Фрагмент для ознакомления
2
Для того чтобы выявить особенности формирования у детей уважительного отношения к взрослым, необходимо раскрыть понятие «уважительное отношение к взрослым». Данное понятие в философской, педагогической и психологической литературе раскрывается неоднозначно, что свидетельствует о его сложности.
Проанализируем характеристику понятия «уважительное отношение к взрослым» из различных источников и попытаемся дать определение основным понятиям «уважение», «отношение», «уважительное отношение».
Для решения этой задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросам воспитания уважительного отношения у детей к пожилым людям. Вопросами воспитания уважительного отношения занимались такие авторы как Смирнов И.Б., Шемшурина А., Шутова В. Изучением возрастных особенностей детей занимались Н.В.Клюева, М.В.Попова, Д.Б.Эльконин, Т.В. Драгунова, Л. И. Божович.
Философы рассматривают «отношение» как одну из основных логико¬философских категорий, отражающих способ (род) бытия и познания, как необходимый момент взаимосвязи всех явлений, обусловленный материальным единством мира. Основу исследования проблемы отношений составляет философский вопрос о взаимосвязи объективного и субъективного в отношениях. Философы приходят к единому мнению в том, то отношения личности — результат материальной, экономической основы общества[7].
Однако при ответе на вопрос, являются ли отношения личности по своей природе объективными, их мнения разделились. Раскрытие психологической природы отношений, психологических данных о становлении тех или иных отношений личности к действительности остаются открытыми. Наиболее полное изучение отношений личности в психологическом плане принадлежит В. Н. Мясищеву. В созданной им концепции «психологического отношения» утверждается, что психологические отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных избирательных, сознательных, активных связей личности со всей действительностью или отдельными ее сторонами. Эта система вытекает из всей истории развития человека, выражает его личный, общественно обусловленный опыт и внутренне определяет его действия и переживания. Определение «отношения» отражает важнейший для понимания психики факт — взаимосвязь личности и среды[9].
Уважение - позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически - насилием, ни морально - суждением.
По Канту, такое уважение, даже скорее, чем симпатия, составляет норму межчеловеческих отношений; только на его основе может возникнуть установка объективной «благожелательности», позволяющая нам не судить, а понимать другого. Кроме того, уважение - это моральный долг, единственно верная естественная позиция человека перед лицом любой ценности и, в частности, перед лицом любой человеческой личности.
Живым опытом человеческого уважения будет тот, который возникает, когда мы встречаем взгляд другого: так, когда тиран встречается взглядом с рабом, он понимает невозможность применения насилия и свой долг «уважать» носителя этого взгляда.
Уважение — одно из важнейших требований нравственности. В моральном сознании общества уважение предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям. Уважение предполагает свободу, доверие. Подавление этих требований является нарушением уважения. Однако смысл этих качеств, из которых складывается уважение, определяется характером общества и принятыми парадигмами.
Понятие уважения предполагает: справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, устремлениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность. Таким образом, объединяя эти два понятия, мы можем сказать, что уважительное отношение - это выражение почтения одного субъекта по отношению к другому[13].
Анализируя психоло-педагогическую литературу можно сделать выводы, что воспитание уважительного отношения к взрослым идет в неразрывной связи с нравственным воспитанием детей и является его результатом.
1.2. Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей[22].
Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня: мотивационно-побудительный; эмоционально-чувственный; рациональный, или умственный.
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к формированию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т.п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 1.
2. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект [Текст] / Е. Г. Белякова. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
3. Богуславская, Н. Е. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Н. Е. Богуславская // Молодой ученый. – 2014. – № 9. – С. 458–460.
4. Винокурова СП. Личность в системе нравственных отношений/под. ред. И.И. Жбановой. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 110 с.
5. Власова, О. В. Достоинство человека как нравственно-правовая ценность [Текст] / О. В. Власова. – Саратов, 2018. – 54 с.
6. Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. Композиция Вл.Воронцова, 2-е изд. - М.: Молодая гвардия,
7. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2013. – 24 с.
8. Дуранов, И. М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика [Текст] / И. М. Дуранов. – Магнитогорск, 2013. – 154 с.
