Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЙ О ДРУЖБЕ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗУ) 9
1.1Методика обучения рассказу с использованием литературы на занятиях по русскому языку 9
1.2 Понятие дружбы в литературном дискурсе 12
2 МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЙ О ДРУЖБЕ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗУ) 25
2.1 Методика анализа литературных повествований при обучении рассказу 25
2.2 Методика использования повествований о дружбе подростков на примере произведений В.Крапивина для обучения рассказу на уроке русского языка 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Искусство во все времена являлось для общества способом приобщения личности к нормам морали, эталонам красоты, нравственным и духовным ценностям. Именно поэтому, среди множества функции искусства, в образовании, ведущей признается его воспитывающая функция. В науке неоднократно вставал вопрос о том, что именно делает понятным мир искусства для личности. Ответом на этот вопрос являются исследования специалистов – педагогов, психологов, физиологов, подтверждающие, что эти умения скрыты в особенностях образного или чувственного мышления. Активизация образного компонента мышления является главной задачей обучения, в силу того, что правополушарная стратегия мышления, даёт индивиду возможность воспринимать и представлять себе разные направления внутренних и внешних связей явлений окружающего мира в целом. Тогда как его недостаточная развитость лишает человека не только удовольствия общения с искусством разного рода, которое предполагает умение «читать» сложноорганизованную мысль, но и закрывает для него знания, необходимые для выбора собственного уникального пути развития. В современной образовательной системе, которая является компонентом «ускоренного» мира цифровых технологий и технического прогресса, школьное образование нацелено на активизацию и развитие левополушарного мышления – логического и рационального, отводя на второй план развития образного мышления. В то же время, одной из основных задач образования сегодня является воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности. Данное требование в рамках новых задач образования (формирование компетенций, универсальных учебных действий, актуализация способности ученика строить собственный образовательный маршрут, развитие всесторонне развитой личности), ищут пути преломления не только в направлении воспитательной работы, но и обучения, образования на каждом отдельном предмете, помня об интегрированном характере учебных предметов. Уже на данном этапе рассуждения, встает первое противоречие: с одной стороны существует задача формирования гармонично развитой личности, развития познавательных процессов, что обусловлено, помимо прочего, оптимизацией работы и правополушарной и левополушарной стратегии мышления, с другой стороны – практика построения образовательного процесса акцентирована на предметы естественно-научного цикла, отводя предметам эстетического направления(литература, музыка, изобразительное искусство) меньший объем учебного времени.
Ресурсным для обучения и построения его методики на занятиях по русскому языку, в частности, становится литературное повествование, которое ведет детей в мир художественного слова, формирующего отношение к миру и человеку, к описанным в литературе явлениям, одним из которых является дружба – одна из общечеловеческих, актуальных в любой культуре духовных ценностей. В поле зрения данного исследования – подростковый возраст – время, когда дружба приобретает особую значимость. Друзья становятся для подростка первичной группой, в которой подросток стремится получить информацию, эмоциональную поддержку, формировать свою идентичность. При этом, подросток только начинает формировать в своем сознании такие категории, как «дружба», «любовь», «нравственность», «справедливость» и мн.др. На данном этапе, сердце и разум подростка все еще открыты для восприятия литературного слова. И именно литературное повествование может стать «ключом» для интеграции образовательного и воспитательного компонентов в деятельности школы. Любое литературное повествование в его лингвокульторологическом и жанровом аспекте не может не привлекать внимание исследователей различных направлений: педагогов, психологов, специалистов лингвокультурологического анализа русского языка в целом. Это является особенно актуальным в настоящее время когда, в некотором смысле, происходит, уплощение, замещение, упрощение, сокращение и модификация русского языка в обществе развития цифровых технологий, интернета, растущей космополитичности в мире и общей глобализации.
Вышесказанное подчеркивает актуальность и объясняет выбор темы исследования «Методика использования повествований о дружбе подростков на уроках русского языка (на примере обучения рассказу)».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
2. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргай // Психология эмоций. – Москва, Санкт-Петербург : Питер, 2008. – С. 314 - 337.
