Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие функциональной математической грамотности 4
2. Основные методы решения задач на построение сечений многогранников 7
3. Возможности формирования функциональной математической грамотности обучаемых при решении задач на построение сечений многогранников
11
4.Разработка комплекса задач на построение сечений многогранников для формирование функциональной математической грамотности обучаемых.
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение математики развивает познава¬тельные способности человека, в том числе, — логическое мышление. Обучение ре¬шению задач на уроках математики формирует у учащихся определенный склад ума, дает опыт решения любых практических задач, вырабатывает привычку к систематической и методичной работе. Все это помогает формированию у школьников математической грамотности.
Одно из ведущих мест отводится учебной задаче. Термин «учебная задача» — это то, что выдвигается самим учеником в процессе обучения для выполнения в познавательных целях. Решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебную задачу школьники решают путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Виды учебных задач:
1. задания, в которых имеются лишние данные;
2. задания с противоречивыми данными;
3. задания, в которых данных недостаточно для решения;
4. многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).
Современные требования к результатам обучения ма¬тематики включают помимо овладения предметными знаниями умения применять их в ситуациях по¬вседневной жизни, при решении практических задач. Математические знания и умения должны использоваться в раз¬личных практических ситуациях.
Выдающийся ма¬тематик XX века Д. Пойя, писал, что владение математикой — это умение решать задачи, причем, не только стандартные, но и тре¬бующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности и изобретательности, т. е. проще говоря, всесторонней развитости, на которую в конечном итоге и направлена вся система школьного образования.
Классификация задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, которые изучались на разных этапах и в разных его разделах.
Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной жизни. Для того, чтобы решить задачу, нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные в задаче берутся из реальной действительности.
Практико-ориентированные задачи являются одним из важнейших элементов в развитии математической грамотности учащихся.
Особен¬ности практико-ориентированных задач, отличающие их от других математических задач:
-значимость (общекультурная, познавательная, про¬фессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося);
-условие задачи сформулировано как сюжет, ситу¬ация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из разных разделов основного пред¬мета — математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
-информация и данные в задаче могут быть пред¬ставлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов;
-указание (явное или неявное) области применения результата решения;
-нестандартная структура (когда некоторые эле¬менты не определены);
-наличие избыточных, недостающих и противоре¬чивых данных в условии, делающих его объемным;
-наличие нескольких способов решения, причем, не все из них могут быть известны учащимся. [1].
Решение практико-ориентированных задач является лучшим тренаже-ром математической грамотности. В чем я убедилась на собственном опыте.
Практико-ориентированные задачи в учебный про¬цесс я на¬чала вклю-чать с момента введения модуля «Реальная математика» на государственной итоговой аттестации. Эти задачи применяю на различных этапах урока: актуализация знаний, из¬учение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение.
Взаимодействуя с окружа¬ющей действительностью, дети лучше усваи-вают материал и приобретают первичный опыт использования матема-тических знаний в быту, повышают свой уровень мате¬матической грамотности.
Могу от¬метить положительные моменты, свя¬занные с решением практико-ориентированных задач:
-повышение мотивации учащихся к получению новых знаний;
-более осмысленное освоение нового материала;
-стремление к творческой и исследовательской дея¬тельности;
-приобретение навыков самостоятельной и коллек¬тивной работы;
-осознание учащимися важности математики, как науки, приносящей реальную пользу в повседневной жизни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
1. Волкова, Т. Н. Использование практико-ориентированных задач в обучении математике учащихся основной школы // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. 2017. с. 173–176.
2. Губанова, М.И., Лебедева, Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования [Текст] // Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №12
3. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.
4. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 c.
5. Мацкевич, В., Крупник, С. Функциональная грамотность [Текст] // Всемир-ная энциклопедия: Философия. - Минск, Харвест, 2001. - 312 с.
6. Пожарова Г.А. Практико-ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся/ Г.А. По-жарова. - Текст: непосредственный//Молодой ученый.-2021.-№1(343).С.62-64.-URL: htpps://moluch.ru/archive/ЧФВ
7. Рослова Л. О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48–55.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002.
9. Агаханов Х.Н., Математика. Районные олимпиады. 6-11 классы Н. Х. Агаханов, О. К. Подлипский. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.;
10. Ананьев, Б.Г. Новое в учении о восприятии пространства. // Вопросы психологии. - 1980, №;
11. Атанасян Л.С., Базылев В. Т., Геометрия. Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. и В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 1987. - 382 с.;
12. Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф. идр. Геометрия: Учеб для 10-11 кл. сред.шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013.;
13. Блонский П.П. Память и мышление.// Избранное педагогики и психологии. - М, 1999. - 413с.;
14. Болтянский В.М, Четырехугольники. Квант, № 9,1974.;
15. Большая советская энциклопедия. / Под ред. Введенского Б.А., 1974. - 418с.;
16. Высоцкий И.Р., ЕГЭ 2016. Математик. 3 модуля. Единый государственный экзамен. 25 вариантов типовых тестовых заданий /
17. Высоцкий И. Р., Рослова Л. О., Кузнецова Л. В. и др.: под ред. Ященко И. В. - М.: Издательство «Экзамен», 2016. - 295 с.;
18. Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадом-цев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. - М.: Просвещение, 2002. -384 с.;
19. Глейзер Г.Д. Развития пространственных представлений школьников при обучении геометрии. - М.: Просвещение, 2015. - 356с.;
20. Глейзер, Г.И. История математики в школе: IX-Хкл. / Глейзер Г.И. - М.: Просвещение, 1983. - 351 с.;
21. Гордин Р. К., Подготовка к ЕГЭ. Математика 2014. Решение задачи С4;
22. Дерофеева, Г.В. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы / Дерофеева Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. - М.: Наука, 2001. - 672 с.;
23. Дубровина И.В., Круглова Б.С. Особенности обучения и психики развития школьников 13-17 лет. - М.: Педагогика - 2017. - 341с.;
24. Дыбов, П.Т. Задачи по математике (с указаниями и решениями) / Дыбов П.Т., Осколков В.А. - М.: ООО «Издательство Оникс», 2006. - 464 с.;
25. Погорелов А.В., Геометрия: Учеб.для 7-11 кл. сред. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 383 с.;
26. Прасолов В. В., Задачи по планиметрии, ч. 1. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1986. - 272 с.;
27. Юзбашев А.В., Свойства геометрических фигур - ключ к решению любых задач по планиметрии. Пособие для учащихся 9-11 классов. Москва «Просвещение», 2009.