9. Дьячкова, М. А. Понятия ценность и духовно-нравственные ценности в педагогике [Текст] / М. А. Дьячкова // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – С. 141–149.
10. Ефимов, Е. Г., Небыков И. А. Блоги как вид социальных интернет сетей (социальный аспект) [Текст] / Е. Г. Ефимов, И. А. Небыков // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2012. – Сер. 7, № 2 (17). – С. 119–123.
11. Зубарева СЛ. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профессиональной деятельности у будущих учителей.: Автореф.дисс.канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2016. -21 с.
12. Иванова Н.В. Вопросы развития нравственных идеалов старшеклассников средствами молодежной печати//Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований современной школы. - Йошкар-Ола, 2018. - с. 119-31.
13. Ижогина, Т. И. Базовые национальные ценности – основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания [Текст] / Т. И. Ижогина. – Москва : Феникс, 2012. – 125 с.
14. Исславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2019. - 96 с.
15. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников 2013 -№ 2, с.4-7; - №3, с.2-6; - №4, с.2-8; - №5, с.2-7.
16. Кирьякова В.А. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 2016г.- 188 с.
17. Клейберг Ю.А. Психолого-педагогические условия формирования нравственных качеств личности в коллективе самодеятельного творчества: Автореф. дисс... д-ра пед.наук. - Л.: ЛГИК, 2018. - 45 с.
18. Клисевич Ч. Якушкевич Ф. Технология обучения и ее влияние на модернизацию системы высшего образования в Польше//современная высшая школа. Варшава, 2017 - №1 (17) с.75-89.
19. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1969. - 391 с.
20. Ковалев СВ. Психология современной семьи: Информ.-метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
21. Крылова Н.В. Ребенок в пространстве культуры. - М.: Институт педагогических инноваций, 2014. -97 с.
22. Ксензова, Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников [Текст] / Г. Ю. Ксензова. – Москва : Педагогическое общество России, 2018. – 469 c.
23. Культура современного урока. - М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 2017. - 92 с.
24. Курипенко Т.М. Воспитание нравственности. Задания и упражнения. Изд. 3-е доп. - Мн.: Нар.асвета, 1983. - 144 с.
25. Кушнир А. Новая Россия подрастает // Народное образование, 2017 №5. - с.22-27.
26. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. - М.: Знание, 2018. - 190 с.
27. Левичев, О. Ф. Духовно-нравственное развитие [Текст] / О. Ф. Левичёв. – Москва, 2018. – 320 с. 54
28. Маслов, С. И. Нравственные ценности в учебном процессе начальной школы [Текст] / С. И. Маслов // Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже 21 века. – Тула, 1997. – С. 149–151.
29. Матушкин СЕ. Методология, теория и практика педагогического творчества//Мат.науч.конф. 24-26 янв.2019/РЦПИ ИУУ Казахстана -Алма-Ата.: Челябинск, 2019. -е.113-116.
30. Монахов В.М. Аксиологический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика, 2017 - №6, - с.26-31.
31. Монахов В.М. Педагогические технологии профессора В. Монахова //Педагогический вестник, 2016 - №11,-52 с.
32. Некрасова, Н. А. Тематический философский словарь [Текст] / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова. – Москва : МГУ ПС (МИИТ). – 2016. – 157 с.
33. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Под общ. ред. Л. И, Скворцова. – Москва : Оникс ; Мир и образование, 2014. – 976 с.
34. Пархоменко, И. А. Педагогические условия, обеспечивающие успешность подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников [Текст] / И. А. Пархоменко. – Москва, 2019. – 230 с.
35. Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся [Текст] / О. Селиванова // Воспитание школьников. – 2018. – № 10. – С. 21–23.
36. Соловцова, И. А. Духовное воспитание: система понятий [Текст] / И. А. Соловцова // Педагогика. – 2018. – № 4. – С. 11–17.
37. Шилова, М. И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М. И. Шилова. – Москва, – 2018. – 329 с.
38. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения [Текст] / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2018. – № 1. С. 19–21.
39. Яновская, М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М. Г. Яновская. – Санкт-Петербург, – 2013. – 413 с.
40. Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека – фактор духовно-нравственного воспитания [Текст] / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. – 2018. – № 2. – С. 11–18.