3. Богатырева, Н.Ю. Литературная сказка В. П. Крапивина : Жанровое своеобразие и поэтика : автореферат дис. ... кандидата филологических наук [Текст] / Н.Ю.Богатырева. – Моск. пед. ун-т. - Москва, 1998. - 16 с.
4. Бунеева, Е.В., Чиндилова О.В. Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов [Текст] / Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова // Начальная школа плюс До и После. — 2014. — № 4. — С. 55-59.
5. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров [Текст] / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. – Москва, 1986. – С. 198 - 250.
6. Вербицкий, А.А., Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Текст] /А.А.Вербицкий, О.Г.Ларионова. – М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
7. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л.С.Выготский. — М.: Издательство «Искусство», 1968. - 345 с.
8. Гареева, Т. С. Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей [Текст] / Т. С. Гареева // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 460-463. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49969/ (дата обращения: 19.06.2021).
9. Дементьев, В. В. Непрямая коммуникация [Текст] / В. В. Дементьев. – Москва: Гнозис, 2006. – 375 с.
10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства[Текст] / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752 с.
11. Карзенкова, Е. П. Коммуникативно-речевая категория «дружба» [Электронный ресурс] / Е. П. Карзенкова. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n (дата обращения 14.06.2021).
12. Кон, И. С. Дружба. Этико-психологический очерк [Текст] / И. С. Кон. – Москва: Политиздат, 1980. – 255 с.
13. Кондратьева, Л. П. Уровневая дифференциация на уроках литературы – путь к творчеству, знаниям, сотрудничеству [Текст] / Л.П.Кондратьева // Молодой ученый. Филология, №2 (61), февраль 2014. С.946-949
14. Куруленок, А.А. Текст как единица филологической интерпретации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (13 – 14 апреля 2011 г., г. Куйбышев) [Текст] / отв. ред. А. А. Курулёнок. – Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2011. – 288 с.
15. Маслова, С.А. Современная литературная сказка и детская субкультура [Текст] / С.А.Маслова //Литературоведение. Филологические науки, 2013. – С.10-17
16. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: проблемы поэтики [Текст] / М.И.Мещерякова. - М.: Мегатрон, 1997 – 381 с.
17. Неелов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Монография [Текст] / Е.М.неелова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 200 с.
18. Немов, Р. С. Дружба [Текст] / Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии. – Москва : Владос, 2001. – 688 с. С.601 – 604.
19. Панченко, Н. Н. Сплетни как жанр речевого общения [Текст] / Н. Н. Панченко // Жанры речи. – Саратов: Наука, 2007. Вып. 5. – С. 224 – 232.
20. Петровский, А. В. Категории психологии: дружеское общение [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: ACADEMIA, 2001. – 412 с.
21. Свирина, А. Е. Жанр шутки в речи современной молодёжи [Электронный ресурс] / А. Е. Свирина. - Режим доступа: https://nsportal.ru/ shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/05/zhanr-shutki-v-rechi-sovremennoy-molodyozhi (дата обращения 17.06.2021).
22. Сырман И.В., Красько К.В. Применение технологии эвристического обучения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе//Форум молодых ученых , №6 (10). – Июнь,2017 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forum-nauka.ru/domains_data/files/10/Syrman%20I.V.pdf
23. Филиппова, А. В. Звук и смысл в стихах Н. И. Чуковского [Текст] / А. В. Филиппова // Вопросы семантики. – 1976. – Вып. 2. – С. 95–108.
24. Фёдорова, К. С. Разговоры друзей, разговоры о друзьях, разговоры о дружбе [Электронный ресурс] / К. С. Фёдорова. – Режим доступа: https://www.academia.edu/22679143/ (дата обращения 17.06.2021).
25. Цивьян Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке [Текст] / Т.В.Цивьян // Типологические исследования по фольклору: Сб. статей. – М., 1975. – 390 с.
26. Чабанова, Т.А. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы [Текст] /Т.А.Чабанова // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения /сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007 – С.96-104