33
Приложение 3…………………………………………………………………..34
Приложение 4…………………………………………………………………..35
Приложение 5……………………………………………………………………37
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Речь — важнейшая составляющая психического развития ребенка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она для ребенка является важнейшим средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной
степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Считается, что одними из главных функций речи являются коммуникативная, познавательная и регулирующая. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения, что имеет большое значение для формирования адаптивного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи складывается к 4—5 годам, когда у ребенка достаточно развита смысловая сторона речи. Формирование этой функции тесно связано с развитием внутренней речи, регуляции и контроля поведения и интеллектуальной деятельности.
Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста в психическом развитии ребенка. В современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д. Стоит отметить, что наблюдается и рост детей с различными речевыми расстройствами, в том числе у детей с общим недоразвитием речи. Поэтому изучение развития речи детей раннего возраста, а также выявление отклонений в развитии речи в раннем возрасте является наиболее актуальной темой в настоящее время. Пластичность нервной системы у ребенка не беспредельна и с возрастом значительно понижается, поэтому работа по диагностике, профилактике, коррекции и формированию речи должна начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова) [Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992].
Теоретико-методологическая основа. Всесторонний анализ речевых нарушений у таких детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. Помимо этого труды по подобной тематике есть у Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также этой проблематикой занимались В. К. Орфинская, Н. Н. Трауготт и другие.
Большую важность имеет то, когда начнётся коррекционная работа, направленная на речевое развитие детей. Такие авторы, как Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. считают, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи ребёнка и от того насколько эффективно проводит свою работу логопед будет зависеть дальнейшее обучение ребенка в школе. Проблема исследования. Теоретическое обоснование и разработка содержания логопедической работы по речевому развитию детей раннего дошкольного возраста с расстройством речевого развития.
Целью исследования является изучение особенности развития речи в норме и при расстройстве речевого развития у детей раннего дошкольного возраста.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/ (дата обращения: 18.05.2021).
2. Болыпакова С.Е. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). -М., 2006 - 345с. (текст непосредственный).
3. Бунина, В.С. Речь как важнейшая психическая функция [Электронный ресурс] / В.С. Бунина // Научные исследования по дошкольному детству. – URL: https://portalslovo.ru/pre_school_education/48658.php (дата обращения: 18.05.2021).
4. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития: эмоциональные предпосылки освоения языка: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 2007 – 456с. (текст непосредственный).
5. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с. (текст непосредственный).
6. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст]: Изд. 5, испр. / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. (текст непосредственный).
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961 (текст непосредственный).
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с. (текст непосредственный).
9. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет [Текст]: методическое пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с. (текст непосредственный).
10. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод, рекомендаций. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001- 395с. (текст непосредственный).
11. Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно- психического развития детей первого года жизни /М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология – 2002 (текст непосредственный).
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981, 112 с. (текст непосредственный).
13. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]: учебное пособие / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1994. – 128 с. (текст непосредственный).
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ ЛДТ,1998 (текст непосредственный).
15. Задержка речевого развития [электронный ресурс]: режим доступа: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation (дата обращения 10.06.21)
16. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969 (текст непосредственный).
17. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с. (текст непосредственный).
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол.фак.пед.вузов/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 (текст непосредственный).
19. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие [Текст] / Г.М. Лямина. – Москва: «Айрис-Пресс», 2005. – 96 с. (текст непосредственный).
20. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. Для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 320 с. (текст непосредственный).
21. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. (текст непосредственный).
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с. (текст непосредственный).
23. Особенности развития речи у детей раннего возраста [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/05/20/osobennosti-razvitiya-rechi-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения 01.06.21).
24. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия Н.Н. Заваденко // Журнал неврологии и психиатрии, 12, 2016 (текст непосредственный).
25. Розенгарб – Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М., . 1963 (текст непосредственный).
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. 712 с. – Текст непосредственный;
27. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с. (текст непосредственный).
28. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с. (текст непосредственный).
29. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с: ил (текст непосредственный).
30. Шкуренко, Д.А. Нарушения речи [Электронный ресурс] / Д.А. Шкуренко // Общая и медицинская психология. – URL: https://psyera.ru/4462/narusheniya-rechi (дата обращения: 07.06.2021).